ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА – СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Макарова Екатерина Ивановна

 

ТЕХНОЛОГИЯ  РАЗВИТИЯ  КРИТИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ  НА УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА – СРЕДСТВО  ДОСТИЖЕНИЯ  НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Технология развития критического мышления – одна из основных современных технологий.  Активно используется учителями, причём на самых разных предметах. Идеально подходит при работе по ФГОС, т.к. основана на системно - деятельностном подходе.

 Базовая модель этой технологии включает следующие стадии: вызов-осмысление-размышление. Такое построение учебного процесса помогает учащимся самим определить цели обучения, осуществить активный поиск новой информации, проанализировать её и соотнести с собственными знаниями.

  В рамках технологии (РКМЧП) авторы предлагают широкий набор методических при­емов и стратегий ведения проблемного занятия. Рассмотрим некоторые из них.

    Приём  кластер («гроздь») - это выделение смыс­ловых единиц текста и графическое их оформление в опреде­ленном порядке в виде грозди. «Грозди» — графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не гро­моздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определенном порядке.  Использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся: актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме; стать основой для составления связного высказывания в научном стиле; запомнить теоретический материал по теме; проявить свои творческие способности, фантазию.

Инсерт используется на стадии осмысления содержания. Предполагает маркировку текста значками по мере его чтения.

 Существует несколько вариантов по­меток: два значка — « + » (новое) и «v» (уже знал); три значка — « + » (новое) , «v» (уже знал),  «?» (не понял); четыре  значка — « + » (новое) , «v» (уже знал),  «?» (не понял) и  «  - » — думал  иначе.

Во время чтения текста следует рекомендовать обучающимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками граф. В таблицу тезисно вносятся сведения из текста.

Приём «тонких» и «толстых» вопросов  хорош для  уч-ся , которые  не умеют  различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ  («тонкие» вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не представляется возможным («тол­стые» вопросы).  Для этого очень эффективен  способ развития мышления: ис­пользование таблицы «Толстых и тонких вопросов».

  Таблицы «тонких» и «толстых» вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.

   Синквейн в переводе на русский язык означает – «пять строк», которые выстраиваются пирамидой в определённой последовательности.

Правила написания синквейна: первая строчка-тема одним словом (существительное); вторая строчка-описание темы в двух словах (два прилагательных); третья строчка- описание действия (три глагола); пятая строчка-ассоциация, синоним темы (обычно существительное).

Синквейн можно использовать по любой теме, на любом уроке. Он позволяет кратко и ёмко выразить мысль, обобщить тему, подвести итог. Его можно использовать как игру и как творческое задание. С его помощью дети учатся кратко выражать свои мысли и эмоции.

  Обучая детей работать с информацией обдуманно, системно, мы не только обеспечиваем их навыками, необходимыми во внешней жизни, но и предупреждаем нервное перенапряжение. Прием «Сводная таблица»  помогает учащимся систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица предельно просто. Средняя колонка называется «Линии сравнения». В ней перечислены категории, по которым предполагается сравнение. В колонки, расположенные по обе стороны от «Линий сравнения», заносится информация, которую предстоит сравнивать.  На основе такой таблицы  можно составлять  лингвистический рассказ.

Работа по теории развития критического мышления помогает учащимся приобрести, кроме новых знаний, следующие  образовательные результаты: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение  выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.

Наблюдения за активной работой учащихся на уроке, за их умственным развитием и уровнем обученности,  который становится выше и качественнее, появление удовлетворенности у учителя и учеников от своей работы свидетельствуют о том, что используемая технология развития критического мышления в ряду других известных технологий может  быть  использована  для формирования не только коммуникативных компетенций на уроках русского языка, но и других современных  ключевыех  компетенций.

                                                           Список литературы

1. Гузеев В.В. «О скрытом контексте в технологии развития  критического мышления» - «Педагогические  технологии», 2006.

2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ C.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская.-М.: Просвещение, 2011.                 3. Заир-Бек С.И. «Развитие критического мышления  через чтение и письмо: стадии и методические приемы» «Директор школы», 2005.

4. Ивонина А.И. «Технология критического мышления в структуре современного урока (на примере уроков права)» - «Право в школе», 2006.

5. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие: Л.А. Турик , Н.А. Осипова.- Ростов н\Д: Феникс,2009.

 

Комментарии

Бурнашова Тамара Ивановна

Екатерина Ивановна, наша школа является областной экспериментальной площадкой по внедрению технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебно-воспитательный процесс школы как средство формирования универсальных учебных действий. На моём сайте есть материал, может, что-то пригодится! ( Мы выделяем 3 стадии: вызов - осмысление содержания - рефлексия)