Использование технологии проектного обучения на уроках литературы.

 

Традиционный взгляд на школу состоит в том, что она должна давать прочные знания, и долгие годы советская и российская школа работала по ЗУНовским стандартам, в которых результатом обучения становилось достижение определённого уровня знаний-умений-навыков. Но в современных условиях, когда количество новой информации постоянно возрастает, такой подход  становится ограниченным. Поэтому уже стандарт первого поколения (2004 г.) нацелил не только на передачу знаний, но и на развитие личности ученика через формирование общеучебных умений и способов деятельности. Стандарт второго поколения впрямую говорит о смене образовательной парадигмы и о новом образовательном результате – развитии личности ученика на позициях гражданина-патриота на основе освоения универсальных учебных действий. Знание становится средством, а не целью.

Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности), но и провозглашает важность метапредметных  результатов (способов деятельности, применяемых как в рамках образовательных программ, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации), которые являются ведущими в этой триаде.  В основных документах по  стандартам  второго поколения вводится новое сущностное понятие «универсальные учебные действия», главная целевая установка стандарта - развитие личности - достигается через формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают  ключевую компетенцию образования  «научить учиться».

Формирование универсальных учебных действий учащегося (в стандарте выделены 4 группы УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные), по мнению разработчиков стандарта, может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуально ориентированных  технологий. Поэтому, освоение и внедрение технологий становится актуально.

Можно скептически отнестись к высказанному мнению, поскольку о необходимости внедрения современных образовательных технологий говорится уже давно.  У учителя не было серьёзной мотивации  менять традиционные подходы в обучении, потому что несмотря на обновление целей образования, содержания образования, средств образования, неизменной оставалась система контроля, которая была нацелена на отслеживание знаний, умений, навыков. Новый стандарт провозглашает не только смену образовательной парадигмы, но и изменяет систему контроля: наряду с оценкой предметных результатов (в баллах) предполагается оценка метапредметных (в форме комплексных работ) и личностных результатов обучения (с помощью различных диагностик, анкет, и других инструментов, которых нет в традиционных УМК и системах).  Поэтому освоение технологий обучения и оценивания в рамках систем развивающего обучения становится необходимым  учителю.

В связи с вышесказанным,  одной из ведущих технологий стандартов второго поколения становится исследовательская деятельность учащихся, в программе развития и формирования УУД отдельная глава посвящена организации исследовательской деятельности, в которую входит  и обучение проектной деятельности на уроке.      

   Среди новых педагогических технологий выделяется наиболее адекватная поставленным целям обучения русскому языку  и литературе технология проектов, или метод проектов. Технология проектов, или метод проектов, в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением.

Работа над учебным проектом, как правило, проводится в течение всего учебного года и включает в себя несколько этапов:

  • предварительный выбор старшеклассником темы (с учетом рекомендаций учителя);
  •  составление плана, изучение литературы по данной теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме, защита, которая предполагает устное выступление выпускника с краткой характеристикой работы, ответы на вопросы по теме проекта. В некоторой степени это сближает учебный проект с уже традиционной формой – рефератом.

                                                                                                                  

Общие характеристики   проектной деятельности включают в себя:

* практически значимые цели и задачи

 * структура, которая включает общие компоненты:

  •  анализ актуальности проводимого исследования;
  •   целеполагание;
  •  формулировка задач, которые следует решить;
  •  выбор средств и методов, адекватным поставленным целям;
  •   планирование;
  •   определение последовательности и сроков работ;
  •  проведение проектных работ или исследования;
  •  оформление результатов работ в соответствии с замыслом

  проекта или целями исследования;

  •  представление результатов;

* компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация.

Специфические черты проектной деятельности  выделяют следующие:

Проектная деятельность – проект направлен на получение запланированного результата- продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования.

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными с его замыслами.

Цели проектного обучения:

  • Развивать у школьников исследовательские умения.
  • Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать пути решения поставленной задачи.
  • Развивать у обучающихся умение творчески подходить  к способу подачи материала.
  • Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать.
  • Способствовать повышению личной уверенности, ответственности каждого участника проектного обучения.

Типология форм организации проектной деятельности (проектов)

Виды проектов:

 * Информационный (поисковый),

* Исследовательский,

* Творческий,

* Социальный,

* Игровой (ролевой) и т.д.

Содержание:

 * Монопредметный,

 *  Метапредметный,

 * Относящийся к области

    знаний (нескольким областям),

 * Относящийся к области

    деятельности и пр.

По количеству участников проекты бывают следующие:

* индивидуальный,

* парный,

* малогрупповой (до 5 человек),

* групповой (до 15 человек),

* коллективный (класс и более в 

   рамках школы),

* муниципальный,

* городской,

* всероссийский,

* международный, 

* сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в т.ч. в Интернете)

Длительности (продолжительности) проекта:

От проекта-урока до многолетнего проекта

Дидактической цели: 

Ознакомление  учащихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.

Условия применения метода проектов

  • Существование некой значимой проблемы.
  • Значимость предполагаемых результатов.
  • Применение исследовательских методов при проектировании.
  • Структурирование этапов проекта.
  • Самостоятельная деятельность в ситуации выбора.

Создание проблемно-мотивационной среды

  • Дискуссия;
  • Мозговой штурм;
  • Ролевая игра;
  • Эвристическая беседа;
  • Круглый стол.

Этапы работы над проектом:

  • Поисковый;
  • Аналитический
  • Практический
  • Презентационный
  • Контрольный

Виды проектов:

  • Практико-ориентированные   (словарики, таблицы, газеты и т.д.)
  • Творческие (инсценировки, сочинения, сказки, сценарии)
  • Игровые (игры)
  • Исследовательские
  • (научно-исследовательские работы)

ПРОЕКТЫ на уроках  литературы:

  • РЕКЛАМА  средств художественной выразительности, словарей, автора и т.п.;
  • ПРИМЕРЫ ОЧЕРКА, ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ, ИНТЕРВЬЮ;
  • проект «СКАЗКА ПО ЦЕПОЧКЕ» (ТЕМА задается учителем - РАЗВИТИЕ ТЕМЫ ИДЕТ ПО ЦЕПОЧКЕ);
  • Проект - СОПОСТАВЛЕНИЕ (СТИХОТВОРЕНИЕ-КАРТИНА, ИЛЛЮСТРАЦИЯ). «Природа вдохновляет»;
  • СОЗДАНИЕ ОБЛОЖКИ КНИГИ;
  • СБОРНИК БАСЕН, СТИХОТВОРЕНИЙ;
  • Интегрированные  ПРОЕКТЫ:

ЛИТЕРАТУРА+РУССКИЙ ЯЗЫК; ЛИТЕРАТУРА+МУЗЫКА; ЛИТЕРАТУРА+БИОЛОГИЯ; ЛИТЕРАТУРА+ИСТОРИЯ и т.п.

ПРОЕКТ

  • Составление антологии рассказов на определенную тему с последующей рекламой;
  • Образ героя в современной интерпретации (если бы литературный герой жил в наше время);
  • Сравнительный анализ героев ("Фауст" И.-В. Гете и "Фауст" И.С. Тургенева , "Король Лир" В. Шекспира и "Степной король Лир" И.С. Тургенева , "Гамлет" В. Шекспира и "Гамлет Щигровского уезда" И.С. Тургенева, "Макбет" В. Шекспира и "Леди Макбет Мценского уезда" Н.С. Лескова  "Записки охотника" И. Тургенева и полесские рассказы А. Куприна ("Болото", "Лесная глушь"), Образы свах в произведениях Н. Гоголя "Женитьба", А. Островского "Женитьба Бальзаминова", Н. Лескова "Воительница".

 

  • «Музыка природы»   (музыка+живопись+литература)
  • Фильм об авторе, о произведении, о герое .
  • Проект-рецензия (после посещения спектакля, просмотра фильма, прочтения книги) сравнительный анализ - книга+спектакль, книга+фильм (фильм Григория Аронова «Весенние перевертыши» и повесть Тендрякова Владимира;  «Уроки французского» Валентина Распутина и фильм Евгения Ташкова «Уроки французского»);
  • Плакат по итогам анализа произведения;
  • Литературный портрет М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Фета и др.;
  • Сравнение произведений одного жанра: сказка народная и авторская, сонет В.Шекспира и сонет «серебряного века» и др.;
  • Проект «Мой ровесник  в литературе»;
  • Проект «Иллюстрация к произведению».
  • Проект-кроссворд;
  • Проект «Авторской тропою» (проследить историю создания произведения);
  • Проект-цветопись (цвета в произведении);
  • Выделение лексемы в произведении (дом и бездомье Блока, ветер в творчестве Пушкина и т.п.);
  • Этимология названий (названия торговых точек, оформление  рекламных вывесок, слоганов) классификация, ошибки, стиль;
  • История моей семьи в истории города, в творчестве писателя и т.п.;
  • Выполнение раскладушки  по определенным темам: («Капитанская дочка» А.С.Пушкина: «Формирование личности Петра Гринева»; «Петр Гринев и Маша Миронова»; «Гринев и Швабрин»; «Емельян Пугачев и Гринев»; «Гринев и Савельич»; «Маша Миронова и императрица»);
  • Проект «Женские имена в произведениях поэтов «золотого» и «серебряного» века»;
  • Особенности речи современных подростков (героя, автора произведения  и т.п.);
  • Проект «Читательский дневник» (рекомендации для чтения одноклассникам);
  • Проект «Аудиокнига» (выразительное чтение рассказа, стихотворения);
  • Проект «Киносценарий» (создание сценария на определенную тему «Социальная реклама силами молодежи»);
  • Проект « Озвучивание фильма»;
  • Проект «Очевидец» (воспоминание очевидцев событий  и художественное изображение действительности) Костриков Виктор Иванович и герои произведений Виктора Некрасова “В окопах Сталинграда”, Юрия Бондарева «Горячий снег» и Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»).

Таким образом при   использовании технологии проектного  обучения на уроках литературы  главная целевая установка стандарта - развитие личности –будет  достигаться через формирование универсальных учебных действий, которые обеспечат   ключевую компетенцию образования  «научить учиться».

Литература:

  1. Бордовская Н.В.,Даринская Л.А.Костромина С.М.Современные образовательные технологии.- М.: «Кнорус», 2011, 452с.
  2. Висленко Л.П., Белокурова С.П. Метод проекта при чтении произведений современной литературы//научно-методический журнал «Литература в школе»,2008,№11, с.38-41
  3. Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы// научно-методический журнал «Литература в школе»,2008,№11, с.36-37
  4. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы, М: «Просвещение», 1988, 167с.
  5. Селевко Г.К. С.М.Современные образовательные технологии.- М.: «Народное образования», 2000,256с.
  6. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?/М.А.Ступницкая. -М.: Первое сентября, 2010, 44с.
  7. Талалова С.В. Принципы исследовательской работы на уроках//научно-методический журнал «Исследовательская работа школьников», 2010, №1, с.65-71

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Черчетская средняя общеобразовательная школа

Использование технологии проектного  обучения на уроках литературы.

Учитель русского языка

и литературы  Шнитова И.В.

2012

Использование технологии проектного  обучения на уроках литературы.

Традиционный взгляд на школу состоит в том, что она должна давать прочные знания, и долгие годы советская и российская школа работала по ЗУНовским стандартам, в которых результатом обучения становилось достижение определённого уровня знаний-умений-навыков. Но в современных условиях, когда количество новой информации постоянно возрастает, такой подход  становится ограниченным. Поэтому уже стандарт первого поколения (2004 г.) нацелил не только на передачу знаний, но и на развитие личности ученика через формирование общеучебных умений и способов деятельности. Стандарт второго поколения впрямую говорит о смене образовательной парадигмы и о новом образовательном результате – развитии личности ученика на позициях гражданина-патриота на основе освоения универсальных учебных действий. Знание становится средством, а не целью.

Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности), но и провозглашает важность метапредметных  результатов (способов деятельности, применяемых как в рамках образовательных программ, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации), которые являются ведущими в этой триаде.  В основных документах по  стандартам  второго поколения вводится новое сущностное понятие «универсальные учебные действия», главная целевая установка стандарта - развитие личности - достигается через формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают  ключевую компетенцию образования  «научить учиться».

Формирование универсальных учебных действий учащегося (в стандарте выделены 4 группы УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные), по мнению разработчиков стандарта, может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуально ориентированных  технологий. Поэтому, освоение и внедрение технологий становится актуально.

Можно скептически отнестись к высказанному мнению, поскольку о необходимости внедрения современных образовательных технологий говорится уже давно.  У учителя не было серьёзной мотивации  менять традиционные подходы в обучении, потому что несмотря на обновление целей образования, содержания образования, средств образования, неизменной оставалась система контроля, которая была нацелена на отслеживание знаний, умений, навыков. Новый стандарт провозглашает не только смену образовательной парадигмы, но и изменяет систему контроля: наряду с оценкой предметных результатов (в баллах) предполагается оценка метапредметных (в форме комплексных работ) и личностных результатов обучения (с помощью различных диагностик, анкет, и других инструментов, которых нет в традиционных УМК и системах).  Поэтому освоение технологий обучения и оценивания в рамках систем развивающего обучения становится необходимым  учителю.

В связи с вышесказанным,  одной из ведущих технологий стандартов второго поколения становится исследовательская деятельность учащихся, в программе развития и формирования УУД отдельная глава посвящена организации исследовательской деятельности, в которую входит  и обучение проектной деятельности на уроке.      

   Среди новых педагогических технологий выделяется наиболее адекватная поставленным целям обучения русскому языку  и литературе технология проектов, или метод проектов. Технология проектов, или метод проектов, в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением.

Работа над учебным проектом, как правило, проводится в течение всего учебного года и включает в себя несколько этапов:

  • предварительный выбор старшеклассником темы (с учетом рекомендаций учителя);
  •  составление плана, изучение литературы по данной теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме, защита, которая предполагает устное выступление выпускника с краткой характеристикой работы, ответы на вопросы по теме проекта. В некоторой степени это сближает учебный проект с уже традиционной формой – рефератом.

                                                                                                                 

Общие характеристики   проектной деятельности включают в себя:

* практически значимые цели и задачи

 * структура, которая включает общие компоненты:

  •  анализ актуальности проводимого исследования;
  •   целеполагание;
  •  формулировка задач, которые следует решить;
  •  выбор средств и методов, адекватным поставленным целям;
  •   планирование;
  •   определение последовательности и сроков работ;
  •  проведение проектных работ или исследования;
  •  оформление результатов работ в соответствии с замыслом

  проекта или целями исследования;

  •  представление результатов;

* компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация.

Специфические черты проектной деятельности  выделяют следующие:

Проектная деятельность – проект направлен на получение запланированного результата- продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования.

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными с его замыслами.

Цели проектного обучения:

  • Развивать у школьников исследовательские умения.
  • Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать пути решения поставленной задачи.
  • Развивать у обучающихся умение творчески подходить  к способу подачи материала.
  • Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать.
  • Способствовать повышению личной уверенности, ответственности каждого участника проектного обучения.

Типология форм организации проектной деятельности (проектов)

Виды проектов:

 * Информационный (поисковый),

* Исследовательский,

* Творческий,

* Социальный,

* Игровой (ролевой) и т.д.

Содержание:

 * Монопредметный,

 *  Метапредметный,

 * Относящийся к области

    знаний (нескольким областям),

 * Относящийся к области

    деятельности и пр.

По количеству участников проекты бывают следующие:

* индивидуальный,

* парный,

* малогрупповой (до 5 человек),

* групповой (до 15 человек),

* коллективный (класс и более в  

   рамках школы),

* муниципальный,

* городской,

* всероссийский,

* международный,  

* сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в т.ч. в Интернете)

Длительности (продолжительности) проекта:

От проекта-урока до многолетнего проекта

Дидактической цели:  

Ознакомление  учащихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.

Условия применения метода проектов

  • Существование некой значимой проблемы.
  • Значимость предполагаемых результатов.
  • Применение исследовательских методов при проектировании.
  • Структурирование этапов проекта.
  • Самостоятельная деятельность в ситуации выбора.

Создание проблемно-мотивационной среды

  • Дискуссия;
  • Мозговой штурм;
  • Ролевая игра;
  • Эвристическая беседа;
  • Круглый стол.

Этапы работы над проектом:

  • Поисковый;
  • Аналитический
  • Практический
  • Презентационный
  • Контрольный

Виды проектов:

  • Практико-ориентированные   (словарики, таблицы, газеты и т.д.)
  • Творческие (инсценировки, сочинения, сказки, сценарии)
  • Игровые (игры)
  • Исследовательские
  • (научно-исследовательские работы)

ПРОЕКТЫ на уроках  литературы:

  • РЕКЛАМА  средств художественной выразительности, словарей, автора и т.п.;
  • ПРИМЕРЫ ОЧЕРКА, ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ, ИНТЕРВЬЮ;
  • проект «СКАЗКА ПО ЦЕПОЧКЕ» (ТЕМА задается учителем - РАЗВИТИЕ ТЕМЫ ИДЕТ ПО ЦЕПОЧКЕ);
  • Проект - СОПОСТАВЛЕНИЕ (СТИХОТВОРЕНИЕ-КАРТИНА, ИЛЛЮСТРАЦИЯ). «Природа вдохновляет»;
  • СОЗДАНИЕ ОБЛОЖКИ КНИГИ;
  • СБОРНИК БАСЕН, СТИХОТВОРЕНИЙ;
  • Интегрированные  ПРОЕКТЫ:

ЛИТЕРАТУРА+РУССКИЙ ЯЗЫК; ЛИТЕРАТУРА+МУЗЫКА; ЛИТЕРАТУРА+БИОЛОГИЯ; ЛИТЕРАТУРА+ИСТОРИЯ и т.п.

ПРОЕКТ

  • Составление антологии рассказов на определенную тему с последующей рекламой;
  • Образ героя в современной интерпретации (если бы литературный герой жил в наше время);
  • Сравнительный анализ героев ("Фауст" И.-В. Гете и "Фауст" И.С. Тургенева , "Король Лир" В. Шекспира и "Степной король Лир" И.С. Тургенева , "Гамлет" В. Шекспира и "Гамлет Щигровского уезда" И.С. Тургенева, "Макбет" В. Шекспира и "Леди Макбет Мценского уезда" Н.С. Лескова  "Записки охотника" И. Тургенева и полесские рассказы А. Куприна ("Болото", "Лесная глушь"), Образы свах в произведениях Н. Гоголя "Женитьба", А. Островского "Женитьба Бальзаминова", Н. Лескова "Воительница".

 

  • «Музыка природы»   (музыка+живопись+литература)
  • Фильм об авторе, о произведении, о герое .
  • Проект-рецензия (после посещения спектакля, просмотра фильма, прочтения книги) сравнительный анализ - книга+спектакль, книга+фильм (фильм Григория Аронова «Весенние перевертыши» и повесть Тендрякова Владимира;  «Уроки французского» Валентина Распутина и фильм Евгения Ташкова «Уроки французского»);
  • Плакат по итогам анализа произведения;
  • Литературный портрет М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Фета и др.;
  • Сравнение произведений одного жанра: сказка народная и авторская, сонет В.Шекспира и сонет «серебряного века» и др.;
  • Проект «Мой ровесник  в литературе»;
  • Проект «Иллюстрация к произведению».
  • Проект-кроссворд;
  • Проект «Авторской тропою» (проследить историю создания произведения);
  • Проект-цветопись (цвета в произведении);
  • Выделение лексемы в произведении (дом и бездомье Блока, ветер в творчестве Пушкина и т.п.);
  • Этимология названий (названия торговых точек, оформление  рекламных вывесок, слоганов) классификация, ошибки, стиль;
  • История моей семьи в истории города, в творчестве писателя и т.п.;
  • Выполнение раскладушки  по определенным темам: («Капитанская дочка» А.С.Пушкина: «Формирование личности Петра Гринева»; «Петр Гринев и Маша Миронова»; «Гринев и Швабрин»; «Емельян Пугачев и Гринев»; «Гринев и Савельич»; «Маша Миронова и императрица»);
  • Проект «Женские имена в произведениях поэтов «золотого» и «серебряного» века»;
  • Особенности речи современных подростков (героя, автора произведения  и т.п.);
  • Проект «Читательский дневник» (рекомендации для чтения одноклассникам);
  • Проект «Аудиокнига» (выразительное чтение рассказа, стихотворения);
  • Проект «Киносценарий» (создание сценария на определенную тему «Социальная реклама силами молодежи»);
  • Проект « Озвучивание фильма»;
  • Проект «Очевидец» (воспоминание очевидцев событий  и художественное изображение действительности) Костриков Виктор Иванович и герои произведений Виктора Некрасова “В окопах Сталинграда”, Юрия Бондарева «Горячий снег» и Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»).

Таким образом при   использовании технологии проектного  обучения на уроках литературы  главная целевая установка стандарта - развитие личности –будет  достигаться через формирование универсальных учебных действий, которые обеспечат   ключевую компетенцию образования  «научить учиться».

Литература:

  1. Бордовская Н.В.,Даринская Л.А.Костромина С.М.Современные образовательные технологии.- М.: «Кнорус», 2011, 452с.
  2. Висленко Л.П., Белокурова С.П. Метод проекта при чтении произведений современной литературы//научно-методический журнал «Литература в школе»,2008,№11, с.38-41
  3. Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы// научно-методический журнал «Литература в школе»,2008,№11, с.36-37
  4. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы, М: «Просвещение», 1988, 167с.
  5. Селевко Г.К. С.М.Современные образовательные технологии.- М.: «Народное образования», 2000,256с.
  6. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?/М.А.Ступницкая. -М.: Первое сентября, 2010, 44с.
  7. Талалова С.В. Принципы исследовательской работы на уроках//научно-методический журнал «Исследовательская работа школьников», 2010, №1, с.65-71