ГИА, реальные детские лингвистические сочинения


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realnye_detskie_lingvisticheskie_sochineniya.doc32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Разумеется, это далеко не идеальные работы, но вполне под силу каждому учащемуся 9 класса. Обратите внимание на композиционное построение сочинений, отсутствие повторов, засоряющих письменную речь; обратите внимание на аргументы и их подтверждение примерами из прочитанного текста.

 (1 сочинение)

   Конечно, я соглашаюсь тезисом известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика - как они думают». Докажу это на примерах из текста советского прозаика, драматурга А.Г. Алексина.

   Среди лексических явлений мое внимание привлекли эпитеты, при помощи которых автор описывает своего героя. Мы видим его во втором предложении аккуратного, прибранного, с волнистыми светлыми волосами, голубыми глазами и нежными розовыми щеками. А вот подчеркнуть его неуверенность в неблаговидном поступке, смущение  Алексину помогают вопросительные предложения № 26 и №37.

Мы убедились в правоте тезиса Степанова о том, что лексика и грамматика помогают понять творческий замысел автора. 97 слов.

(2 сочинение)

   Я полностью поддерживаю тезис известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Хочу подтвердить это аргументами из текста.

   Рассказывая о том, почему он уезжает от Нины Георгиевны, мальчик употребляет фразеологизмы: «не от мира сего», «отцовский стержень», «лучше сразу с глаз долой». Это помогает нам понять, какой некрасивый поступок он совершает.  При помощи лексических повторов в предложении №35, №36, №38 Алексин показывает неуверенность и смущение мальчика, причины его поспешного отъезда.

   Следовательно, прав Степанов в том, что лексика и грамматика помогают понять творческий замысел автора. 91 слово.

И еще одна работа…

ТЕКСТ

(1)В командировки мама и отец ездили очень часто: они вместе проектировали заводы, которые строились где-то очень далеко от нашего города. (2)Я оставался с бабушкой – маминой мамой.

(3)В неблагополучных семьях родители, уехав из дому, вообще не присылают писем, в благополучных пишут примерно раз или два в неделю – мы с бабушкой получали письма каждый день. (4)Мои родители соблюдали строгую очерёдность: одно письмо – от отца, другое – от мамы. (5)Порядок ни разу не нарушился. (6)В конце письма неизменно стояла дата, а чуть пониже было написано: «8 часов утра». (7)Значит, отец и мама писа́ли после своей утренней пробежки и перед работой.

– (8)Фантастика! – сказала однажды бабушка. – (9)Хоть бы раз перепутали очередь!..

(10)Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чём-то их упрекает? (11)Это было отличительной бабушкиной чертой: по её тону часто нельзя было определить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или высмеивает. (12)Я-то восхищался ими, поскольку мы часто восхищаемся поступками, на которые сами не способны.

(13)Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить.

(14)Например, мама и отец старались закалить нас. (15)Но мы с бабушкой не желали обтираться ледяной водой, вставать по воскресеньям ещё раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход. (16)Мы сознавали, что нечётко делаем гимнастику.

(17)Вообще, мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто и когда звонил маме или отцу по телефону, нечётко выполняли режим дня.

(18)Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет. (19)Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку. (20)А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня. (21)И не только внешне.

– (22)Ну-с, сколько денег откладываем на кино? – спрашивала бабушка.

– (23)Побольше! – говорил я.

(24)И бабушка, любившая ходить в кино, как и я, откладывала побольше, а экономились деньги потом на обедах.

(25)По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло.

                                                                                                     (По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста В.Г. Ветвицкого: «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

СОЧИНЕНИЕ

Лингвист В. Г. Ветвицкий  убедительно  сказал: "Имя существительное -  это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты - зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним".  Я тоже так думаю! Аргументируя свой ответ, приведу конкретные   примеры из текста.

Существительные могут согласовываться с зависимыми словами в роде, числе и падеже. Чтобы подчеркнуть обязательность как определяющую черту родителей  мальчика,  писатель, драматург Алексин употребляет фразу "строгая очерёдность" в рассказе  о том, как писали письма отец и мать. А бабушку автор называет "озорным мальчишкой",  подчёркивая схожесть её характера с характером внука.

Таким образом, я доказала правоту лингвиста Ветвицкого о том, что имя существительное - это как бы дирижёр грамматического оркестра, а  за ним зорко следят оркестранты - зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним.  (124 слова)