Помощь ученикам. ГИА. Часть С1.

Косарева Елена Васильевна

Предлагаю шаблон ( Составитель Косарева Е.В.) сочинения С1 по требованиям ГИА 2013, а также Критерии оценки сочинения и рабочий материал к нему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В помощь пишущему сочинение-рассуждение о роли пунктуации.

Чтобы справиться с работой, необходимо знать «Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1)»


Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1)

Баллы

С1К1

Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2 (или более) разные функции языкового явления

2

Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но выявил только 1 функцию языкового явления.

1

Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос и не выявил ни одной функции языкового явления.

0

С1К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления

2

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, которые соответствуют обоснованию и иллюстрируют 1 функцию языкового явления, или

экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента, соответствующих обоснованию и иллюстрирующих 1 функцию языкового явления: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста,

или

экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий 1 функцию языкового явления.

1

 Экзаменуемый привёл 1—2 примера-аргумента из текста, не соответствующих обоснованиям,

или

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста,

или

экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего функции языкового явления.



0

С1К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.



2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.




1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0




С1К4

Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

1

Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1—С1К4


7

Таким образом, чтобы написать сочинение-рассуждение по ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ

необходимо:

  1. Дать обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив ДВЕ  (или более) функции языкового явления.

  1. Привести  2 примера-аргумента из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления.

  1. Не нарушить смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения: не допустить логических ошибок, не нарушить последовательность изложения и абзацное  членение текста.

  1. Продумать композицию своего сочинения таким образом, чтобы она соответствовала требованиям СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ, то есть  соответствовала схеме:

              Тезис                         Доказательства                          Вывод
                                                  Аргументы
                                                  Факты
                                                  Примеры

Практическая грамотность и фактическая точность письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок).

Опорный конспект

     Нужны ли нам знаки препинания? Как часто мы задаём себе этот вопрос, как часто мы огорчались, получив в очередной раз двойку за диктант или сочинение, в которых больше всего ошибок было на постановку запятых, тире, двоеточий…

     Мне кажется, без знаков пунктуации обойтись нельзя: они передают логику предложения, связь между частями предложения, вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами, передают на письме оттенки смысла, могут быть средством выражения состояния пишущего.

      Основное назначение пунктуации - передавать логику  предложения, связь между его частями.   Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы. Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции. Мы выделяем знаки завершения предложений, знаки выделения и разделения.

     Точка, вопросительный, восклицательный знаки и многоточие – это знаки завершения, знаки, указывающие на конец предложения. Запятая, двоеточие, тире, точка с запятой могут выполнять разделительную и выделительную функции.  (см. таблицу).

    В тексте ……………………….. много различных знаков препинания. Рассмотрим подробнее, как они помогают автору связать текст,  передать логику предложения, связь между его частями. Обратим внимание на предложение №… В нём запятая (тире, двоеточие и т. д.) выполняет …………………….. (разделительную, выделительную) функцию.     В предложениях №   , №  … роль знаков препинания (каких конкретно) другая: ………………………………………………………….

      Говоря о роли знаков препинания можно вспомнить и об известном эпизоде, происшедшем с В. Гюго. (Кратко расскажи). Все мы знаем знаменитую историю с предложением  «Казнить нельзя помиловать». От постановки запятой здесь зависит жизнь человеке.

          Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Не случайно К. Г. Паустовский называл их нотными знаками, на которых держится текст.

Функции знаков препинания.

Знак препинания

 Смыслоразличительная функция знака препинания

Общие замечания  о роли знаков препинания (возможны  и как тезис вступления к работе о роли знаков препинания, и как вывод в сочинении на лингвистическую тему)

  1. Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения.
  2. Передают логику предложения, связь между частями предложения.
  1. Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.
  2. Передают на письме оттенки смысла.
  3. Могут быть средством выражения состояния пишущего.
  4. Основное назначение пунктуации - передавать логику  предложения, связь между его частями.
  5. Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы.
  6. Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции.

Запятая

  1. Указывает на следование объектов и событий друг за другом.
  2. Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов.


Точка

  1. Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.
  2.  Указывает на завершённость высказывания.
  3. Указывает на законченность мысли.


Вопросительный

знак в конце предложения

  1. Указывает  не только на членение речи, но  и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа.
  2. Указывает на ожидание ответа.




Восклицательный  знак в конце предложения

  1. Показывает, насколько сильно  автора волнует  содержание  его собственного высказывания.
  2. Указывает на эмоциональную напряжённость

Двоеточие

  1. Ставят, когда хотят показать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном  сложном предложении, перед прямой речью)


  1. Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания.

Тире

  1. Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов.
  2. Указывает на следование событий друг за другом.
  3. Указывает на временной  интервал.
  4. В обозначении чередования: хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту.
  5. Указывает на варианты названия.
  6. Значение противоположности (Я  мрачен - ты весел).
  7.  Указывает на значение следования - одно событие следует за другим - внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил - и вдруг споткнулся).
  8. Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть - работай вместе со всеми).

Кавычки

  1. Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору.
  2. Обозначают границы прямой речи или цитаты.
  3. Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься».

Скобки

  1. Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию.
  2. Указывают на вспомогательный характер информации.

Точка с запятой

  1. Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация - для размышления читателя.

Многоточие

  1. Передаёт недосказанность, недоговорённость.
  2. Отражает эмоциональную окраску речи - передаёт прерванность  мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением.
  3. Указывает на неполноту информации.
  4. Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.

Интернет-ресурс: http://metodistsv.org/ychitru.htm

В помощь пишущему сочинение «Зачем нужна пунктуация»

Зачем нужна пунктуация? Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться.

В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания. Но больше всего запятых. В предложении ( ) знаки препинания употребляются внутри предложения, запятые выделяют вводное слово. А в предложении ( ) запятые разделяют три простых предложения в составе сложноподчиненного. Есть в тексте и восклицательный знак. Автор с его помощью выражает своё восхищение. Очень экспрессивный восклицательный знак. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы на него внимания.

Таким образом, знаки препинания на письме необходимы. Потому что они не только расставляют эмоциональные акценты. Но и помогают верно передать смысл предложения.

(121 слово)

Вступление.

Знаки, которые ставятся в письменной речи между словами или группами слов, называются знаками препинания. Они помогают понять смысловые взаимоотношения между частями и членами предложения. Без них нельзя читать текст правильно, внятно и с верным выражением мыслей и чувств автора.

В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания.

 запятые

(1)Например, в предложении (п) запятая разделяет главную и придаточную часть сложноподчинённого предложения.

(2)Например, в предложении (п) запятая разделяет однородные члены.

(3) Например, в предложении (п) запятая отделяет простые в составе сложного.

(4) Например, в предложении (п) она выделяет обособленное определение (вводное слово).

Точка

Также пунктуация в конце предложения может обозначать цель высказывания и интонацию речи.

(1)Например, в предложении (п) точка обозначает конец предложения, не заключающего в себе ни прямого вопроса. Ни эмоционального оттенка.

(2)Например, в предложении (п) точка обозначает конец предложения, в котором заключается описание (сообщение, рассуждение о чём-либо).

Многоточие

(1)Например, в предложении (п) многоточие обозначает незаконченное высказывание.

(2)….указывает на неожиданный переход от одной мысли к другой.

(3)…указывает на то, что приводимое перечисление может быть продолжено.

(4)…ставится при перечислении слов с нераскрытым содержанием.

Вопросительный знак

Очень экспрессивный вопросительный знак.

(1)Например, в предложении (п) вопросительный знак заставляет задуматься о проблеме, поднимаемой автором.

(2)…в предложении (п) вопросительный знак обозначает риторический вопрос, который не требует никакого ответа.

Восклицательный знак.

Очень экспрессивный восклицательный знак.

(1)Например, в предложении (п) восклицательный знак передаёт восхищение (восторг) автора и придаёт предложению однозначный смысл. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте.

Тире

(1) Например, в предложении (п) тире служит для сжатого, резкого и контрастного выражения мыслей.

(2)…в предложении (п) автор выделил вставное предложение.

(3)…в предложении (п) тире подчёркивает (уточняет0 смысловые отношения между членами предложения или предложениями.

Заключение.

Таким образом, знаки препинания на письме необходимы, потому что они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.

                                                    Текст для чтения

                                                   

       1) Отправляя письма в большой южный город Ростов, на конверте обязательно пишут: «Ростов-на-Дону», смутно догадываясь, что есть ещё где-то какой-то Ростов. 2) И не всем известно, что огромный южный Ростов – дитя в сравнении с незаметным, маленьким Ростовом северным.

     3) Ростову на севере было двести лет, когда в устье Дона рубили первую избу. 4) Москва была деревенькой, когда Ростов называли не иначе как Ростовом Великим. 5) Город имел в своё время такую же славу, как Киев и Новгород. 6) Первый раз Ростов летописцами упомянут в 862 году – тысяча сто двадцать три года назад. 7) Представим эту глыбищу времени и, попытавшись, отмеряем тысячу с лишним лет не назад, а вперёд.8) Каждый год теперь рождаются новые города. 9) Вообразим: нынешняя Дубна, Комсомольск-на-Амуре, Ангарск простояли тысячу сто с лишним лет. 10) На Земле 3090 год… 11) Какой фантаст решится предсказать, что будет и чего не будет на Земле в то далёкое время? 12) Вот что такое тысяча лет. 13) Ростов преодолел эту толщу времени. 14) И мы с любопытством и восхищением разглядываем его как некий корабль, приплывший из страны с названием Древняя Русь.

     15) Дорога из Москвы в Ростов такая же древняя, как её конечный пункт и как все маленькие городки, деревушки, монастыри и церкви, посаженные на ней, как драгоценный жемчуг на прочной нитке. 16) Как хороша ты (тут уж не задремлешь), старинная дорога в Ростов! 17) Маячат перелески в красках вечернего облака; ещё одна колоколенка скрылась за поворотом.

                                                                                                               (По В.Пескову)

Образец сочинения-рассуждения

    Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.

    Например, в предложении 9 запятые служат для перечисления однородных подлежащих. Если эти знаки препинания заменить точками, то получатся три односоставных назывных предложения. Они отличаются смысловой законченностью и повествовательной интонацией. Это смысловая функция знаков препинания.

     Есть ещё интонационная функция. Она проиллюстрирована в двенадцатом предложении. Если поменять точку на восклицательный знак, то изменится интонация: «Вот что такое тысяча лет!».

     В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (1), запятые (1,15) и скобки (16). Такие знаки  относят к выделяющим, ведь они выделяют слово, словосочетание или даже предложение из всего  текста.

     В тексте мы встречаем разделительные (отделяющие) знаки. Они служат для отделения частей текста: состава подлежащего от состава сказуемого (2), простых предложений в составе сложного (3,4),  однородных членов предложения (9) и др..                

     Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.

                                                                                                              (180 слов)



Предварительный просмотр:

1 абзац

    Принято считать, что язык имеет самые разнообразные средства для выражения любой мысли. Так ( укажи Ф.И.О автора высказывания о языке) пишет : « ..перепиши высказывание( см. задание С)…»  Например: Так Г.Степанов пишет: « Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают».

2 абзац

     В тексте ( укажи Ф.И.О. автора текста) , укажи, чем он известен ( см. справочную статью).  Например: В тексте Виктора Петровича Астафьева – русского прозаика, известного писателя, рассказывается о том, что слово весьма весомо. Чтобы эту мысль выразить точно автор использует и лексические и грамматические средства языка.

Укажи средство языка , уточни для чего его  использует автор текста, процитируй и укажи номер предложение. Например: Так использование синонимов разговорного, просторечного характера ( « бранить», « обругал» - предложение 21) подчеркивает, насколько грубоватой может быть речь человека.

Укажи средство языка , уточни для чего его  использует автор текста, процитируй и укажи номер предложение. Например: Кроме того использование однородных членов предложения позволяет нарисовать более точную картину ( « ни медуницы, ни календулы»;« растут», « жмутся», «прячутся» - предложение 22; « униженно прячущаяся, скромно синеющую» - предложение24), что стало в полезными медуницей и календулой из-за того, что их «невоздержанная на слово» выполола хозяйка.

3 абзац

   Чтобы ясно и точно выразить мысль, нужно правильно пользоваться богатствами русского языка.



Предварительный просмотр:

Методические разработки для подготовки учащихся к экзамену

по русскому языку в 9 классе  в формате ЕГЭ (ГИА - 9)

Знак препинания

Смыслоразличительная функция знака препинания

Общие замечания  о роли знаков препинания (возможны как

тезис вступления к работе о роли знаков препинания и как вывод в сочинении на лингвистическую тему)

  1. Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения.
  2. Передают логику предложения, связь между частями предложения.
  1. Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.
  2. Передают на письме оттенки смысла.
  3. Могут быть средством выражения состояния пишущего.
  4. Основное назначение пунктуации - передавать логику  предложения, связь между его частями.
  5. Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы.
  6. Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции.

Запятая

  1. Указывает на следование объектов и событий друг за другом.
  2. Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов.


Точка

  1. Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.
  2.  Указывает на завершённость высказывания.
  3. Указывает на законченность мысли.

Вопросительный

знак в конце предложения


  1. Указывает  не только на членение речи, но  и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа.
  2. Указывает на ожидание ответа.


Восклицательный  знак в конце предложения


  1. Показывает, насколько сильно  автора волнует  содержание  его собственного высказывания.
  2. Указывает на эмоциональная напряжённость

Двоеточие


  1. Ставят, когда хотят оказать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном  сложном предложении, перед прямой речью)

         --  Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания.

Тире

  1. Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов.
  2. Указывает на следование событий друг за другом.
  3. Указывает на временной  интервал.
  4. В обозначении чередования  : хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту.
  5. Указывает на варианты названия.
  6. Значение противоположности (Я  мрачен - ты весел).
  7.  Указывает на значение следования - одно событие следует за другим - внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил - и вдруг споткнулся).
  8. Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть - работай вместе со всеми).

Кавычки

  1. Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору.
  2. Обозначают границы прямой речи или цитаты.
  3. Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься».

Скобки

  1. Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию.
  2. Указывают на вспомогательный характер информации.

Точка с запятой

  1. Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация - для размышления читателя.

Многоточие

  1. Передаёт недосказанность, недоговорённость.
  2. Отражает эмоциональную окраску речи - передаёт прерванность  мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением.
  3. Указывает на неполноту информации.
  4. Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.