Современная литература на уроках в средних и старших классах

Михеева Антонина Владимировна

 

       Главнейшая цель школы — подготовить каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. 

 «Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота»[i], способствует самодостаточности подрастающего ученика.

                            [1] Примерные программы по учебным предметам. Литература. — М., 2010. — (Стандарты второго поколения.) — С. 4.

 

     Как указано в стандартах второго поколения,  «курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов», а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература  первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература)»[ii].

           [1] Примерные программы основного общего образования. Литература. — М., 2010. — (Стандарты второго поколения.) — С. 6.



 

 Изучение  современной   литературы всегда вызывало трудность. Почему?   

·        Не  хватало текстов

·        Не  хватало времени (10 часов на беседы по современной литературе)

·        Многие утверждают, что в настоящее время  отсутствует  хорошая литература  для современного поколения школьников.

·        Можно ли с этим согласиться?

 Новая литература  очень медленно входит в школьную программу . Списки обновляются крайне медленно.

Появляется  много новых имен, произведений. Учитель не успевает за всем уследить.  

 

Дети знают имена тех, кого мы им навязываем, а мы не знаем имена тех писателей, произведения которых читают дети.

                     Ладыгин Михаил Борисович.

Нам, учителям, надо учиться читать современную  литературу и выбирать то, что поможет детям сформировать бережное отношение к родному языку, любовь и интерес к нему и  будет способствовать формированию  внутреннего мира.  

  В старших классах необходимо помочь учащимся разобраться в сложности современного литературного процесса.

Современный  литературный  процесс  основан на  дополняющем и противоречивом  взаимодействии направлений, течений, стилей и жанров.

 

Особенности развития литературы на рубеже  XX – XXI  вв.

К концу XX века в реализме выделяют следующие стилевые течения:

1.Традиционный реализм, наследующий традиции критического и социалистического реализма  (В.Распутин, В.Астафьев, В.Белов, А.Солженицын).

2.Реализм, вбирающий в себя элементы разных художественных направлений, в частности  сентиментализма (А.Варламов, Л.Улицкая), романтизма (И.Митрофанов), модернизма (В.Маканин, О.Ермаков).

3. Реализм, использующий формы вторичной, явной условности (миф, сказку), поэтому его называют  «мифологическим» реализмом (Ф.Искандер, Вяч. Рыбаков).     

Особенности развития литературы на рубеже  XX – XXI  вв.

С 1990-х годов появляются произведения, близкие  традициям классического реализма, но к ним не сводимые, потому что в них проявляется постмодернистское мышление человека конца  XX века (А.Азольского «Диверсант», Г.Владимова «Генерал и его армия», В.Астафьева «Прокляты и убиты», В.Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени», Л.Улицкой «Казус Кукоцкого»). В связи с подобными произведениями в критике  появился термин «неореализм».

 

Особенности развития литературы на рубеже  XX – XXI  вв.

                                                                      Традиции

                                    Анализ взаимоотношений человека и мира

Неореализм           

                                                        Новаторство 

                       Осознание того, что действительность  намного сложнее, чем    это представляется. Подмечая в ней проявление абсурдности, авторы сомневаются в логическом постижении реальности. В то же время неореалисты  не отрицают наличие смысла бытия (как это делают постмодернисты), но задаются вопросом, что такое реальность и в чем заключается смысл человеческой жизни. Для воссоздания и постижения алогичного, абсурдного мира неореалисты ищут новые художественные принципы.

 

Пути изучения  произведений в 10 классе

  1.Отдельные уроки  (вн.чт.) ??????

  2. Программы элективных курсов, спецкурсов  

3. Уроки-конференции

4. Блоги

 5. Использование метода сопоставления при изучении того или иного произведения.

 Малые жанры!!!  

 

  И.С.Тургенев «Отцы и дети»   -         В.Распутин «Женский разговор»  

Аркадий –Николай Петрович               Вика -  бабушка Наталья

Это рослая, налитая девка 16 лет, но с детским «умишком», «голова отстает», как говорит бабушка, «задает вопросы там, где пора жить своим умом», «скажешь-  сделает, не скажешь – не догадается». «Затаенная какая – то девка, тихоомутная». В городе связалась с компанией, бросила школу, стала пропадать из дому. И случилось то, что могло случиться, Вика оказалась в положении. Теперь ее на перевоспитание  отправили к бабушке.)

 В ее речи много современных слов:

     Лидер – человек, ни от кого не зависимый.

    Целеустремленная – имеющая ясную цель.

 

 Но понимают эти слова они с бабушкой по-разному. Это время наложило свой отпечаток. Бабушка о современной жизни говорит так: «На холодный продуваемый простор выгнан человек, и гонит его неведомая сила, гонит, не давая остановиться. Сама жизнь гончей породы. Только в гоне, среди множества бегущих и забывается он, бедняга, только тогда и кажется ему, что он живет. А как остановится – страшно. Видно, как все вокруг перекошено, запущено, перекручено».

Целеустремленная – это самые разнесчастные бабы, похожие на гончих собак, которые гонят по жизни, никого и ничего не замечая.            

   И вот эти разновозрастные, живущие под одной крышей, родные по крови женщины заводят разговор о жизни. Инициатива в руках бабушки Натальи, она не хочет отпустить Вику,  не поговорив.

 

 «- Уеду, - еще днем нацелилась Вика и теперь повторила: - Уеду с ним».

 «- Надоела. Спи, бабуля».

 Как можно понять  состояние Вики? Что она имеет в виду, говоря: «Все надоело…» (По – своему Вика переживает за себя, видимо,  понимает, что поступила не так. А как надо, не знает. Вика говорит о целеустремленности, но сама целей и интереса в жизни не имеет. В ней, очевидно, что-то сломалось, и она не знает, как жить дальше.)

 

Что значил для Вики разговор с бабушкой, почему бабушка считала, что он очень нужен? Перевоспиталась ли Вика?

    Этот разговор важен был для обеих: бабушка, рассказывая о себе, передавала свой жизненный опыт, взгляды на жизнь, поддерживала внучку, вселяла в нее уверенность, создавала основу для дальнейшей жизни – устою, как она говорит сама.

     А для Вики этот разговор – это начало новой жизни, осознание своего «Я», своего назначения на земле, разговор затронул Вику, «неспокойно засыпала девчонка -  подергивались, одновременно вздрагивая, плечи, левая рука, ища гнезда, оглаживала живот, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки».)

 

Хочется верить, ребята, что теперь Вика найдет свой путь, несмотря на жизненные преграды.

     Прочитан рассказ, вместе с героинями пережита трудная жизненная ситуация. Верится, что описанная история затронет души людей разных поколений, заставит задуматься о жизни. И не только к молодым обращен этот рассказ, но и к людям старшего поколения, чтобы готовили молодых к жизни.

 

М.Е.Салтыков- Щедрин «Сказки» -  Л.Филатов «Сказка про Федота-

                                                                стрельца»

Жанр литературной сказки, особенности языка, образная система.

 

 

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» -  Т.Толстая  «Чужие сны»

Тема Петербурга. Т.Толстая напоминает нам о  сновидческой природе этого города.

-Почему у Толстой Петербург предстает городом снов?

- Чем отличаются петербуржцы от жителей других городов?

- Сравните образ Петербурга в эссе Толстой и в романе  Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Можно к данной работе обращаться и при изучении творчества А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.А.Блока, А.Ахматовой.

Образ Сонечки Мармеладовой   -     Таня Зайцева

                                                            (В.Кунин «Интердевочка»)

  Нравственные и социальные проблемы.

Социальные – экономические проблемы влияют на нормальную жизнь людей.

Нравственные – взаимоотношение  между детьми и родителями, осуждение проституции.

«Сонечка, вечная Сонечка!» Можно так сказать о Тане Зайцевой, ставшей  «интершей»? Случайно ли матерью Тани оказалась учитель русского языка и литературы?

    Учитель сеет «доброе , вечное», а всходы порочны и тлетворны.

Что это? Авторский произвол?

Ирония судьбы.

Именно на уроках литературы мы говорим о  Сонечке Мармеладовой, жившей по «желтому билету», что ее грех – следствие социальной несправедливости, что нравственная жертва во имя спасения семьи не есть духовное падение героини.

Кто же Таня Зайцева? Жертва чего? Что толкнуло ее  в «грязь»?

 «Хочу свой дом, свою машину! Хочу зайти в магазин и купить ту шмотку, которая мне нужна. Хочу мир увидеть!»

Героиня мечется между двух огней : между желанием «творить добро» и «необходимостью лгать».

 ( Отношение к матери: заботится – шубку песцовую купила; обижает – лжет).

Кто научил лгать?

Сама жизнь. Зайцева, как пытается убедить нас автор,- доброе  существо со сложным  духовным миром. 

 За границей у нее есть и машина, и дом, и даже любящий муж. А счастья нет… Почему? 

 Татьяна погибает. Нам ее жалко? Трудно сказать.

И все же она жертва?

 Допустим, что так. А кто же тогда Лялька? После ее отъезда она стала на ее «стезю». На жертву она не совсем похожа. 

 Так в чем же главная проблема повести?

   Как остановить лялек, как дать им понять, что торговать собой – это величайший грех.

Нужно больше говорить об этом и не хихикать на уроках литературы, когда речь заходит о чем-то «запретном».

Ведь глубоко нравственным человеком  нельзя родиться. Им можно только стать . А для этого нужно слово. То правдивое слово, которое  учащиеся должны слышать от родителей и учителей.

Л.Н.Толстой «Война и мир»  - В.Маканин «Кавказский пленный»

- В финале рассказа Рубахин, размышляя о причинах долгой службы на Кавказе, вместо «Уже  который  год!» сказал «Уже который век!..» Почему он оговорился?

- В каких произведения русской литературы вы уже встречали  образ кавказского пленника?  

- Почему на вопрос Рубахина «Зачем нам воевать?»  не последовало ответа.

В.Астафьев «Обертон». Изображение пленных.

 

 

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Какие произведения современной литературы изучаете вы на уроках литературы?