Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Гарнист Любовь Евгеньевна

                   Имея сорокалетний опыт работы, я давно пришла к выводу, что учить надо интересно. Именно  интересные уроки, где каждый ученик включается в работу, ощущает свою значимость,   мыслит , исследует, и нравятся детям, дают высокую результативность в обучении.

                   Поэтому в последние годы я использую в работе метод исследовательской  деятельности,  как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.  Считаю, что данный метод поиска  и  решения  учебной проблемы  активизирует учебный процесс, обеспечивает более глубокое понимание нового знания  учениками, так как нельзя не знать и не понимать  то, что ты открыл сам.

                   Навыки самостоятельной исследовательской деятельности у учащихся  развиваю, используя проблемно- исследовательское  обучение.  На уроках русского языка и литературы возможен широкий спектр проблемных ситуаций. Например, при изучении нового правила по русскому языку, анализе литературного произведения, изучении биографии писателя и др.   Уроки обычно начинаются с проблемного вопроса, задания на новый материал, высказывания из критической статьи, цитаты из изучаемого произведения  или эпиграфа, в которых содержится основной смысл поиска и решения проблемы. Такое начало, как правило, обеспечивает  включение  в творческую деятельность  всех  учащихся, развивает речь, способствует развитию навыков  логического мышления,  умения подбирать и приводить аргументы, делать выводы, позволяет не столько учить, сколько  помогает школьнику  учиться, направляет  его самостоятельную познавательную деятельность.

              Одним из наиболее распространённых видов самостоятельного исследовательского труда школьников в процессе учения является метод проектов. Именно  проектная технология обеспечивает условия для инновационного режима развития учащихся, создаёт условия для развития творческой личности , её самореализации и самоопределения.

              Как учитель – организатор проектной деятельности я решаю следующие задачи:

Ø 1.     Формировать интересы, склонности учащихся к познавательной деятельности,  практические умения и навыки проведения проектной деятельности.

Ø 2.     Развивать интерес к познанию мира, сущности процессов.

Ø 3.     Развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать это умение на практике.

Ø 4.     Способствовать мотивированному выбору своей деятельности и социальной адаптации учащихся.

          В современной педагогике утвердилось положение о том, что в обучении не может быть никаких универсальных методов и что в процессе его должны применяться различные методы учебной работы:

а) объяснительно - иллюстративный, или информационно - рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

б) репродуктивный : воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

            Проектный метод позволяет помочь детям обрести психологическое равновесие, почувствовать и осознать стремление души, научить устанавливать гармонические взаимоотношения с миром и людьми. Это формирует лучшие качества личности, развивает творческое воображение. Примером может служить последний урок литературы в 6 «А» классе по теме: « Пушки – волшебник!», где учащиеся сравнивали два стихотворения поэта «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Работали над исследованиями в группах, парах, индивидуально, как каждый изъявил желание. Результатом стали удивительные проекты, показавшие мастерство поэта в изображении природы. Звучали музыкальные произведения по теме, демонстрировались репродукции картин, читались стихи наизусть, обсуждались изобразительные средства пушкинского языка.

         Я убеждена, что в творческих работах  в рамках выполнения проектов раскрывается характер ребенка, его отношение к миру.

          Очень важен индивидуальный подход к учащимся в рамках проектной деятельности не только  для того, чтобы он нормально учился и развивался, и  для раскрытия индивидуальности ребенка, создания благоприятных условий для формирования его способностей. Так  на уроке русского языка в 10 «В» классе при повторении темы «Части речи» каждому старшекласснику было предложено провести теоретическое исследование какой-либо части речи. Был предложен алгоритм исследования, а пути представления материала каждый выбирал свой.

      Исходя из принципов развивающего обучения, выделяю  основные  дидактические требования к использованию метода проектов:

1.     Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов.

     Всё вышесказанное позволяет мне реализовывать  в работе  сотрудничество с учениками. Обеспечивает  творческое усвоение знаний посредством совместной работы с детьми. Результативно развивать  интеллект ,  творческие способности и личностные качества учеников. А также получать эмоциональное удовлетворение от успешности учебного процесса.