Воспитание культуры исследователя как один из путей повышения эффективности уроков русского языка и литературы

Балакина Наталья Михайловна

 

 

 

В современном обществе развитие  образования требует становления принципиально новых образовательных технологий. Они должны опираться на научное мышление.  Сегодня основными являются четыре универсальных типа мыследеятельности: исследование, проектирование, конструирование и управление. В отличие от трёх других видов деятельности, исследование является самым «деликатным». Его главная цель - установление истины, «того, что есть на самом деле», наблюдение за объектом без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Исследование является основой для дальнейшего проектирования или конструирования, которые, прежде всего, направлены на преобразование окружающей действительности. Формирование исследовательской позиции школьников  является важнейшей задачей
образования и воспитания.
Организация исследовательской работы с учащимися в изучении русского языка и литературы дает возможность решить ряд задач:
- осуществить более глубокое и прочное освоение учебного материала,
значительное расширить кругозор учащихся;
- познакомить с методами исследования, научить выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании;
- показать алгоритм эксперимента и методы анализа его результатов;
- включить ребенка в контекст научного исследования;
- научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи;
- приобщить к разнообразным формам организации исследовательской работы, формам итогового оформления и оценивания ее результата.
Исследовательская деятельность учащихся - это и:

- путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных программ и достижения соответствующих образовательных стандартов;

 - инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся;
- способ профориентации и начальной профессиональной подготовки;

- средство обретения молодёжью культурных ценностей, вхождение в мир культуры через приобщение к культурным традициям, способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию.

Кроме того, современный российский рынок нуждается в высококвалифицированных, профессионально мобильных и конкурентоспособных специалистах.
Исследовательская деятельность - это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск.
Очень важным является привлечение к исследовательской деятельности не только старшеклассников, но и учащихся среднего звена школы, и даже младших классов.

Анализ исследовательских интересов школьников  раскрывает мир духовных, нравственных, этических проблем.

Вместе с формированием личностных качеств и исследовательской позиции ребят растёт и профессионализм учителя - наставника, педагог самосовершенствуется, овладевает новыми технологиями.
Научно-исследовательская деятельность учащихся рождает интересные формы взаимодействия педагогов и учащихся, становится необходимой, органически вписывается в общий педагогический процесс, становится мощным фактором, влияющим на результативность труда школьного коллектива, развитие педагога и ребенка.
Одной из главных задач развития познавательной деятельности учащихся в процессе образования является организация детской научно-исследовательской деятельности. Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется, главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные интерактивные технологии. Несмотря на это - внеурочная работа учащихся - благоприятная почва для решения этих задач.
Научно-исследовательская деятельность школьников помогает решать задачи развивающего образования:
• повышает престиж знаний, общую культуру, совершенствует навыки учебной работы;
• развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление;
• обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно пережить успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах, расширяет контакты с учениками других школ, а при использовании интернета - учит взаимодействовать с учителями и учеными.
Поэтому, одной из важнейших задач, сегодня является подготовка школьника-исследователя, владеющего современными методами поиска, способного творчески подходить к решению проблем, пополнять свои знания путем самообразования.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в течение всего учебного года в школе обусловлена и объективным фактором в настоящее время наука все в большей мере становится непосредственной производительной силой не только в сфере идей. Современный ученик как творческая, социально активная личность нового типа может формироваться только в процессе исследовательской, поисковой работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью.
Успех деятельности учителя во многом определяется тем, насколько он является участником исследовательской работы, насколько он владеет инструментарием исследовательского труда, как важной составной части общей педагогической культуры учителя.
 Он выступает организатором, режиссером, соучастником коллективной деятельности.
1. Объяснение цели предстоящей работы.
2. Организация творческих групп обучающихся.
3. Подбор исследовательских заданий.
4. Контроль за ходом работы.
5. Попеременное участие в работе групп (уроки-семинары, заседания Круглого Стола, конференции) но без навязывания своей точки зрения, как единственно возможной, а побуждая к активному поиску.
6. Организация активных форм обсуждения и оценивания проделанной работы.
Для гармоничного развития личности необходимо создание развивающей исследовательской среды. Этому служат общешкольные, городские конференции, конкурсы, акции, защиты научных проектов. В течение учебного года целенаправленно работать над формированием исследовательской культуры обучающихся.

Таким образом, участие в научно-исследовательской деятельности, дает обучающимся следующие преимущества: ученик работает активно и самостоятельно:
- реализуется целеполагание: ученик знает, чем он будет заниматься;  проявляются творческие способности;
-развиваются у школьников способы овладения познавательной,
рефлексивной, коммуникативной деятельностью.
Сегодня нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо деятельностное включение в процесс своей подготовки, то есть умение выстраивать исследовательскую позицию по отношению к себе и своей деятельности, критически анализировать и оценивать эффективность проводимых работ.