ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО СПОСОБА ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ – ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА УРОКАХ

 

Стандарт предлагает нам новые цели – универсальные учебные действия, поэтому естественен интерес к инновации на технологическом уровне – методическом арсенале учителя. Ведь педагогические инновации проявляются прежде всего в   деятельности учителя, который  имеет возможность использовать множество современных образовательных технологий. Разнообразие современных педагогических технологий не только пробуждает творческую мысль педагога, но и ставит его перед проблемой выбора: применять или не применять ту или иную технологию в практике. И здесь, на мой взгляд, важно подойти к выбору технологии с точки зрения её продуктивности и «оснащённости» средствами достижения поставленных образовательных целей.   В практику моей работы вошли  технологии проблемного обучения, развития критического  мышления, проектная деятельность,  технология обучения анализу  текста.  Сейчас  осваиваю   технологию «Учебное исследование». Именно этому посвящена статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_regionalnoy_metodicheskoy_konferencii.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ   УНИВЕРСАЛЬНОГО СПОСОБА ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ – ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА УРОКАХ

Субоч Раиса Ивановна (raisasuboch@mail.ru)

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27
с углублённым изучением отдельных предметов»
(МБОУ СОШ№27) города Балаково Саратовской области

 Сегодня  приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, и результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. На первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, умение определять проблему, намечать пути её решения  в вариативном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в  современном обществе  и становятся одними из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.  

Стандарт предлагает нам новые цели – универсальные учебные действия, поэтому естественен интерес к инновации на технологическом уровне – методическом арсенале учителя. Ведь педагогические инновации проявляются прежде всего в   деятельности учителя, который  имеет возможность использовать множество современных образовательных технологий. Разнообразие современных педагогических технологий не только пробуждает творческую мысль педагога, но и ставит его перед проблемой выбора: применять или не применять ту или иную технологию в практике. И здесь, на мой взгляд, важно подойти к выбору технологии с точки зрения её продуктивности и «оснащённости» средствами достижения поставленных образовательных целей.   В практику моей работы вошли  технологии проблемного обучения, развития критического  мышления, проектная деятельность,  технология обучения анализу  текста.  Сейчас  осваиваю   технологию «Учебное исследование».

 Ещё несколько  лет назад я думала, что   в рамках классно-урочной системы школьникам  сложно выйти на продуктивную исследовательскую  деятельность, потому что она   не вписывается в классно-урочную систему. Поставив цель – отработать на практике технологию «Учебного исследования»     именно в рамках урока, в течение последних трёх лет  модифицировала, конструктивно изменила привычную   организацию учебного процесса. Безусловно, при этом пришлось научиться самой  действовать в условиях неопределённости, создавать собственные исследовательские работы, руководить учебно-исследовательской деятельностью учащихся.  

Так как проектная технология была уже освоена, важно было определить   отличие от неё учебного исследования. На мой взгляд, следует различать  [учебные] исследования и   [учебные] проекты. Исследование, научное оно или учебное, это всегда получение нового знания. И ценность исследования именно в получении нового знания. Это знание может быть «объективно новым» (новым для всех), может быть субъективно новым (новым для самих школьников, его открывающих). А   проект  – это, в самом общем виде, создание реальных объектов (и эффектов) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами (О.И. Генисаретский). Это положение, конечно, не является абсолютным и единственно верным, и вполне может быть дополнено и скорректировано другими педагогами.

Индивидуальные учебные исследования в настоящий момент уже укоренились в образовательной деятельности и реализуются через систему олимпиад, возможностей поступления в вузы и т.д.   Реальны  также индивидуальные учебные исследования    на основе    таких учебных дисциплин, как русский язык, литература, МХК.   Например, в этом учебном году мои ученики приняли участие в муниципальной конференции «Духовность и современность»  : в секции «Культурология»  Сорокина Дарья заняла 1 место с исследованием «Загадка «Чёрного квадрата»;  Фимушкина  Дарья – второе место с работой  «С чего началась история архитектуры?» В секции «Русский язык и литература» Луговая Дарья заняла 1 место с исследованием «Тема маленького человека от Библии к произведениям  русской литературы XIX века», Непрокин Евгений – также 1 место с работой «Тема ночи в поэзии Ф. И. Тютчева». Этот результат убеждает в результативности применения такого варианта учебного исследования в работе со старшеклассниками.

 Однако учитель прекрасно осознаёт, что во время   уроков он должен работать со всеми учащимися. И здесь очень интересны и важны такие формы организации учебных исследований, которые позволяют вовлечь в работу большинство школьников в классе; позволяют обеспечить возможность освоения норм исследовательской деятельности и норм исследовательской культуры большей частью ребят. Такая практика работы с учащимися старших классов уже стало традицией. Совсем недавно освоили этот способ освоения действительности  и учащиеся 6 класса: они провели несколько учебных исследований, среди которых хочется выделить учебное исследование по теме «Слово в разных языках». Надо отметить, что тема вызвала живой отклик у школьников ещё и потому, что половина класса обучается по программе углублённого изучения английского языка. Диапазон выбора слов был достаточно широкий. Особенный отклик у школьников нашли   слова: «мама», «семья», «счастье», «любовь», «мечта», «здравствуйте», «привет».  Активная  учебно-исследовательская деятельность учащихся была связана  с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагала освоение основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Исследовательская практика учащихся проводилась в соответствии с алгоритмом исследовательской деятельности, а итогом этой  работы стало оформление статьи – отчёта о результатах исследования.  Рецензирование статьей шестиклассников учащимися 10 класса позволило раздвинуть возрастные рамки участников учебного процесса, а старшеклассникам  ещё и приобрести опыт в рецензировании таких работ.

Очень важными для развития исследовательской деятельности школьников являются и создание творческой атмосферы, мотивация интереса к исследовательской, творческой деятельности; инициирование и всесторонняя поддержка поисковой деятельности; сопровождение исследовательской  деятельности; создание условий для поддержки, внедрения и распространения результатов деятельности.

 Любое  учебное исследование направлено на развитие личности учащегося, а не на получение объективно нового результата. Если в науке приоритетом, как правило, является производство новых знаний, то цель организации исследовательской деятельности школьников – формирование у них навыков исследования как универсального способа освоения действительности, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе приобретения им субъективно новых знаний, то есть знаний, которые получены самостоятельно и являются для конкретного учащегося новыми и личностно значимыми.

Литература

  1. Александр Пентин. Учебное исследование и то, что им не является. http://www.lgo.ru/model10.htm
  2. Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания [Текст] / Н. М. Борытко. – Волгоград: Перемена, 2001.
  3. Клименюк А.В., Калита А.А., Бережная Э.П. Методология и методика педагогического исследования. Постановка цели и задач исследования. К., 1988. – 100с.
  4. Милованова  Н. Г. Модернизация российского образования в вопросах и ответах Текст / Н. Г. Милованова  В. И. Прудаева. – Тюмень, 2002.
  5. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. – М.:Ридерз Дайджест, 2004. – 960 с.
  6. http://74320s11.edusite.ru/DswMedia/uchebnoeissledovanie.doc
  7. http://www.abitu.ru/researcher/development/ist_0003.html – А.В. Леонтович. Материал посвящен проблеме применения исследования как средства развития современного образования.
  8.  http://www.researcher.ru/teor/teor_0007.html Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности. Борзенко Владимир Игоревич – кандидат физико-математических наук, Обухов Алексей Сергеевич – кандидат психологических наук.