Мои публикации.
Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.
Повышение мотивации школьников к предмету «литература» является одной из главных проблем литературного образования. Это связано с сокращением часов литературы, влиянием массовой информации, снижением статуса самого предмета и статуса читателя. Повышение интереса к чтению, перечитыванию, к осмыслени художественных традиций может произойти благодаря приобщению учащихся к богатству русских классических шедевров при помощи определённых методических приёмов. Покажем это на примере изучения рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сидорова Ольга Юрьевна
МОУ СОШ№ 31
Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.
Повышение мотивации школьников к предмету «литература» является одной из главных проблем литературного образования. Это связано с сокращением часов литературы, влиянием массовой информации, снижением статуса самого предмета и статуса читателя. Повышение интереса к чтению, перечитыванию, к осмыслени художественных традиций может произойти благодаря приобщению учащихся к богатству русских классических шедевров при помощи определённых методических приёмов. Покажем это на примере изучения рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг».
Для примера выберем один урок с темой «Пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». Сформулируем три цели урока. Образовательные: показать роль пейзажа в рассказе, его значение в раскрытии душевного состояния героя, акцентировать внимание на взаимосвязи человека и природы. Развивающие: развить умение находить тропы и определять их роль в тексте; развивать умение работать самостоятельно; развивать способности работы в группе. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к мнению других, если оно расходится с личным, воспитывать чуткого читателя. Эпиграфом к уроку могут стать известные слова Ф.И.Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Урок начинается с установки учителя, которая является мотивационным этапом. 1. Эмоциональный настрой на тему урока.
- Как в литературе и живописи называется описание природы? - Как вы думаете, художник - пейзажист может передать своё настроение и отношение к тому, что пишет? Что стремится передать на полотне художник - состояние природы или состояние человека? Какое средство является главным для художника, чтобы нарисовать пейзажную картинку? (Краски, выбор цвета).
2. Приёмы привлечения смежных видов искусств.
Показываем слайд №1. Репродукции картин В.Е. Маковского «Ночное», К.В. Лебедева «Бежин луг»; Е. Бёма «Бежин луг»; Б.Кустодиева «Ночное. Костёр»; иллюстрации к рассказу.
- Рассмотрите репродукции и скажите, как авторам картин удалось передать своё отношение к природе? Предлагаем прослушать «Думку» П.И. Чайковского - пьесу-фантазию для фортепиано. Как передаёт композитор своё отношение к природе? 3. Рассказ учителя с элементами беседы. - Чем же отличается описание картины природы (пейзаж) в литературе от пейзажа живописного и музыкального? В живописи художник изображает картину статичную, использует краски, светотень, рисунок. Писатель даёт описание в движении, в изменении. Кроме света, цвета и рисунка, он может передать запахи, осязательные ощущения; рассказать о своих чувствах и переживаниях. Композитор, стремясь передать красоту природы, создает композицию из звуков. Широкая, напевная мелодия 1 части с большой теплотой и любовью воспевает просторы русской природы, ее бескрайние равнины. Писатель, так же как и художник рисует и воспевает как музыкант, но только словом. Сегодня мы с вами познакомимся с таким художником слова И.С.Тургеневым. - Для чего же писатели используют в своих произведениях описания природы? Писатель создал удивительные картины природы, в разные ее моменты и состояния. И все это он создал не красками, а словом. 4. Самостоятельная работа в группах. Ключевым вопросом этого этапа урока станет вопрос: «Какие краски, звуки, запахи использует писатель при описании пейзажа?» Разделим школьников на четыре группы. Начинается самостоятельная работа с текстом рассказа. Первая группа находит в тексте краски дня и ночи; вторая - звуки дня и ночи; третья - запахи дня и ночи; четвёртая - художественные образы. Дети выписывают из текста слова и словосочетания, которые писатель использует в описании пейзажа. Исследуя текст, ребята выписывают слова сначала себе в тетрадь, затем озвучивают, и учитель выносит ключевые слова на доску. Краски: (день) - белый, золотисто-серый, розовый, лиловый, алеет; (ночь) - лилась темнота, все чернело, угрюмый мрак, синева ночи… Звуки: (день) - Нет! (Ночь) -утихало, перепела изредка кричали, утихали шаги, застывающий воздух… Запахи: (день) - пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. (Ночь)- сырость, вечерние пары… Художественные образы: небо, облака, солнце, лучи; ночь- земля, бездна, пустота… Продолжение слова учителя. Тургенев - мастер слова, поэтому он умело использует различные художественные средства, описывая картины природы. Тургеневский пейзаж – это своеобразный гимн красоте и гармонии природы. Не случайно у него обилие торжественных, возвышенных слов, передающих восхищение и наслаждение автора от созерцания мира. - Какие изобразительные средства вы нашли в тексте? Учащимся были предложены разные задания: первая группа - находит в тексте эпитеты, вторая –сравнения, третья - метафоры, четвертая – олицетворения.
Эпитеты: «солнце... светлое и приветно лучезарное... мирно всплывает, свежо просияет»; «неприятная, неподвижная сырость», «пустынное поле»; небольшая ночная птица... пугливо нырнула в сторону»; «громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «глухо отдавались шаги в застывающем воздухе»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул»; «страшная бездна».
Сравнения: облака, «подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, ...почти не трогаются с места»; они «так же лазурны, как небо»; «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым»; «ночь приближалась и росла, как грозовая туча»;
Метафоры: «утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем»; солнце... мирно всплывает»; «хлынули играющие лучи»; «трава... белела ровной скатертью»; «даже с вышины лилась темнота»;
Олицетворения: «заснувшие верхушки» леса; «звездочки... зашевелились»; на дне лощины «торчало стоймя несколько больших, белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного совещания»; «стремительный, безостановочный бег земли»; «жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею».)
5. Творческая работа.
Попробуйте, используя те выразительные средства, которые вы выписали из рассказа И.С.Тургенева, сочинить свою маленькую картинку описания природы. Легко ли это?
Таким образом, « в пейзажах Тургенева многоцветье, переливы красок и света являются непосредственным выражением эстетического богатства природы и средством поэтизации её. Тургеневские пейзажи в подавляющем большинстве представляют воплощение природы, либо восприятия его героев, которые в этом отношении ему близки и выступают в произведении как бы его представителями» [4]. 6. Беседа по анализу текста.
- Как на протяжении рассказа писатель показывает связи между человеком и окружающей его природой?
- Какие эмоции, ощущения и чувства испытывает человек от встречи с природой? (В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила). «Меня тут же охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошёл в погреб»»; «летучие мыши носились…таинственно кружась и дрожа; «какая-то неторная дорожка»; «кругом быстро темнело и утихало»; «нигде не мерцал огонёк, не слышалось никакого звука»; «вдруг очутился над страшной бездной»).
- В какие отношения вступает с природой рассказчик? (Рассказчик вступает с природой в разнообразные отношения. Их описание создаёт соответствующее настроение: то тревожное, томительное, то радостное, бодрое, ясное.
- Можете ли вы сказать, что в некоторых эпизодах человек чувствует себя частью природы? Найдём и перечитаем эти эпизоды. (Ночь у костра: «Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах-запах русской летней ночи». В конце рассказа: «Жидкий, ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать над землёю. Тело моё ответило ему лёгкой, весёлой дрожью». «Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола…» Кстати, и церковь, и звук её колоколов тоже вписаны в пейзаж, гармонируют с природой).
7. Художественная интерпретация (рисование красками).
Задание: изобразите в цвете внутреннее и внешнее состояние повествователя – рассказчика в разные моменты его встречи с природой один на один в рассказе. Рисование происходит под музыку (на усмотрение учителя). Такие рисунки будут носить абстрактный характер. Это могут быть цветовые пятна, любые фигуры в цвете.
8. Представление и анализ рисунков.
Представляя свои рисунки, учащиеся объясняют, почему именно этот цвет выбран, что значит тот или иной изображённый ими символ.
Рисунки размещаются на доске, учащиеся видят, как слово заменяется цветом и как в этом цвете выражаются чувства ученика, осуществляется его открытие смысла и понимание поступков героя.
Приведём примеры такой аналитической работы с рисунками.
Природа в первой части рассказа вызывает у нас чувство радости, спокойствия, умиротворения. Описание наступления ночи звучит как предупреждение: человек бессилен перед тайной природы, она таит в себе так много неизведанного, непонятного, смутного, что вторгаться надо осторожно…
«С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы» [7].
Учитель дополняет и обобщает наблюдения учащихся. Природа в рассказе дается через восприятие автора – рассказчика и мальчиков. Состояние природы: «в такие дни краски смягчены, светлы, но не ярки», «начинали разливаться холодные тени», «ночь приближалась, росла, как грозовая туча», «мрак боролся со сетом», «раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук», «свежая струя пробежала». Состояние человека: «подобной погоды желает земледелец», «ходить было как-то жутко», «странное чувство овладело мной», «мальчики вздрогнули, испугались», «тело мое ответило легкой, веселой дрожью».
Автор – рассказчик двойственно относится к природе: объективно и эмоционально. Иной тип отношения к природе у детей. Для них природа – тайна, загадка, таящая много непонятного, страшного. Совсем иначе чувствует, видит и понимает природу Павел. Как? 9. Работа с эпиграфом урока.
Подумайте, соотносятся ли поэтические строки Ф.И. Тютчева с описанием природы И.С.Тургенева: « В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык».
10. Вывод. Таким образом, «Бежин луг» - произведение о сложных связях человека и природы. «Природа - единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек - таков он и есть… Чем была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы?». По мысли И.С.Тургенева человек связан с природой, у которой есть не только «приветливо - лучезарное», но и грозно-равнодушное лицо. Природа в первой части рассказа вызывает у нас чувство радости, спокойствия, умиротворения. Описание наступления ночи звучит как предупреждение: человек бессилен перед тайной природы, она таит в себе так много неизведанного, непонятного, смутного, что вторгаться надо осторожно… В осмыслении проблемы «человек и природа» сопоставлены позиции:
- гармонически – светлая Природа открыта Человеку, но их безмятежное единство обманчиво;
- Человек противопоставлен равнодушной к нему Природе;
- Человек выделен из Природы как часть «великого, стройного, целого», приближение к которому возможно только через любовь.
Как вы думаете, кто же главный герой в рассказе? Взрослые, дети, природа? («Главнее» их - ночь, огонь костра, звезды на небе, само небо, Земля, солнце. Солнце – символ жизни, света и тепла и создает светящийся контур событий»).
11. Домашнее задание. Письменная рефлексия: закончи фразу «Познакомившись с описаниями природы в рассказе «Бежин луг», я…» Интерес к чтению художественного текста, особенно классического не возникает на уроке сегодня сам по себе. Только активизация эмоций и чувств, стимуляция творчества и мышления может повысить мотивацию к изучению художественного текста. Мысль, конечно, не нова. Любой словесник знает, что урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. Однако далеко не всегда это получается. Сегодня, когда современный школьник не хочет читать и даже слушать книгу, необходимо создавать такую атмосферу радости, удивления, открытия и творчества, при которой дети незаметно для себя увлекутся учением. В этом деле учителю может помочь всё: слово, музыка, краски, театральное действие и др. Только положительные эмоции, только личностный фактор может стать важнейшим стимулом в приобщении современного школьника к чтению классики.
Литература
1.. Курляндская Г.Б. И. С. Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции [Текст] / Г. Б. Курляндская. - Тула: Гриф и К., 2001 - 230 с.
2. Муратов А.Б. Автор - рассказчик в рассказе Тургенева «Бежин луг».- с.191.
3. И.С.Тургенев. Избранные сочинения. Москва «Художественная литература», 1987-671с.
4. Шаталов С.Е. Проблемы поэтики И.С. Тургенева. М.: Просвещение, 1969.
5. Якушин Н.И. Жизнь и творчество И.С. Тургенева. М., 1983.
Комментарии
Повышение мотивации школьников на уроках литературы.
Повышение интереса к чтению, перечитыванию, к осмыслени. художественных традиций может произойти благодаря приобщению учащихся к богатству русских классических шедевров при помощи определённых методических приёмов.