Мои выступления перед педсообществом.

Косарева Елена Васильевна

Это обобщенный педагогический опыт учителя русского языка и литературы за несколько последних лет. Автор Косарева Е.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                          УТВЕРЖДЕНА

                                                                        решением Совета  муниципального              

                                                                        общеобразовательного  учреждения

                                                                        лицей №5  от  15.03.2007  №

                                  Аналитическая  справка

                  учителя Косаревой Елены Васильевны

                          муниципального  общеобразовательного

                          учреждения  лицей №5

                                 г.Каменск- Шахтинский

                                              2006г.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧНИИ И ВОСПИТАНИИ

1.ВВЕДЕНИЕ.

     Я, Косарева Елена Васильевна, в образовательном учреждении лицей №5 г.Каменска- Шахтинского Ростовской  области  работаю учителем  русского  языка  и литературы  10  лет. Вместе с коллегами участвовала  в становлении педагогической  позиции  этого  образовательного  учреждения, прежде  всего  в части  филологического  образования. Школа, пройдя этап Федеральной экспериментальной площадки, сформировала оригинальную модель образования «Муниципальное образовательное учреждение как градообразующий  фактор», в разработку и  реализацию которого мне удалось внести  свой вклад.

             В настоящий момент я в той или  иной мере участвую в следующих областях деятельности  педагогического  коллектива лицея №5 (материалы взяты из протокола педагогического совета школы по итогам 1 полугодия 2006-2007уч.года).

1.Проект развития «Формирование человекосообразного образовательного   пространства», в следующих  его частных направлениях:

  1. реализация новационной технологии проектной деятельности в подростковой школе
  2. формирование высокого уровня интеллектуальных притязаний учащихся
  3. формирование высокого уровня обученности учащихся посредством     целенаправленной   организации собственной образовательной деятельности

2.Проект развития «Формирование социально активной личности», в следующих его частных направлениях:

  1. развитие творческого потенциала лицеистов
  2. формирование  активной жизненной позиции  через социальные  проекты.

3.Проект развития «Социальная школа», в следующих его частных направлениях:

  1. формирование и утверждение позиций социально активной школы                    
  2. организация досуга лицеистов  с целью защиты от антикультуры.

4.Проект развития «Демократизация образовательного процесса», в следующих его частных направлениях:

  1. формирование личности, способной ориентироваться в системе социальных связей и отношений, с четким пониманием необходимости установления толерантных отношений в обществе

6.Проект развития «Образование – рентабельная  отрасль народного хозяйства», в частном его направлении

  1. активная работа и особое качество образовательной деятельности, способствующие  победе лицея  в конкурсе национальных проектов и получению «Президентского  Гранта».

         Несомненно, что я, Косарева Е.В., являюсь частью  лицейского педагогического сообщества, и мое представление о педагогической деятельности формировалось в команде единомышленников, профессионалов, людей, любящих свое дело. Именно поэтому я начала с общих положений жизнедеятельности МОУ лицей №5 г. Каменска, поскольку мои педагогическая позиция  лишь частный  случай лицейской образовательной системы.

2.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

       На современном  этапе моя педагогическая позиция  как учителя русского языка     и литературы лицея №5 может быть представлена следующим  образом:

2.1 Направление обучения: личностно ориентированное, в основе       которого деятельностный подход

2.2 Концептуальные основы преподавания русского языка и литературы с точки зрения  деятельностной парадигмы

Какие бы преобразования ни касались школы, неизменными  остаются субъекты  образовательной системы: учащийся, то есть человек в его детском, подростковом, юношеском возрасте, и учитель – взрослый человек. Образование есть процесс взаимодействия учителя и ученика, главной целью которого является развитие потенциальных возможностей ребенка, не изменение его природы, а сохранение, облагораживание того, что заложено в каждом ученике.

Деятельностный подход в филологическом образовании я понимаю как целенаправленную, осознанную познавательную и творческую активность, помогающую  ребенку познавать мир и себя через слово, благодаря слову, в слове.

Коцепция филологического  образования как  деятельности основывается на понимании учащегося и учителя  как субъектов образовательной системы и распространяет деятельностный  подход на все конкретные формы преподавания русского языка и литературы.

Учитывая принятые учебные стандарты, деятельностный подход в преподавании расставляет новые акценты 

  1. в способе взаимодействия  учителя и ученика (субъект – субъект)
  2. обучения как приобретения суммы знаний (информации) и обучения как формирования самостоятельных навыков и умений в соответствующей  форме деятельности
  3. в понимании и претворении в образовательных технологиях парадигмы: субъект деятельности – деятельность – предмет деятельности;
  4. в понимании  и преподавании русского  языка и литературы  как школьных предметов, в основе которых  - в проекции на личность учащегося – словесная деятельность.

В этом смысле данная педагогическая позиция может быть названа новаторской, хотя в ее основе понятия достаточно традиционные:

-та гносеология, которая признает, что постижение мира происходит в форме  собственной деятельности человека,

-та педагогика, которая видит  и ценит в учащемся самодеятельного творца и одновременно звено в непрерывном развитии  трудовой, интеллектуальной, духовной деятельности народа.

2.3 Методическое обеспечение

 3.1.технологии :   РО(развивающее обучение)                русский    язык 5-9 кл.                                                                                          

                                                  литература     5-6 кл.

     ПД(проектная деятельность)                   литература   7-9  кл.

     Нелинейное образование                    русский язык 10-11 кл.

                                                                     литература    10-11 кл.

3.2.учебные пособия :

                русский язык 5-9 кл.             под ред.М.М.Разумовской,П.А.Леканта

                                                                                                                                   русский язык 10-11кл. под ред.   А.И.Власенкова,Л.М.Рыбченковой

                                                                                                       

               литература 5-11 кл.                                  под ред.     Т.Ф.Курдюмовой

2.4 Описание технологий

4.1.Развивающее обучение (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) русскому языку (5-9) класс.

Основные положения  РО можно представить следующим образом:

-цель развивающего обучения – создать условия для саморазвития каждого  ученика;

-основа развития в таком  обучении – формирование и реализация учебной деятельности самого учащегося;

-ученик, обладающий сформированной  учебной деятельностью, имеет устойчивый познавательный интерес, способен ставить цели, осуществлять их, контролировать, оценивать  по результату деятельности себя и в зависимости от этого  ставить новые цели.

      В рамках лицея мною пройдены этапы апробации  и становления этого способа обучения, а также распространения педагогического  опыта, в частности я участвовала в подготовке учебно-методического пособия «Модернизация образования. Опыт проектирования образовательной системы лицея», который вышел в г.Ростове-на-Дону,Изд. РО ИПК и ПРО в 2002году.

      Содержание предметной области русский язык(5-9кл.) литература(5-6кл.) соответствует программным требованиям, мы используем лишь новый  способ подачи материала. Это было вызвано осознанием  извечной педагогической проблемы, состоящей в том, что цель, поставленная учителем для достижения на уроке, зачастую не становится личной целью ученика. В РО я нашла пути   к формированию технологии превращения  теоретической проблемы  материала в личную  проблему ребенка.

     Такое превращение происходит в процессе  анализа и решения  школьником  учебных  задач, когда он, выполняя привычную  деятельность, обнаруживает явление, для действия  с которым известный  ему способ  не подходит. Анализируя  условия ситуации  затруднения, ученик обнаруживает «секрет», то новое, способа  действия с которым у него  нет, чувство  собственной несостоятельности, недостаточности  определяет  постановку  цели – анализа материала и поиска решения. Далее учащиеся  в коллективном диалоге  выстраивают и проверяют  гипотезы, определяют ход  поиска и открывают новый способ, новое понятие.

      Весь процесс  формирования учебной  деятельности состоит  из  решения  таких задач: от учебно-практических к учебно-исследовательским и учебно-теоретическим.

     Новое  содержание предмета  становится  доступным ученикам за счет поисково-исследовательской  деятельности, которая обеспечивается  и особым методом развивающего  обучения – совместным решением  учителем и учащимися  учебных задач. Таким образом  учебная задача  становится  личностно значимой для ученика, а полученные  знания глубокими и прочными.

     Результативность.

1.Общественная экспертиза в лице Н.В.Репкиной, психолога экспериментальной школы №31 г.Луганска  (1999г.) , определяла

-уровень креативности

-уровень сформированности  учебной деятельности у учащихся.        

Отзыв положительный.

2.Участие в  городском конкурсе  «Учитель года – 99»             -  1место.

3. Являлась представителем  лицея №5 г.Каменска-Шахтинского на научно-практической конференции Международной Ассоциации «Развивающее обучение» (сист.Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)  г.Королев Московской обл.(2000г.), где обсуждались проблемы  развивающего обучения.

4. Награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ, приказ от 23.06.2003г.№140/22-17

5. В городской олимпиаде по русскому языку Мельник О. ( 2005-2006 уч.  год 9кл  3 место)  

 4.2.Проектный способ обучения литературе в подростковой школе (7-9кл)

Выбор этого способа обучения был продиктован некоторыми несоответствиями:

- между увеличивающимся  объемом информации, которую должен присвоить ученик, и уменьшением количества учебных часов;

- между высокими требованиями к уровню общего базового образования и отсутствием интереса  к чтению у детей;

- между «монументальностью»  литературных знаний и невозможностью применить их в жизни (это несоответствие станет очевидным, если стать в позицию современного подростка).

Ценность проектного способа обучения заключается в том, что он в целом  стимулирует  интерес учащихся к самостоятельному решению значимых для них проблем:

- к собственному приобретению знаний, которые могут быть использованы в жизни;

- к получению реального, имеющего социальный и личностный смысл, результата;

- к  творческой деятельности по конструированию новых объектов.

Мое глубокое убеждение, что данный способ обучения создает условия как  для развития интеллектуальных способностей ребенка, так и для формирования ключевых умений и компетенций. Работа в проекте побуждает учащихся проявлять  следующие способности:

  1. к целеполаганию;
  2. к самообразованию и самоорганизации;
  3. к синтезированию, интеграции и обобщению информации  из разных источников,в том числе и мультимедийных, Интернет;
  4. видеть проблему, выдвигать  гипотезы;
  5. делать  выбор и принимать решения;
  6. осмысливать свою деятельность с позиций ценностного  подхода и др.

        Мною в составе творческого  коллектива были разработаны технологические шаги, чтобы система была эффективной и целесообразной. В общих чертах это можно представить в таблице (см. Прилож.№1 «Деятельность ученика и учителя в проекте»). Кроме того механизм образовательного проекта в предметной области литература (7-9кл) описан мною в статье «Проектирование  как способ активизации учебной деятельности учащегося», которая опубликована в «Сборнике творческих наработок членов педагогического коллектива лицея» г.Каменск-Шахтинский,2006г(см.Приложение №2).

Результативность.

1.Общественно-профессиональная  экспертиза группы учащихся  и учителей научно-педагогического  объединения «Школа  самоопределения» №734 г.Москвы  под руководством А.Н.Тубельского 2000-2001 уч.год, которая оценивала

-уровень демократизма учителя

-уровень толерантности и свободы волеизъявления учащихся;

оценка  деятельности, в том числе и учителя Косаревой Е.В.,  положительная.

2.Мои ученики стали призерами городских олимпиад по литературе

  1. уч.год       1 место,
  1. уч.год       2место;

2005-2006  уч.год         5 место в областной олимпиаде по литературе.

3.2005-2006 уч.год мой ученик Дегтярев Д 10ИТЭФ кл. стал дипломантом областного конкурса исследовательских работ учащихся, участников Всероссийского туристско-краеведческого  движения «Отечество», в номинации «Моя родословная».

4.Награждена Грамотой за активное участие во 2 городском педагогическом марафоне учебных предметов  (2004г.). Открытый урок литературы в 8 классе «Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Разработка проекта»

Приложение №1. Деятельность  ученика и учителя в проекте.

1этап. Постановка целей

  1. ученик  анализирует содержание  учебного  материала, выделяет в нем  главное и наиболее  интересное для него; соединяя программные требования и собственный  интерес, формулирует цель
  2. учитель помогает выявить интерес ученика и сформулировать цель.

2этап. Планирование

  1. ученик планирует шаги продвижения в предметной  области, определяет  способы и методы достижения  цели;
  2. учитель при необходимости корректирует  план ученика.

3 этап. Исследование

  1. ученик самостоятельно находит учебный  материал и исследует  заявленную  тему, в процессе работы старается  самостоятельно  корректировать схему продвижения в решении проблемы, в случае  затруднений, обращается за консультацией к учителю;
  2. учитель помогает определить, какими источниками информации стоит воспользоваться, в ходе исследования  помогает выявить ошибки.

4этап. Отчетность

  1. ученик представляет результаты  своего  исследования коллективу, учителю и всем желающим, причем форму отчетности ученик выбирает  сам и может это делать на любой стадии работы  над проектом;
  2. учитель помогает при необходимости представить  ученику  итоговую работу.

5этап. Оценка

  1. ученик оценивает  свою деятельность, ее результаты в соответствии с познавательной  целью
  2. учитель дает оценку представленной работе, организует  коллективное обсуждение данной  работы для определения  оценки  коллектива.

Приложение №2.

 Проектирование  как  способ активизации  учебной  деятельности      учащегося.

                                                                       Воспитание  должно  создавать                        

                                                                       личность с    самостоятельной                                                                                                                                                                                                                                                                            инициативой, с критическим        отношением  ко  всему  окружающему.      

                                                                                                     В.М.Бехтерев

    Ни  для кого  не  секрет,  что  в силу  возрастных  особенностей  развития  подросткам  трудно  сконцентрировать  свои  усилия  на  учебе. Одной из  основных  задач  преподавателя, работающего  в 7-9 классах,   является  активизация  учебной  деятельности  учащихся. Существуют  различные  методы  и приемы, мотивирующие  познавательную  активность  ребят. Одним  из  таких  способов  можно  считать  проектирование, которое помогает  решать методические  задачи   учителю, но  при  этом сохранять привлекательность  учения  для  ребят  в  силу  необходимости  создания  общего  для  всех  участников  проекта  «поля  интереса».

      Проектирование – один  из  способов, который  формировался  на  теории «отмирания  школы», его  целью является  расширение  источников  познания и исключение  из школы  нормирования  и формализма.

   В условиях  современной  школы  возможны  различные  виды  проектов: социальные, творческие, прикладные, образовательные и пр.   Различие  их  заключается  в целевых  установках и соответственно -  в полученном  результате. Образовательный  проект   интересен тем, что побуждает  ученика   занять  позицию активного участника  поиска  и  присвоения  нового  знания. В подростковой  школе, когда  наблюдается  снижение познавательного  интереса, подобная  деятельность  позволяет  сохранить интерес  учащихся  к учению, а часто и актуализировать его.

  Каков  механизм  образовательного  проекта?

  Первый и самый  важный  этап – МОТИВАЦИЯ  к образовательной  деятельности. Сложность этого  этапа  в том, что учителю  необходимо в изучаемом  материале  предметной  области  выявить то, что заинтересует учащихся  в такой  степени , что приведет   его  к осознанному  выбору  дальнейших  самостоятельных  шагов  в  обучении.

На  этом  этапе  важно  выявить, чего  мы  хотим  добиться  в процессе  работы  над  проектом. Наличие  целевой  установки  поможет отследить  и промежуточные  результаты  деятельности, и насколько  исчерпывающим стал  итоговый результат. Также  очень  важно, чтобы формулировка целевых  задач   оставляла  простор  для  самостоятельных  шагов  ученика, не  имела  однозначного   или  очевидного  ответа.

  Второй  этап – отслеживание  продвижения ученика  в  теме, координация действий и согласование. Задача  учителя организационная, но при  этом  важно  соблюсти корректность: отследить  продвижение  ученика  относительно  его самого, а не  относительно  одноклассников, важно  сохранить и поддержать стремление  ребенка  к поиску.

   Третий этап – защита проекта, в процессе чего  соотносится  то, что  являлось  целью  и то, что  получилось. Задача  учителя  организовать  этот  урок  так, чтобы  он  не был  проходным, а стал  событием для  участников  проекта, таким  образом стимулируется  последующая  самостоятельная  работа  учеников.

    Четвертый  этап – рефлексивный  анализ  деятельности. Необходим он  прежде  всего  ученику чтобы  выявить  и собственные  победы, и собственные  ошибки, чтобы  отследить  свое  продвижение   относительно  самого  себя и одноклассников, чтобы  уметь объективно  оценивать  и свои  достижения, и результаты других.

    Это  теория. На практике  же  трудности организации  проектного  способа  обучения     компенсируются    результативностью  деятельности  учеников. Воодушевленные  заинтересованностью, ребята довольно  часто  шагают значительно  дальше  запланированного  и ожидаемого. Осмелюсь  предложить     несколько  частных  случаев  работы  в проекте  на уроках  литературы  в  7-9 классах. Обучение  ведется  по учебникам, составителем  которых является   Т.Ф.Курдюмова.

    Трудно  найти   интересную  форму  для  ознакомления  с   биографическими  данными  писателя, тем более  это  затруднительно,  если возраст  диктует интерес   к  самому  себе, требует нивелировать   авторитеты. Какой  бы  интересной ни  была  статья  учебника  о писателе, учитель  сталкивается с явным отсутствием  заинтересованности со стороны  учеников.

    Совместно  с учениками  мы  разработали несколько  видов  проектов, позволяющих  неформально знакомиться  с писателем.

   7класс. Проект «Издатель». Форма работы - индивидуальная. Предлагается  по  завершении изучения  одного  из   тематических  блоков. Суть  проекта  заключается в том, что ученик  выступает в роли  издателя  одного из прочитанных  произведений.  Просмотрев с ребятами книги различных  издательств, выявили необходимые  составляющие  хорошо  изданной  книги: красочная  обложка, аннотация, сведения  об авторе, иллюстрации, текст произведения. Поскольку тексты произведений  уже прочитаны, то мы  заменили их  отзывом  на прочитанное произведение.

   Осуществляя проект, ученики сталкиваются  с некоторыми  трудностями. Во-первых, какие  данные биографические стоит  отбирать? Во-вторых, как написать хороший  отзыв? В-третьих, как  поступить, если  не  можешь  хорошо рисовать, а хочется  иметь и достойную обложку и подходящие иллюстрации? В-четвертых, что такое  аннотация  и как  ее правильно  составить? Не  нужно  объяснять, как доволен  учитель: то, чему он  должен научить, является  крайне  необходимым  каждому  ученику  класса. Кто-то нуждался в полноценной  консультации  учителя, кому-то нужно  было  разобраться  с некоторыми  неясностями, а кто-то справился  сам. Любая  из  этих  позиций   ценна, потому  что  учит ребенка видеть область  знания и  незнания, учит искать пути преодоления незнания. И еще  очень важно то, что ребенку  удается  реализовать  свои  творческие  задумки. Вопрос  с рисованием ребятами  был разрешен  следующим  образом: можно  пригласить, то есть заинтересовать  в сотрудничестве художника, можно  найти  среди  картин  русских  художников такие, которые  могли бы  служить иллюстрациями (см. И.Репин  «Бурлаки на Волге» и Н.Некрасов «На Волге»), но чаще  все-таки ребята рисуют  сами.

  8класс. Проект «А знаете ли Вы?», форма работы - индивидуальная. Проводится 3-4 раза в год, предшествует  изучению  произведения. Цель проекта: найти такие  факты  биографии писателя, с которым  знакомимся, которые   были бы необычны и интересны. С ребятами договариваемся, что при  работе  доверяем  себе: раз интересно было тебе, значит, будет интересно и ровесникам. И еще одно  не менее важное: достоверность  информации  доказываем  указанием  на источник. И напоминаем, что сообщение, сопровождающееся  визуальным  рядом, всегда интереснее. В начале урока  выстраиваем  хронологию выступлений (от предков писателя до потомков его). В конце  урока  обязательно  совместно определяем, чья информация оказалась  самой интересной, самой необычной, самой неожиданной. Кстати сказать, дети, не подозревая того, приносят  иногда информацию, совершенно совпадающую с материалами  учебника, но добытую из других источников. Если совпадение обнаруживается, то мы приходим к выводу, что у нас  хороший  учебник и его стоит  читать, и тогда  знакомство со  следующим  автором нам помогает провести именно учебник.

  9класс. Проект «Виртуальное  интервью с писателем». Форма работы – индивидуальная. Цель проекта все та же: знакомство с автором изучаемого  произведения. На первом этапе ребята формулируют  вопросы, которые  они хотели  бы задать человеку, чьи произведения  они  читали (количество вопросов ограничиваем  в обсуждении с ребятами). Задача учеников: найти  ответы  на свои  вопросы, причем  ответ должен быть абсолютно  достоверным, то есть это  могут  быть  высказывания  самого писателя, выдержки  из  его  писем, дневников, произведений, а также  высказывания его современников, людей, его  знавших. Когда ученики  формулируют  вопросы, они  не предполагают, на какие  трудности  себя  обрекают.  Мы с ребятами  договариваемся, что корректировать  вопросы  можно  лишь в крайней  ситуации. И, пожалуй,  еще  одно принуждает ребят  идти  до конца  как бы трудно  ни  было: в вопросах  их интерес к личности (может, с методической точки зрения эта позиция и неверна, но никаких  ограничений, кроме  количества, мы в формулировании  вопросов не вводим). Как учителю  мне  кажется важной  такая  работа (хотя, признаюсь, вопросы и ответы иногда бывают щекотливыми), потому что в результате писатель перед  учеником  предстает не как  изваяние «веков, давно  минувших», а живым, реальным и понятным в своих  человеческих  порывах. Дети совершенно по-другому  начинают относиться и к произведениям писателя.

   Несомненное достоинство проектного  способа  обучения  заключается  в том, что, продвигаясь в проекте, решая  конкретные  целевые задачи, ученик  обнаруживает новые  области непознанного, и в глубине  одного  проекта всегда  зарождается новый, который  заставляет  двигаться  дальше. Таким  образом, учителю нет необходимости  объяснять ученику, зачем  изучать то или  иное, ученик  заинтересован в преодолении  собственного  незнания, учителю  остается  лишь  направлять  в нужное  русло.

     Использование мультимедийных  технологий делает  детские проекты чрезвычайно интересными (слайд-шоу, учебные фильмы, кол лаж). Кроме того, использование компьютера позволяет мотивировать процесс создания продукта, индивидуализировать и интегрировать его.

                                                                                                                           

Результативность

1.Общественно-профессиональная  экспертиза группы учащихся  и учителей научно-педагогического  объединения «Школа  самоопределения» №734 г.Москвы  под руководством А.Н.Тубельского 2000-2001 уч.год, которая оценивала

-уровень демократизма учителя;

-уровень толерантности и свободы  волеизъявления учащихся.

Оценка  деятельности учителя Косаревой Е.В. положительная.

2.Мои ученики стали призерами городских олимпиад по литературе

  1. уч.год       1 место,
  1. уч.год       2место;

2005-2006  уч.год        5 место в областной олимпиаде по литературе.

3. 2005-2006 уч.год мой ученик Дегтярев Д. 10ИТЭФ кл. стал дипломантом областного конкурса исследовательских работ учащихся, участников Всероссийского туристско-краеведческого  движения «Отечество», в номинации «Моя родословная»

4.Награждена Грамотой за активное участие во 2 городском педагогическом марафоне учебных предметов  (2004год). Открытый урок литературы в 8 классе «Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Разработка проекта»

    4.3.Нелинейное образование в старших классах (10-11).

     Пройдя ступени Ро, проектной деятельности, передо мной встал вопрос: как учить детей  старших классов. Я поняла, что учащихся надо вооружить универсальным способом обучения - самообучение. Данный способ преподавания  вырос из требований настоящего времени: образование  должно обеспечить не только полноценное личностное, социальное, культурное развитие ребенка, но и готовность  его к дальнейшему развитию и самообразованию. Поэтому процесс обучения перестраивается так, чтобы обеспечить  возможность и готовность осуществить непрерывное образование.

    Эффективность самообучения зависит в большей  степени от уровня внутренней  мотивации. Важно формировать  у учащихся умение самомотивировать  свою деятельность, умение  выполнять все типы работ, направленных на овладение компетенциями, присущими данной предметной области, умение выполнять самоконтроль и самооценку. Правильная организация учебной деятельности, где задачей  учителя  является помочь учащимся  стать в субъективную  позицию, дает возможность учащемуся избирать конкретный путь  и темп работы в зависимости от  своих особенностей и возможностей.

     Для решения практической задачи проблемы обучения в старшей школе мною разработан метод систематизации и совершенствования знаний учащихся по русскому языку в 10-11классах (см Прил.№3). Используя данный  метод, я прихожу к выводу, что старшеклассники способны  брать  ответственность на себя за свою учебную деятельность, а именно: ставить себе цель, определять содержание, выбирать определенные  методы и приемы, оценивать полученный результат. Учащиеся  имеют возможность  продвигаться  в учебном пространстве с учетом  своих психологических  особенностей и уровня знаний в данной области. Такая организация автономного  обучения  повышает степень  самостоятельности  учащихся старших классов, что помогает  им реализовать  свои потребности в образовании.

    Использование  данного метода на уроках русского языка  повышает качество знаний учащихся и способствует  воспитанию ответственности  в каждом из учеников  за  результаты своего образования. При такой  организации  преподавания  поменялась  моя роль как учителя. На  разных  этапах деятельности  учащихся  я овладевала  целым  рядом  ролей: помощника, источника информации, консультанта, партнера. Такая  позиция дает мне возможность  наблюдать за продвижением  каждого учащегося  и помогать  ему в формировании  своего стиля учения.

     Использование  компьютерных технологий в практической  части при таком способе обучения становится настоятельной необходимостью. Именно обучение с помощью компьютера соответствует  принципам  индивидуализации и при  этом   несет  огромный  мотивационный потенциал. При обучении  с использованием  компьютера хорошо  осуществляется  контроль за счет того, что с его  помощью решается проблема  обратной  связи. Компьютер создает  также  условия  для интенсификации процесса  обучения.

Задачи ближайшего  времени: подбор или  разработка  программного мультимедийного  обеспечения   практической части  данного  метода обучения на весь период обучения (10-11кл). Хотелось бы отметить, что данный способ обучения  позволяет  использовать  интернет-ресурсы, а также  интегрировать очную и дистанционную формы обучения. Это то, над чем  я сейчас  работаю.

Приложение №3

Технология нелинейного образования в старшей школе (русский язык 10-11кл)

Весь программный  материал разбит на содержательные блоки, каждый  из которых имеет практическое  выражение в заданиях  части А, В или С      ЕГЭ по русскому языку.

Этапы работы.

1.Выявление проблем.

Учащиеся выполняют тестовую работу с целью выявления  индивидуальных проблем в определенном блоке учебного материала.

Форма работы - индивидуальная.

2. Определение  шагов продвижения с целью  устранения проблем.

Учащиеся составляют индивидуальный план, в котором систематизируют  учебный материал, необходимый для решения  частных  задач.

Форма работы – индивидуальная.

3.Погружение в проблему.

А) Учащиеся исследуют  теоретический аспект проблемы. Продуктом осознания является выступление на уроке обобщающего повторения.

Б) Учащиеся  самостоятельно (либо с помощью учителя)  отбирают практический материал. Система тренировочных упражнений  вырабатывает  у учащихся умения и навыки, которые  позволяют осуществлять  самоконтроль. Оптимизация достигается за счет  использования компьютерных программ ( например 1С:репетитор Русский язык)

Форма работы – индивидуальная.

4. Рефлексия.

 Анализ своей  деятельности и выход на новые проблемы.

Результативность.

3.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЯ

3.1Основные положения.

При всей совокупности воспитательных задач для меня в процессе воспитания ребенка  являются важными следующие  положения:

  1. воспитание возможно  лишь при  глубоком  знании индивидуальных особенностей личности каждого ученика
  2. в воспитании должен преобладать деятельностный подход
  3. воспитание  возможно лишь тогда,
  4. когда между учителем и учеником возникают личностные отношения.

3.2 Мониторинг  развития  личности ученика

Обследование личности ученика производится  по следующим параметрам:

1.Физический мониторинг

  1. общее физическое развитие
  2. диспансерное наблюдение
  3. наблюдение за обращениями по поводу ОРВ

2.Диагностика умственной деятельности

  1. диагностика  умственной  деятельности
  2. мотивация поведения
  3. уровня притязаний и самооценки
  4. диагностика  психологического  самочувствия

3.Социологический мониторинг

  1. семейной ситуации (состав семьи, образовательный уровень родителей, характер взаимоотношений в семье)
  2. социальный статус ученика в коллективе
  3. диагностика развития социального поведения
  4. уровень тревожности

4.Педагогический мониторинг( успеваемость в различных предметных областях)

       В апробации и внедрении в воспитательную работу данной системы  мониторинга я принимала  непосредственное участие. На первых порах серьезную помощь оказала служба психологов, которая существует в лицее.

     Лишь глубокое изучение  особенностей личности ребенка  делает процесс воспитания  целесообразным и осмысленным. Категории «душа», «личность»  слишком деликатные вещи, чтобы пытаться их формировать, не зная их индивидуальных  особенностей.

     Мониторинг мне очень помогает в работе с детьми, позволяет установить личностные отношения с моими подопечными. При этом отношения  зиждутся на уважении каждого ребенка. Мониторинг помогает  увидеть, с какими проблемами ребенок  идет по жизни, зная проблемы, я могу понять  мотивы поведения, помочь, если ребенок нуждается.

В рамках мониторинга развития личности  провожу ежемесячные занятия с учениками класса «Познай самого себя» (исп. «Психология в помощь классному руководителю»).

3.3Деятельностный подход в воспитании.

В его основе – социально значимый проект.

Этапы проекта:

1.Планирование деятельности классного коллектива на определенный период (обычно, на полугодие) через интерактивные способы взаимодействия коллектива

  1. определяются  дела, которые и нашему классному коллективу было бы интересно прожить, и окружающим была бы польза; планирование нелинейное: параллельно могут осуществляться несколько проектов;
  2. определяются  ответственные за реализацию проекта, они  набирают группу соратников; при этом один ученик  может быть руководителем одного из проектов, вместе с этим быть исполнителем какой-то части дела в другом проекте, и при этом выполнять разовые поручения в третьем проекте
  3. определяются шаги выполнения и сроки

2.Подготовительный этап

  1. сбор материалов
  2. согласование места, времени проведения мероприятия

3.Реализация проекта

4.Рефлексия деятельности.

Учитель выступает в роли координатора.

      Мои ученики живут полнокровной школьной  жизнью, в которой есть много интересного, кроме уроков. Классный  коллектив отличается сплоченностью, чувством локтя, уважительным отношение к каждому члену ученического  сообщества. Мои ученики всегда  занимают активную жизненную позицию, в них постепенно формируется самостоятельность в принятии решений, ответственность за  свои поступки, гуманистический взгляд на жизнь.

Самые значимые  социальные проекты.

1.Прект «Антинаркомания».

Учащиеся выступают в роли  тренеров в детском коллективе, организовывая работу в группе, проводят тренинг о вреде наркотиков.

Способ: равный обучает равного.

 Цель проекта:

  1. профилактика наркозависимости, табакозависимости;
  2. формирование коммуникативных навыков;
  3. воспитание ответственности за свои поступки.

        Статья в газете «Пик» г.Каменск-Шахтинского от 20.04.2004г.(см.         приложение №4) рассказывет о первом поколении волонтеров. Заканчивая школу, они обучили технологии тренинга  моих новых учеников. В 2006-2007уч. году новое поколение волонтеров провели тренинги о вреде наркотиков в 6Р1, 6р2,7Р1,7Р2,8Р1,8Р2,9Р1,9Р2 классах нашей школы, а также разработали тренинги о вреде курения  и провели в 6Р1,6Р2,7Р1,7Р2,8Р2 классах нашей школы.

2.Прект «Милосердие» осуществляется на протяжении 5 лет. Учащиеся встречаются с детьми Центра социальной реабилитации детей и подростков (г.Каменск- Шахтинский).

Цель проекта:

  1. формирование гуманистических ценностей;
  2. формирование коммуникативных навыков;
  3. формирование гражданской позиции ученика.

Используя способ «равный обучает равного», мои ученики с ребятами из приюта проводят игры на раскрепощение, установление  доверительных отношений,  на сплочение коллектива. В каждой новой группе  Центра мы проводим  тренинг о вреде наркотиков. В рамках областной благотворительной акции «Рождественский перезвон» в 2004,2005г. (первое поколение учеников), в 2006г.(второе поколение) годах мои ученики в лицее организовывали сбор  новогодних подарков для детей Центра социальной реабилитации.  

           Разработан и осуществляется проект «Выпускник», целью которого является сбор  информации о том, как складывается  жизнь выпускников  нашей школы. Ученики моего класса активно участвуют в школьных творческих проектах  «Лицейский фестиваль», «Команда КВН», «Любовь с первого взгляда», «Мистер Х», «Жемчужина лицея» и др.

Результативность.

1.В 2002г. я была  руководитель группы  учащихся, которые были приглашены  на фестиваль-конференцию Авторской  школы «Эврика»  в г.Москве и участвовали в защите своего проекта «Школа будущего».

2.2002г. Диплом 3 степени 2 областного конкурса детских  социальных проектов «Гражданин» в рамках Всероссийской акции  «Я - гражданин России».

3.2003г. Являлась представителем г.Каменска-Шахтинского на научно-практической конференции г.Ростове-на-Дону, посвященной проблемам классного руководства, выступала с докладом  « О системе мониторинга развития личности в МОУ лицей №5 г.Каменска-Шахтинского» на одной из секций.

4.2004г 2 место в городском этапе конкурса детских социальных проектов «Гражданин» в рамках Всероссийской  акции «Я – гражданин России».

5.2005г. Участие детской творческой  группы в работе областного  конкурса «Учитель года» (место проведения  финала г.Каменск-Шахтинский) с целью освещения  событий конкурса с позиций детей (фильм «Конкурс глазами детей»)

                                                                                                   

                   



Предварительный просмотр:

Опыт  проектирования  образовательного  процесса (самоанализ деятельности).

                                                                  Учитель русского  языка  и литературы

                                                                   Косарева Е.В.

      Под  проектированием  образовательного  процесса   следует  понимать,

 во-первых, рефлексивный  анализ собственной  деятельности  учителем, на  основе  которого  корректируется  сам  образовательный  процесс, методы  и  приемы  его  организации, система  контроля  результатов  деятельностью учащихся;

 во-вторых, организация  такой  деятельности  классного  коллектива, при  которой учащиеся  совместно  с учителем осуществляют планирование собственной  траектории  движения  в  предметном  содержании, намечают  пути  продвижения, способы  решения  образовательных задач, договариваются  об  отчетности  и   системе  оценивания.

       Образовательная  область «русский  язык» в  рамках  лицея  претерпела  в 2005году  серьезные  изменения: в 10-11 классах  на  33% сокращено  время  изучения  данного  предмета (2часа в неделю  вместо  3), сокращение  часов  произошло  и в классах  среднего  звена. Как  следствие анализу  подверглось  тематическое  планирование, его  коррекция с  целью  оптимизации   образовательного  процесса. Кроме  того, с 2005 осуществляется  постепенный  переход  на учебники, одобренные МО РФ  под  редакцией М.М.Разумовской для 5-9 классов. Как  следствие  анализу  подверглись  методические  приемы изучения  русского  языка (учебник имеет   концептуальные  отличия от  учебного  пособия В.В.Репкина)  и  способы  работы  с  содержанием  предметной  области. Т.о. в течение  данного  учебного  года произошла  адаптация  к  новым  условиям.

     Следующим  шагом предполагается  пересмотр содержания  программы  обучения  русскому  языку в 5-9 классах с  целью адаптации  к  новым  требованиям: контроль на  выходе из  9 класса  в  виде ЕГЭ. Подобный  вид  аттестации  знаний  учащихся  требует  особого  вида  подготовки, что  и  является методической  задачей  на  ближайший  учебный  год.

       В режиме  проекта  учащиеся (7пр2, 9пр1и2) выполняют  работу  по  составлению собственной  (в зависимости  от индивидуальных  трудностей) шпаргалки по  правописанию  и  трудным  случаям  пунктуации. Задача  проекта: преодолеть  индивидуальные  трудности  в  изучении  русского  языка. Этапы  проекта: выявить  проблемные  места  в области  изучения языка, найти необходимый   теоретический  материал, систематизировать его, проверить теорию на практике, стать  консультантом по заявленной  проблеме. Сквозной годовой  проект, защита  которого  осуществляется поэтапно, итоговая - в конце  года.

        Предметная  область  «литература» также  претерпела  в 2005  году  серьезное  сокращение часов, в  частности  в 10-11 на  33%, сокращение  коснулось  и  среднего  звена. На  начало  учебного  года  были  пересмотрены  программы изучения  литературы с целью сокращения учебного  материала, пересмотрено  также  тематическое  планирование. Сокращение учебного  времени  вынуждает изменить  кардинально подход в изучении  произведений  художественной  литературы, приемы  и  методы  работы.

     В результате целесообразным  видится проведение  в старших  классах  уроков-семинаров. При  подобной  организации основная  образовательная работа  осуществляется  учащимся  самостоятельно, в классе  обсуждаются  лишь  ключевые  вопросы, с которыми  учащиеся  знакомятся  до начала  изучения  темы, среди  предлагаемых  а) обязательный  минимум;                        

б) заинтересовавшие, показавшиеся необходимыми  для  понимания  темы;

в) вносятся  учащимися  по  ходу  изучения  темы, в которых  хотелось бы  разобраться.

 Контроль  осуществляется на  двух  уровнях: а) устное  выступление  на  уроке;                б) система  письменных работ по заявленной  теме либо решение  тестовых  заданий по   типу ЕГЭ (вид, содержание  работ оговаривается  до  начала  изучения  темы).

        Система  работы  в  среднем  звене также  претерпела  серьезные  изменения.

 Пректирование содержания  совместной учебной  деятельности  осуществляется  в рамках  учебного  пособия под редакцией  Т.Ф.Курдюмовой, в котором большие  по  объему  произведения  представлены  фрагментарно. В начале  изучения  очередного  блока  материала осуществляется  планирование ( коллективный  договор) того, в  каком  объеме  будет  представлен  автор  и  его  произведение, что  и  как  будет  оцениваться. По  составленному  совместно  плану  осуществляется  дальнейшее  продвижение  в  изучении блока  темы.

      Пример  совместного планирования   в 9пр1и2 классах  нескольких  занятий по  роману М.Ю.Лермонтова  «Герой  нашего  времени».

часы

учебник

класс

контроль















 2ч






Об  авторе небольшой  очерк





Тема одиночества, жажды свободы в творчестве Лермонтова. Глубина любовного  переживания лирического  героя.


«Герой  нашего  времени» представлен  главой «Тамань».

Композиция произведения.

Особенности заглавия.


Печорин  как  герой  повести. Противоречивость характера и одаренность  личностная. Проблема  смысла  жизни.

Конкурс  знатоков  биографии М.Ю.Лермонтова (по  типу «Кто хочет  стать  миллионером?»)


Допускается  выбор  поэтических т-ов не  только  предлагаемых  учебником.




Роман читаем в полном  объеме.


Композиция произведения.

«Бела», «Максим Максимыч», «Тамань».

Печорин  как  герой  повести. Противоречивость характера и одаренность  личностная. Проблема  смысла  жизни. Глава «Княжна Мэри».

Оформляется  письменно. Зачет

А) устный тур

Б) письменный  вариант

Чтение наиз. текста стихотворения  по выбору.







Составить   хронологию  событий романа.


Сочинение-рассуждение «Печорин  герой  или злодей?»

Подобный  род  совместной  деятельности  достаточно  эффективен, оставляет  возможность  индивидуального  продвижения  в  изучении   материала, позволяет учащимся  планировать  собственное  время  и силы, позволяет  сделать  акценты  на  интересном, не  упустив  при  этом  и  главного, формирует систему  самооценки.

     Подобный  вид  деятельности фрагментарно  удается  использовать  и  в 7пр2 классе.

     

                                                                                 

                                                                             Апрель 2006г.

                                                                             Лицей№5  г.Каменск-Шахтинский

 



Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации г.Каменска-Шахтинского

Ростовской области

Самоанализ

профессиональной деятельности

Косаревой Елены Васильевны

учителя русского языка и литературы

муниципального общеобразовательного

 учреждения лицея №5

за период с 2003г. по 2008г.

2008г.

    Я, Косарева Елена Васильевна, в общеобразовательном учреждении лицей №5 г.Каменска - Шахтинского Ростовской  области  работаю учителем  русского  языка  и литературы  12  лет, общий педагогический стаж составляет 22года.

    Вместе с коллегами участвовала  в становлении педагогической  позиции  этого  образовательного  учреждения, прежде  всего  в части  филологического  образования. Школа, пройдя этап Федеральной экспериментальной площадки, сформировала оригинальную модель образования «Муниципальное образовательное учреждение как градообразующий  фактор», в разработку и  реализацию которой мне удалось внести  свой вклад.

    Высшая квалификационная категория по должности «учитель» присвоена 14.11.03. приказ № 2119.

    Основным педагогическим принципом считаю высказанный Л.Н.Толстым: «Настоящее познание дается сердцем. Мы  знаем только то, что любим». Знание  не самоцель, а средство развития. Любая предметная область лишь тогда имеет  значимость для обучающегося, когда она ему интересна, когда процесс учения доставляет удовлетворение. Именно в силу этого  в своей педагогической практике в подростковой школе преподавание русского языка осуществляю по технологии РО (развивающее обучение), а в преподавании литературы акцент делается на проектный способ обучения.

   «Формы и методы индивидуализации процесса обучения в старшей школе»,- вот проблема, над которой я работаю последние 5 лет.

    Я поняла, что учащихся надо вооружить универсальным способом обучения - самообучение. Данный способ преподавания  вырос из требований настоящего времени: образование  должно обеспечить не только полноценное личностное, социальное, культурное развитие ребенка, но и готовность  его к дальнейшему развитию и самообразованию. Поэтому процесс обучения перестраивается так, чтобы обеспечить  возможность и готовность осуществить непрерывное образование.

    Эффективность самообучения зависит в большей  степени от уровня внутренней  мотивации. Важно формировать  у учащихся умение самомотивировать  свою деятельность, умение  выполнять все типы работ, направленных на овладение компетенциями, присущими данной предметной области, умение выполнять самоконтроль и самооценку. Правильная организация учебной деятельности, где задачей  учителя  является помочь учащимся  стать в субъективную  позицию, дает возможность учащемуся избирать конкретный путь  и темп работы в зависимости от  своих особенностей и возможностей.

     Для решения практической задачи проблемы обучения в старшей школе я использую способ систематизации и совершенствования знаний учащихся по русскому языку в 10-11классах (см Прил.№1). Используя данный  метод, я прихожу к выводу, что старшеклассники способны  брать  ответственность на себя за свою учебную деятельность, а именно: ставить себе цель, определять содержание, выбирать определенные  методы и приемы, оценивать полученный результат. Учащиеся  имеют возможность  продвигаться  в учебном пространстве с учетом  своих психологических  особенностей и уровня знаний в данной области. Такая организация автономного  обучения  повышает степень  самостоятельности  учащихся старших классов, что помогает  им реализовать  свои потребности в образовании.

    Использование  данного метода на уроках русского языка  повышает качество знаний учащихся и способствует  воспитанию ответственности  в каждом из учеников  за  результаты своего образования. При такой  организации  преподавания  поменялась  моя роль как учителя. На  разных  этапах деятельности  учащихся  я овладевала  целым  рядом  ролей: помощника, источника информации, консультанта, партнера. Такая  позиция дает мне возможность  наблюдать за продвижением  каждого учащегося  и помогать  ему в формировании  своего стиля учения.

     Использование  компьютерных технологий в практической  части при таком способе обучения становится настоятельной необходимостью. Именно обучение с помощью компьютера соответствует  принципам  индивидуализации и при  этом   несет  огромный  мотивационный потенциал. При обучении  с использованием  компьютера хорошо  осуществляется  контроль за счет того, что с его  помощью решается проблема  обратной  связи, а также дается независимая оценка знаний учащихся. Компьютер создает  также  условия  для интенсификации процесса  обучения.

Задачи ближайшего  времени: подбор или  разработка  программного мультимедийного  обеспечения   практической части  данного  метода обучения на весь период обучения (10-11кл). Хотелось бы отметить, что данный способ обучения  позволяет  использовать  интернет-ресурсы, а также  интегрировать очную и дистанционную формы обучения. Это то, над чем  я сейчас  работаю.

    Будучи руководителем методического объединения учителей русского языка и литературы МОУ лицея №5, осуществляю координирующую и организационную деятельность по реализации гуманитарного образования в рамках лицея.

  Я принимаю активное участие в заседаниях городского МО учителей русского языка и литературы, являюсь членом городской конфликтной комиссии. За участие во 2 городском педагогическом марафоне награждена Грамотой мэра г.Каменска-Шахтинского (2004г.)

   В рамках лицейских педагогических семинаров неоднократно показывала открытые уроки, которым давалась высокая оценка. В 2006г. занятие «Проектна деятельность на уроках литературы (9кл.)» для руководителей и методистов образовательных учреждений г.Каменска-Шахтинского.

  Обобщен опыт проектной деятельности на уроках литературы в статье «Проектирование как способ активизации учебной деятельности учащегося» в «Сборнике творческих наработок членов педагогического коллектива лицея» (г.Каменск-Шахтинский, 2006).

1.Результаты ЕГЭ

год

класс

оценка

средняя

отметка

качество

5

4

3

2

2005-06

11ИТЭФ

6

14

6

-

4

77%

2006-07

11ИТЭФ

4

11

7

-

4

68%

2007-08

11ОТФ

2

9

12

-

3,7

53%

 2. Призеры городских олимпиад по литературе

  1. уч.год       1 место,
  1. уч.год       2место;

2005-06       уч.год       5 место в областной олимпиаде по литературе.

Призеры городских олимпиад по русскому языку

2005-06 уч.г.  3 место

3.Призеры областных и всероссийских конкурсов.

 2006г. Дегтярев Д. 10ИТЭФ кл. стал дипломантом областного конкурса исследовательских работ учащихся, участников Всероссийского туристско-краеведческого  движения «Отечество» в номинации «Моя родословная».

 2006г. Никулин И. 10ИТЭф кл. стал лауреатом 3 степени всероссийского открытого конкурса «Первые шаги -2007».

 2007г. Никитенко А. 10ИТЭФ кл. заняла 3 место в областном конкурсе сочинений «Идеальная семья»

 2007г.  Локтева Е. 6Пр1кл. заняла 2 место в областном конкурсе сочинений «Понимают ли меня мои родители»

Приложение №1

Технология нелинейного образования в старшей школе

(русский язык 10-11кл)

Весь программный  материал разбит на содержательные блоки, каждый  из которых имеет практическое  выражение в заданиях  части А, В или С      ЕГЭ по русскому языку.

Этапы работы.

1.Выявление проблем.

Учащиеся выполняют тестовую работу с целью выявления  индивидуальных проблем в определенном блоке учебного материала.

Форма работы - индивидуальная.

2. Определение  шагов продвижения с целью  устранения проблем.

Учащиеся составляют индивидуальный план, в котором систематизируют  учебный материал, необходимый для решения  частных  задач.

Форма работы – индивидуальная.

3.Погружение в проблему.

А) Учащиеся исследуют  теоретический аспект проблемы. Продуктом осознания является выступление на уроке обобщающего повторения.

Б) Учащиеся  самостоятельно (либо с помощью учителя)  отбирают практический материал. Система тренировочных упражнений  вырабатывает  у учащихся умения и навыки, которые  позволяют осуществлять  самоконтроль. Оптимизация достигается за счет  использования системных компьютерных программ.

Форма работы – индивидуальная.

4. Рефлексия.

 Анализ своей  деятельности и выход на новые проблемы.



Предварительный просмотр:

                     Проектирование  как  способ активизации

                            учебной  деятельности  учащегося.

                                                               Воспитание  должно  создавать  личность  с  

                                                                          самостоятельной  инициативой, с критическим  

                                                                          отношением  ко  всему  окружающему.      

                                                                                                                      В.М.Бехтерев

    Ни  для кого  не  секрет,  что  в силу  возрастных  особенностей  развития  подросткам  трудно  сконцентрировать  свои  усилия  на  учебе. Одной из  основных  задач  преподавателя, работающего  в 7-9 классах,   является  активизация  учебной  деятельности  учащихся. Существуют  различные  методы  и приемы, мотивирующие  познавательную  активность  ребят. Одним  из  таких  способов  можно  считать  проектирование, которое помогает  решать методические  задачи   учителю, но  при  этом сохранять привлекательность  учения  для  ребят  в  силу  необходимости  создания  общего  для  всех  участников  проекта  «поля  интереса».

   Проектирование – один  из  способов, который  формировался  на  теории «отмирания  школы», его  целью является  расширение  источников  познания и исключение  из школы  нормирования  и формализма.

   В условиях  современной  школы  возможны  различные  виды  проектов: социальные, творческие, прикладные, образовательные и пр.   Различие  их  заключается  в целевых  установках и соответственно -  в полученном  результате. Образовательный  проект   интересен тем, что побуждает  ученика   занять  позицию активного участника  поиска  и  присвоения  нового  знания. В подростковой  школе, когда  наблюдается  снижение познавательного  интереса, подобная  деятельность  позволяет  сохранить интерес  учащихся  к учению, а часто и актуализировать его.

  Каков  механизм  образовательного  проекта?

  Первый и самый  важный  этап – МОТИВАЦИЯ  к образовательной  деятельности. Сложность этого  этапа  в том, что учителю  необходимо в изучаемом  материале  предметной  области  выявить то, что заинтересует учащихся  в такой  степени , что приведет   его  к осознанному  выбору  дальнейших  самостоятельных  шагов  в обучении.

На  этом  этапе  важно  выявить, чего  мы  хотим  добиться  в процессе  работы  над  проектом. Наличие  целевой  установки  поможет отследить  и промежуточные  результаты  деятельности, и насколько  исчерпывающим стал  итоговый результат. Также  очень  важно, чтобы формулировка целевых  задач   оставляла  простор  для  самостоятельных  шагов  ученика, не  имела  однозначного   или  очевидного  ответа.

  Второй  этап – отслеживание  продвижения ученика  в  теме, координация действий и согласование. Задача  учителя организационная, но при  этом  важно  соблюсти корректность: отследить  продвижение  ученика  относительно  его самого, а не  относительно  одноклассников, важно  сохранить и поддержать стремление  ребенка  к поиску.

   Третий этап – защита проекта, в процессе чего  соотносится  то, что  являлось  целью,  и то, что  получилось. Задача  учителя  организовать  этот  урок  так, чтобы  он  не был  проходным, а стал  событием для  участников  проекта, таким  образом стимулируется  последующая  самостоятельная  работа  учеников.

    Четвертый  этап – рефлексивный  анализ  деятельности. Необходим он  прежде  всего  ученику чтобы  выявить  и собственные  победы, и собственные  ошибки, чтобы  отследить  свое  продвижение   относительно  самого  себя и одноклассников, чтобы  уметь объективно  оценивать  и свои  достижения, и результаты других.

    Это  теория. На практике  же  трудности организации  проектного  способа  обучения     компенсируются    результативностью  деятельности  учеников. Воодушевленные  заинтересованностью, ребята довольно  часто  шагают значительно  дальше  запланированного  и ожидаемого. Осмелюсь  предложить     несколько  частных  случаев  работы  в проекте  на уроках  литературы  в  7-9 классах. Обучение  ведется  по учебникам, составителем  которых является   Т.Ф.Курдюмова.

    Трудно  найти   интересную  форму  для  ознакомления  с   биографическими  данными  писателя, тем более  это  затруднительно,  если возраст  диктует интерес   к  самому  себе, требует нивелировать   авторитеты. Какой  бы  интересной ни  была  статья  учебника  о писателе, учитель  сталкивается с явным отсутствием  заинтересованности со стороны  учеников.

    Совместно  с учениками  мы  разработали несколько  видов  проектов, позволяющих  неформально знакомиться  с жизнью и творчеством писателя.

   7класс. Индивидуальный проект «Издатель». Предлагается  по  завершении изучения  одного  из   тематических  блоков. Суть  проекта  заключается в том, что ученик  выступает в роли  издателя  одного из прочитанных  произведений.  Просмотрев с ребятами книги различных  издательств, выявили необходимые  составляющие  хорошо  изданной  книги: красочная  обложка, аннотация, сведения  об авторе, иллюстрации, текст произведения. Поскольку тексты произведений  уже прочитаны, то мы  заменили их  отзывом  на прочитанное произведение.

   Осуществляя проект, ученики сталкиваются  с некоторыми  трудностями. Во-первых, какие  данные биографические стоит  отбирать? Во-вторых, как написать хороший  отзыв? В-третьих, как  поступить, если  не  можешь  хорошо рисовать, а хочется  иметь и достойную обложку, и подходящие иллюстрации? В-четвертых, что такое  аннотация  и как  ее правильно  составить? Не  нужно  объяснять, как доволен  учитель: то, чему он  должен научить, является  крайне  необходимым  каждому  ученику  класса. Кто-то нуждался в полноценной  консультации  учителя, кому-то нужно  было  разобраться  с некоторыми  неясностями, а кто-то справился  сам. Любая  из  этих  позиций   ценна, потому  что  учит ребенка видеть область  знания и  незнания, учит искать пути преодоления незнания. И еще  очень важно то, что ребенку  удается  реализовать  свои  творческие  задумки. Вопрос  с рисованием ребятами  был разрешен  следующим  образом: можно  пригласить, то есть заинтересовать  в сотрудничестве художника, можно  найти  среди  картин  русских  художников такие, которые  могли бы  служить иллюстрациями (см. И.Репин  «Бурлаки на Волге» и Н.Некрасов «На Волге»), но чаще  все-таки ребята рисуют  сами.

  8класс. Индивидуальный проект «А знаете ли Вы?» Проводится 3-4 раза в год, предшествует  изучению  произведения. Цель проекта: найти такие  факты  биографии писателя, с которым  знакомимся, которые   были бы необычны и интересны. С ребятами договариваемся, что при  работе  доверяем  себе: раз интересно было тебе, значит, будет интересно и ровесникам. И еще одно  не менее важное: достоверность  информации  доказываем  указанием  на источник. И напоминаем, что сообщение, сопровождающееся  визуальным  рядом, всегда интереснее. В начале урока  выстраиваем  хронологию выступлений (от предков писателя до потомков его). В конце  урока  обязательно  совместно определяем, чья информация оказалась  самой интересной, самой необычной, самой неожиданной. Кстати сказать, дети, не подозревая того, приносят  иногда информацию, совершенно совпадающую с материалами  учебника, но добытую в других источниках. Если совпадение обнаруживается, то мы приходим к выводу, что у нас  хороший  учебник и его стоит  читать, и тогда  знакомство со  следующим  автором нам помогает провести именно учебник.

  9класс. Индивидуальный проект «Виртуальное  интервью с писателем». Цель проекта все та же: знакомство с автором изучаемого  произведения. На первом этапе ребята формулируют  вопросы, которые  они хотели  бы задать человеку, чьи произведения  они  читали (количество вопросов ограничиваем  в обсуждении с ребятами). Задача учеников: найти  ответы  на свои  вопросы, причем  ответ должен быть абсолютно  достоверным, то есть это  могут  быть  высказывания  самого писателя, выдержки  из  его  писем, дневников, произведений, а также  высказывания его современников, людей, его  знавших. Когда ученики  формулируют  вопросы, они  не предполагают, на какие  трудности  себя  обрекают.  Мы с ребятами  договариваемся, что корректировать  вопросы  можно  лишь в крайней  ситуации. И, пожалуй,  еще  одно принуждает ребят  идти  до конца  как бы трудно  ни  было: в вопросах  их интерес к личности (может, с методической точки зрения эта позиция и неверна, но никаких  ограничений, кроме  количества, мы в формулировании  вопросов не вводим). Как учителю  мне  кажется важной  такая  работа (хотя, признаюсь, вопросы и ответы иногда бывают щекотливыми), потому что в результате писатель перед  учеником  предстает не как  изваяние «веков, давно  минувших», а живым, реальным и понятным в своих  человеческих  порывах. Дети совершенно по-другому  начинают относиться и к произведениям писателя.

   Несомненное достоинство проектного  способа  обучения  заключается  в том, что, продвигаясь в проекте, решая  конкретные  целевые задачи, ученик  обнаруживает новые  области непознанного, и в глубине  одного  проекта всегда  зарождается новый, который  заставляется  двигаться  дальше. Таким  образом, учителю нет необходимости  объяснять ученику, зачем  изучать то или  иное, ученик  заинтересован в преодолении  собственного  незнания, учителю  остается  лишь  направлять  в нужное  русло.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГИА 9 класс Система подготовки по русскому языку в среднем звене (5-9 класс)

Слайд 2

Актуальность темы ГИА обязателен по математике и русскому языку в 9 классе; ГИА в перспективе обязателен и для предметов по выбору; Система независимой экспертизы планируется вводится и в начальной школе .

Слайд 3

Основные проблемы: учебные пособия дают целостное и глубокое понимание предмета, но не акцентируют внимания на вопросах, представленных в ГИА и не предлагают заданий в том виде, в каком они представлены в материалах ГИА; процесс подготовки растянут на продолжительный период и нет устоявшейся формы ГИА

Слайд 4

Стратегический вопрос: Как ученика привести к результативной сдаче ГИА и при этом сохранить интерес к учению( не формализовать)?

Слайд 5

Общая характеристика системы преподавания русского языка в 5-9 классах лицея Курс преподавания строится на принципах преемственности: учебник М.М. Разумовской соответствует требованиям РО; Отбор содержания осуществляется на компетентностной основе: коммуникативная (уметь говорить, слушать, читать и писать) языковедческая (понимать языковое явление с точки зрения значения, строения и функции) культуроведческая (осознавать роль в русской культуре). Преподавание ведется с учетом возрастных, психологических особенностей учащихся.

Слайд 6

Первый принцип: развивать познавательную потребность Познавательная потребность лежит в основе развития способностей школьника. Между ними существует прямая зависимость. Исследования отечественных и зарубежных психологов, изучавших одаренных детей, показали, что все они отличались от обычных детей склонностью к умственному труду, стремлением к постоянному поглощению новых знаний, новой информации. Эта потребность в новых знаниях одинаково сильно проявлялась у разных детей: гуманитариев и технарей, математиков и биологов, с разными темпераментами и характерами.

Слайд 7

Важно: познавательная потребность никогда не может быть полностью удовлетворена результатами познания; она направлена на процесс познания, а не на его результат; тесно связана с положительными эмоциями человека.

Слайд 8

Второй принцип: расширять поле самостоятельной деятельности учащегося при решении учебных задач Под самостоятельной работой при изучении русского языка понимается такая познавательная мыслительная деятельность обучающихся, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков и в процессе которой дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.

Слайд 9

Важно: самостоятельная работа неразрывно связана с развитием мышления учащихся; применять принцип постепенного наращивания трудностей; применять принцип разнообразия видов упражнений, направленных на самостоятельное решение обучающимися задач. должна иметь место на всех этапах обучения: при объяснении нового теоретического материала, при закреплении, в процессе выполнения разнообразных упражнений, при обобщающем повторении, наконец, в процессе выполнения контрольных заданий. должна опираться на связь преподавания этого предмета с жизнью.

Слайд 10

Важно: самостоятельная работа возможна на базе уже имеющихся практических знаний и навыков или личного опыта обучающихся; должна быть организована как индивидуальная работа каждого обучающегося, так и групповая или в паре; в системе самостоятельной работы при изучении русского языка необходимо использовать литературные тексты – как один из наиболее эффективных путей развития речи детей, а следовательно, и их самостоятельности.

Слайд 11

Третий принцип: использование современных методов и приемов организации учебного процесса и контроля знаний Различных видов тестирования; Применение компьютерных образовательных программ и диагностик; Раздаточного печатного материала, знакомящего ученика с заданиями ГИА

Слайд 12

Заключение Б.Д. Эльконин утверждал: “… надо не говорить слов, а строить ситуацию”.

Слайд 13

Благодарю за внимание! Выступление Косаревой Е.В.