Развитие творческих способностей учащихся с использованием приёмов современных технологий.

Каплина Марина Владимировна

Материал из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей  с использованием приёмов современных технологий.

Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех.

Б. Пастернак

Мастерство педагога невозможно без умелого сочетания различных форм работы. Одна из главных задач – развивать творческие способности учащихся. Безусловно, положительный результат возможен при условии совместной творческой деятельности  учителя и учеников на каждом уроке.

Да, не каждый станет поэтом, писателем, журналистом. Но  ведь  не это важно. Главное в том, чтобы помочь ребёнку  найти себя, поверить в собственные силы, при этом стать грамотным, образованным человеком.

Вот одна библейская притча: «Раб получил от своего господина талант (это древняя самая крупная денежная единица). Тот не воспользовался им, а зарыл в землю, в то время как другие, получив свои таланты, использовали их и приумножили богатство. Господин, узнав об этом, приказал  забрать у него талант и отдать его тем, кто умело воспользовался деньгами: «Возьмите у него таланты и отдайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет».

В современном языке талант – это способности, дарования. А выражение «зарывать талант в землю»  - не развивать свои способности, не использовать их. Каждый человек должен развивать то, что дала ему природа, развивать и приумножать.

Именно на плечи учителя ложится эта ответственная миссия: помочь раскрыться ребёнку, не зарыть свой талант в землю.

Как писал А. Навои: «Пройти мир и остаться несовершенным – это то же, что выйти из бани невымытым».

Существует много интересных и эффективных приёмов развития и совершенствования творческих способностей учащихся, каждый учитель выбирает наиболее подходящий для своих учащихся. В своей педагогической практике я использую приём технологии РКМЧП – синквейн.

Синквейн» — это стихотворение, состоящее из 5 строк, каждая из которых имеет своё содержание и определённую форму:

- первая – имя существительное, задающее тему стихотворению;

- вторая – два  прилагательных к данному существительному;

- третья - три глагола к данному существительному;

- четвертая – осмысленная фраза, показывающая отношение к теме;

- пятая - заключительное слово или предложение, определяющее эмоциональное    

отношение ко всему сказанному.

Почему уделяю синквейну такое внимание? Во-первых, можно использовать на различных этапах урока и  в качестве домашнего задания. Во-вторых, приём  эффективен как на уроках русского языка, так и на литературе. В-третьих, работа и индивидуальная, и групповая. В-четвёртых, составление  синквейна приводит к осознанию того, что «художественное творчество» интересно.  

На разных этапах урока имеет разные цели. Вот пример использования синквейна на  уроке русского языка в 6 классе по теме « Местоимение» (2 урок).

Вызов - « В чём особенность местоимений?

Работая в группах, учащиеся составляют синквейн. При этом, рассказывая о местоимении,  повторяют существительное,  прилагательное,  глагол, виды предложений по цели высказывания,  развивают свой лексический запас.

        Местоимение

Загадочное, обманчивое

Заменяет, указывает, но не называет.

Так в чём же роль местоименья?

С ним избегаем повторенья!  (Воронкова Е.)

 

Местоимение

Маленькое, но важное.

Указывает, но называть не хочет.

Его роль важна:

Заменяет слова. (Лозовая М.)


В старших классах на стадии «Рефлексия» после изучения произведения можно обобщить информацию. Например, в 9  «А» классе после изучения темы «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя» предложила учащимся с помощью синквейна обобщить материал: «Почему Манилова, Коробочку, Ноздрёва,  Собакевича, Плюшкина можно назвать «мёртвой душой»?». Ответив на этот вопрос индивидуально, учащиеся объединяются в группы в соответствии с выбранным литературным персонажем и составляют синквейн.

Манилов

Пустой, приторный.

Строит проекты, но ничего не делает.

Почему он такой?

Потому что «душа мертва».

                           Казанова Т.

         Ноздрёв

Хвастливый, задиристый.

Пьёт, врёт, всем  «пакостит».

Почему он так ведёт себя?

Потому что «мёртвая душа».

                             Богданов В.

Плюшкин

Скупой, жадный.

Всё подбирает, ворует, копит.

Кем стал?

«Мертвой душой» – прорехой на человечестве.

                                                             Ульянова О.

Коробочка

Предприимчивая, но дубинноголовая.

Всё копит, боится продешевить.

Зачем ей всё это?

Сама не знает.

                           Войтович Г.

         Собакевич

Некулюжий, жадный.

Подмечает, понимает, обманывает.

Почему он такой?

Потому что «мёртвая душа».

                                  Кумов Я.

Проведение диагностики позволяет утверждать, что используемый приём   технологии РКМЧП обеспечивают самостоятельность, активность учеников в их совместной учебной работе, развивает критическое и творческое мышления.