Уроки развития речи в свете ФГОС

Выступление на городской секции учителей русского языка и литературы 24.03.2015

Уроки развития речи в свете ФГОС

В связи с введением в школьную практику сочинений-допусков к экзаменам в 11 классах  страсти по поводу развития речи на уроках русского языка и литературы закипели с невероятной силой. Извержение вулканов – пророческие высказывания учителей-предметников – потонули  в многочисленных комментариях методистов по этому поводу. Немало обвинений в адрес учителей школ выдвинули представители разного уровня органов образования. Все убеждены, что введение сочинений в общеобразовательных учебных заведений «во благо учащихся», это «поднимет» читательский уровень на должную высоту. Но мы-то с вами понимаем, с  какими трудностями сталкиваемся   ежедневно. Современные условия жизни влияют не только на речь школьников, но и на развитие их мышления. Максимально сконцентрированные на играх, ученики никак не могут сосредоточиться на материале урока, быстро утомляются, становятся рассеянными в кульминационный момент освоения знаний. Ежедневные тренинги с использованием тестов не дают ожидаемых результатов, потому что школьники имеют серьёзные проблемы с памятью.  Учителя констатируют «клиповость мышления, снижение мотивации, отсутствие навыков логического анализа, узость кругозора – все это в комплексе требует пересмотра требований к содержанию и организации работы с учебной информацией».[1] Проблемы серьёзные, поэтому мы вынуждены искать новые формы работы по преодолению этих проблем, а где-то и пересматривать возможности  хорошо известных приёмов, чтобы реализовывать их сообразно изменённым условиям, в свете ФГОС.

Уроки развития речи направлены  в первую очередь на развитие коммуникативных универсальных учебных действий, потому что учат умению выбирать языковые средства для успешного решения вполне конкретных речевых задач. Наша задача не столько дать школьникам как можно больше предметных знаний, сколько    обеспечить их такими универсальными способами действий, которые помогут им и самореализоваться и самосовершенствоваться в постоянно развивающемся обществе.

Какие же изменения входят в нашу практику? Исходя из проведённых издательством «Просвещение» вебинаров, научно-практических конференций изменения должны коснуться объёмов текстов в сторону их уменьшения. В предложенных для работы по развитию речи тетрадях-практикумах  издательства «Просвещение» используются именно такие тексты. Эти тетради ориентируют нас конкретно на подготовку сочинения. Автор серии тетрадей-практикумов – учитель русского языка и литературы, методический редактор журнала «Русский язык» ИД «Первое сентября» Н. А. Шапиро. Посмотрим внимательно на разделы тетрадей-практикумов.

5-6 классы

7 классы

8-9 классы

Читаем внимательно

 Восстанавливаем текст

 Рассказываем истории

 Рисуем словами

 Рассуждаем и рассказываем

Читаем внимательно

 Восстанавливаем текст

 Рассказываем и описываем

 Рассуждаем и сравниваем

 Читаем внимательно

 Восстанавливаем текст

 Рассуждаем и доказываем

 

Тексты должны быть «содержательными, интересными, личностно значимыми, затрагивающими серьёзные проблемы, расширяющими кругозор учащихся»[2]; но при этом совсем не стоит использовать упрощённые или адаптированные  тексты, потому что в преодолении сложностей, с которыми будут сталкиваться школьники, они и приобретут те самые прочные знания, о которых мы говорим. Обратите  внимание на тексты, которые использованы в тетрадях-практикумах, предложенных издательством «Просвещение».  Как мы видим,   тексты совсем не означают, что происходит упрощение содержания образования, меньше не значит проще, а скорее  тексты должны стать информационно насыщенными, должны вызывать у учащихся интерес. Безусловно, можно воспользоваться готовыми материалами (например, предложенными тетрадями-практикумами). Можно   самим  поработать над подборкой таких текстов.  Думаю, у каждого предметника свои пути решения этой проблемы.     Но работа  по развитию речи направлена не только на написания сочинений, но и изложений.  Сегодня изложение как метод контроля используется на государственной итоговой аттестации за курс основной школы. Изложение и сочинение сохраняют баланс между информативной и коммуникативной составляющими школьного курса русского языка, организуя   речевую   деятельность    современных школьников.                               

Система работы по развитию речи сегодня должна получить чёткое направление на совершенствование всех видов речевой деятельности, интеллектуальное и творческое развитие личности средствами русского языка, формирование навыков работы с текстами разных стилей, умение воспринимать, оценивать и интерпретировать текст, активно овладевать нормами литературного языка и навыками коммуникативного взаимодействия в процессе общения в различных жизненных ситуациях.

Остановлюсь  на уроках развития речи по написанию изложений.  Изложение – это та форма обучения основам развития связной речи, в которой заложен метод близкого к оригиналу пересказа авторского текста, передача его по памяти. Активно применяя изложения в педагогической практике, мы сможем, во-первых, достичь целей, прописанных в стандарте по русскому языку для общеобразовательных школ, во-вторых, за счёт разнообразия видов изложения расширить его учебные      возможности.

 Но почему учащиеся не любят   писать изложение? Давайте разберёмся.   Пишем часто? Часто. А результаты по-прежнему не радуют? Не радуют.   Согласна  с теми учителями, которые считают, что мы подменяем обучение в полном смысле этого слова контролем. А уроки наши различаются только материалом, подобранными текстами.  Можно говорить о вариантах уроков по написанию изложения, но традиционно  схемы их сводятся к вступительной беседе, чтению текста, беседе по содержанию, составлению плана и рабочих материалов, устному пересказу текста, редактированию. Разработанность системы этапов не решает проблемы формирования мотивации к изучению развития речи, не повышает качество обучения русскому языку. Ожидаемого эффекта не получается.

Разобраться в проблеме мне помогли и  вебинары и книга, в которой заложены принципиально новые варианты обучения изложению –  «Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения. Авт.-сост. О.А.Дюжева.  – Волгоград: Учитель, 2014».   Остановлюсь лишь на тех приёмах и формах работы, которые применимы на разных этапах работы с изложением.

Приём «разученный диктант»: точное и полное воспроизведение   текста,   понимание содержание, построение и языковое оформление текста. Эффективность  этого приёма зависит от частоты его применения: я практикую чтение лирических произведений ежеурочно (выбор стихотворения на усмотрение учащихся, читается только 4 строки), на это уходит 1-2 минуты. Возможны варианты, например, четверостишия Омара Хайяма.

Чтоб мудро жить, знать надобно немало.

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

 

Разрушить всегда лучше, чем построить.

Обидеть проще, чем простить.

И врать всегда удобней, чем поверить.

А оттолкнуть гораздо проще, чем любить.

Приём «реставрация текста», в тетрадях – практикумах «восстановление текста». Этот приём предполагает восстановление деформированного (содержащего пропуски) текста. Ученики знакомятся в устной или  письменной форме с небольшим исходным текстом. Вариант, который даётся впоследствии, можно дать под диктовку или для контрольного списывания. Пропуски слов и выражений требуют восстановления в процессе записи. Очень продуктивно применять такие задания, когда характер пропуска хорошо понятен и известен школьникам: например, пропущены только имена прилагательные, которые так важны при работе с текстом – описанием; или наречия, которые уточняют время, место, время действия при работе с текстом-повествованием. После   проведённой работы проводится сравнительный анализ вариантов восстановленного текста,  чтобы определить наиболее удачные варианты. Возможна такая работа в парах и в малых группах. Естественно, что обучающий эффект усиливается и результат получается прогнозируемым. Формулировка задания может выглядеть так: прочитайте (прослушайте) текст, особое внимание обратите на слова, предающие действия предметов (мальчиков, растений и т.д.).  Восстановите    текст по памяти, имея перед собой вариант с пропусками (записывая текст под диктовку). Интересны формулировки заданий, предложенных в тетрадях-практикумах издательства «Просвещения».

Можно добавить работу с восстановленными пословицами, предложив школьникам следующие задания:

1.            Понравилась ли вам пословица?

2.            Каков её смысл? Каковы значения слов?

3.            Познакомьтесь с продолжением пословиц. Как изменился  её смысл? Почему?

 

Чудеса в решете…

 

 

дыр много, а выскочить некуда

 

 

В своём деле он собаку съел…

 

 

а хвостом подавился

 

 

Губа не дура..

 

 

язык не лопатка, знают, что горько, что сладко

 

 

Лиха беда начало…

 

 

есть дыра, будет и прореха

 

 

Дорога ложка к обеду…

 

 

а там хоть под лавку

 

 

Живём, хлеб жуём…

 

 

а ино и посаливаем

 

 

В семье не без урода…

 

 

а на урода всё не в угоду

 

 

Федул, что губы надул…

 

 

не на мать губы-то надувать

 

 

 

Хорошо работает приём «снежный ком» при работе в малой группе (4 ученика). При составлении текстов-описаний или текстов-повествований 1 ученик составляет первую фразу, являющуюся началом текста, второй повторяет  эту фразу и добавляет своё предложение, третий, повторяя 1 и 2 предложения, добавляет своё предложение; наконец. Четвёртый повторяет первые три предложения, заканчивает текст своим предложением. Коллективно созданный текст записывается в тетради. Можно усложнить условие выполнения этого задания, предложив школьникам использовать определённые конструкции или ограничить использование слов определённой части речи, которая находится в центре учебного материала урока. Можно предложить составить диалог, в котором   употреблять слова «да» и «нет» не разрешается. Придумать историю, в которой с каждым новым предложением появляется новое действующее лицо. Анализ составленных текстов позволит сравнить речевую деятельность в группах.

Разнообразить задания помогают вопросы из всероссийской олимпиады по русскому языку «Медвежонок». Загляните в задания – найдёте то, что сделает урок интересным, насыщенным  и эффективным.

Лингвистические  задачки всегда эффективны при работе по любому направлению учебной деятельности. Например, закончите стихотворение поэта.

Коту прекрасно спится,

Ему котлета снится.

А рядом спят котята.

Им снятся….                (котлетята)

(П.Синявский)

Или вот ещё: «  Мляша коллекционирует млянечки, а Пляша плянички. У Мляши млянечков в 3 раза больше, чем у Пляши пляничков. Если у Мляши  69 млянечков, то сколько у Пляши пляничков?» Школьники начинают считать… А задача-то в другом.

Подводя итог, отмечу, что солидарна с коллегами, которые считают, что работа, предваряющая написание изложение, должна носить комплексный характер. Только тогда можно говорить о выполнении поставленных задач: развитии  памяти, обогащении словарного запаса и грамматического строя языка школьников, овладении учащимися логикой построения текста, умением  составлять монологические высказывания, видеть особенности стиля автора, выявлять типологию текста.  Так  как один и тот же приём может помочь в решении нескольких задач одновременно, учитель сам определяет, с какой целью применяется этот приём и на каком этапе урока. Подчеркну только, что задания могут выполняться как индивидуально, так и коллективно, или небольшими группами.

Удачи вам, уважаемые  коллеги.

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения. Авт.-сост. О.А.Дюжева.. –Волгоград: Учитель, 2014 – с.3

[2] Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения. Авт.-сост. О.А.Дюжева.. –Волгоград: Учитель, 2014 – с.12

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уроки развития речи в свете ФГОС Подготовила учитель МАОУ «Лицей № 1» г.Балаково Саратовской области Субоч Раиса Ивановна

Слайд 2

« клиповость » мышления снижение мотивации отсутствие навыков логического анализа узость кругозора Новые проблемы

Слайд 3

искать новые формы работы пересматривать возможности хорошо известных приёмов Пути решения

Слайд 4

Изменение объёмов текста и их содержания Содержание текстов должно быть интересным личностно значимыми, затрагивающими серьёзные проблемы, расширяющими кругозор учащихся. Изменения в практике учителя

Слайд 5

Автор серии тетрадей-практикумов – учитель русского языка и литературы, методический редактор журнала «Русский язык» ИД «Первое сентября» Н. А. Шапиро.

Слайд 6

ГОТОВЯТСЯ К ВЫХОДУ В СВЕТ В 2015 ГОДУ Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 класс Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 6 класс Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 7 класс Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 8 класс Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 9 класс Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. Методические рекомендации. 5-9 классы (публикация на сайте издательства «Просвещение»)

Слайд 7

РАЗДЕЛЫ ТЕТРАДЕЙ-ПРАКТИКУМОВ 5 и 6 классы Читаем внимательно Восстанавливаем текст Рассказываем истории Рисуем словами Рассуждаем и доказываем 7 класс Читаем внимательно Восстанавливаем текст Рассказываем и описываем Рассуждаем и сравниваем 8 и 9 классы Читаем внимательно Восстанавливаем текст Рассуждаем и доказываем

Слайд 8

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ В ТЕТРАДЯХ-ПРАКТИКУМАХ Раздел «Читаем внимательно» 5 класс Прочитайте текст. Восстановите правильное написание слов. Правила пользования лесным трамваем Все жители леса, кроме медведей и нос..рогов, имеют право ездить в лесном трамвае. Медведям и нос..рогам входить в вагон трамвая запр .. щается . При входе в трамвай каждый взрослый четвероногий житель леса опускает в кассу один орех, один гриб или одну ягоду и после этого имеет право занять одно место на скамейк .. . Каждый взрослый четвероногий житель леса может бе ..платно прове .. ти одного детёныша, если тот не занимает отдельного места на скамейк .., а находи.. ся на лапах, под мышкой, на плечах или на голове у другого па.. ажира . Насекомые пользуются правом бе ..платного проезда в трамвае. При этом насекомым, во избежание несча .. ных случаев, запр .. щается занимать с.. дячие места. Двуногие пернатые имеют право бе ..платного проезда в трамвае, если их размер от клюва до когтей не превышает 50 см. Пернатые большего размера должны при входе или влёте в вагон трамвая опустить в кассу орех, гриб или ягоду. (продолжение на следующем слайде)

Слайд 9

5 класс Отметьте номера предложений, в которых говорится о нарушителях. 1. Лиса с лисёнком опустила в кассу один гриб, села на скамейку, а лисёнка держит на передней лапе. 2. Уж вполз в вагон и улёгся под скамейкой. 3. Шмель влетел в вагон, ничего не опустив в кассу, и сел на скамейку. 4. Синица влетела в вагон, ничего не опустив в кассу, и села на скамейку. 5. Медведь и медвежонок вошли в вагон и положили в кассу два гриба. 6. Ёж с двумя ежатами вошёл в вагон и опустил в кассу один гриб, а садиться они не стали. 7. Заяц с двумя зайчатами вошёл в вагон, опустил в кассу две ягоды, сел на скамейку, одного зайчонка посадил рядом, а другого — на плечи первому. О ком из лесных жителей в правилах забыли упомянуть? Ответ. О нарушителях говорится в предложениях 3, 5 и 6: медведям запрещено входить в вагон; насекомым нельзя садиться на сиденье; каждому лесному жителю разрешено бесплатно провозить только одного детёныша, а ёж был с двумя ежатами. В правилах ничего не сказано о змеях, поэтому неизвестно, может ли уж вползти в вагон и ехать под лавкой. Но обычно всё, что не запрещено, разрешено.

Слайд 10

7 класс Прочитайте отрывок из научно-популярной статьи. Проделаем опыт. Для него нам понадобятся доска (подняв один ее конец, получим наклонную плоскость) и два цилиндра. Пусть один цилиндр будет сплошным, другой полым. Нужно, чтобы цилиндры имели одинаковые размеры и примерно одинаковую массу. Это возможно, если они сделаны из разных материалов, например из дерева и металла. Положим оба цилиндра на наклонную плоскость и одновременно отпустим. Если доска и поверхность цилиндров очень гладкие и угол наклона достаточно велик, то они начнут скользить по плоскости без вращения и достигнут нижней точки одновременно. Теперь добьемся того, чтобы цилиндры катились, а не скользили. Результат окажется другой: сплошной цилиндр достигнет финиша раньше полого, хотя они совпадают по размерам и весу. Заполните пропуски в предложениях. Сплошной цилиндр надо изготовить из более ______________ материала, чем полый. Второй опыт отличается от первого только тем, что тела ___________________________. Если с первого раза не удалось правильно выполнить это задание, перечитайте текст еще раз и придумайте вопросы, на которые нужно ответить, чтобы разобраться, а потом сделайте вторую попытку.

Слайд 11

Вступительная беседа Чтение текста Беседа по содержанию Составление плана Составление рабочих материалов Устный пересказ текста Редактирование Приёмы работы по изложению

Слайд 12

Разрушить всегда лучше, чем построить. Обидеть проще, чем простить. И врать всегда удобней, чем поверить. А оттолкнуть гораздо проще, чем любить . Омар Хайям Разученный диктант

Слайд 13

Тексты с пропусками Мы пришли в долину в сумерках и ничего не успели разглядеть. А утром вдруг видим по всей долине ______________ озёра и холмы _____________ песков. Но глаза обманули нас. Не было в долине __________ озёр, __________ песчаных берегов, ___________ холмов. Были цветы. В сырых впадинах синели незабудки. Вокруг озёр незабудок золотились лютики, а на сухих гривах горели маки. Вот так долина! (По Н. Сладкову)

Слайд 14

Тексты с пропусками ______________я рано . Меня ___________ птички. Ещё только начало ________, а они уже __________ и принялись _______, и __________, и __________ на разные голоса. Я _________ и тут вдруг _______, как из-под земли _____________ огромное красное солнце. Я поскорей принялся ___________ Серёжу и Павлика, чтоб они ____________ на это чудо, но, пока они _________ глаза, роса ___________ и такой красоты уже ___________. (По Н.Носову )

Слайд 15

Проснулся я рано. Меня разбудили птички. Ещё только начало светать , а они уже проснулись и принялись трещать , и чирикать , и пищать на разные голоса. Я замечтался и тут вдруг увидел , как из-под земли выкатилось огромное красное солнце. Я поскорей принялся будить Серёжу и Павлика, чтоб они посмотрели на это чудо, но, пока они протирали глаза, роса испарилась и такой красоты уже не было . (По Н.Носову ) Восстановленный текст

Слайд 16

Раздел «Восстанавливаем текст» 5 класс Прочитайте пары предложений. Определите, как связано по смыслу второе предложение с первым, и объедините их в одно. Используйте для связи слова: но , однако , тоже , потому что , поэтому , хотя . Запишите исправленный текст. а) Дождь хлынул как из ведра. Мы решили не останавливаться, пока не дойдем до цели. б) Дождь хлынул как из ведра. Мы решили спрятаться в сарае. в) Дождь хлынул как из ведра. По радио обещали солнечный день без осадков. 7) Дождь хлынул как из ведра. Скоро вновь засияло солнце. д) Дождь хлынул как из ведра. Ветер не щадил путников.

Слайд 17

Лиха беда начало… Восстанавливаем пословицу

Слайд 18

Лиха беда начало: есть дыра – будет и прореха. Восстанавливаем пословицу

Слайд 19

Коту прекрасно спится, Ему котлета снится. А рядом спят котята. Им снятся…. Лингвистическая задачка

Слайд 20

Коту прекрасно спится, Ему котлета снится. А рядом спят котята. Им снятся котлетята . Лингвистическая задачка

Слайд 21

Использованы материалы вебинаров Красовская С.И. Развитие письменной речи на уроках русского языка и литературы с пособиями издательства « Просвещение». 05 . 03. 2015 Нарушевич А.Г. Готовимся к ОГЭ по русскому языку с пособиями издательства «Просвещение». 13. 03. 2015 Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 1» г.Балаково Саратовской области

Раиса Ивановна Субоч

Выступление на городской секции учителей русского языка и литературы 24.03.2015

Уроки развития речи в свете ФГОС

В связи с введением в школьную практику сочинений-допусков к экзаменам в 11 классах  страсти по поводу развития речи на уроках русского языка и литературы закипели с невероятной силой. Извержение вулканов – пророческие высказывания учителей-предметников – потонули  в многочисленных комментариях методистов по этому поводу. Немало обвинений в адрес учителей школ выдвинули представители разного уровня органов образования. Все убеждены, что введение сочинений в общеобразовательных учебных заведений «во благо учащихся», это «поднимет» читательский уровень на должную высоту. Но мы-то с вами понимаем, с  какими трудностями сталкиваемся   ежедневно. Современные условия жизни влияют не только на речь школьников, но и на развитие их мышления. Максимально сконцентрированные на играх, ученики никак не могут сосредоточиться на материале урока, быстро утомляются, становятся рассеянными в кульминационный момент освоения знаний. Ежедневные тренинги с использованием тестов не дают ожидаемых результатов, потому что школьники имеют серьёзные проблемы с памятью.  Учителя констатируют «клиповость мышления, снижение мотивации, отсутствие навыков логического анализа, узость кругозора – все это в комплексе требует пересмотра требований к содержанию и организации работы с учебной информацией».[1] Проблемы серьёзные, поэтому мы вынуждены искать новые формы работы по преодолению этих проблем, а где-то и пересматривать возможности  хорошо известных приёмов, чтобы реализовывать их сообразно изменённым условиям, в свете ФГОС.

Уроки развития речи направлены  в первую очередь на развитие коммуникативных универсальных учебных действий, потому что учат умению выбирать языковые средства для успешного решения вполне конкретных речевых задач. Наша задача не столько дать школьникам как можно больше предметных знаний, сколько    обеспечить их такими универсальными способами действий, которые помогут им и самореализоваться и самосовершенствоваться в постоянно развивающемся обществе.

Какие же изменения входят в нашу практику? Исходя из проведённых издательством «Просвещение» вебинаров, научно-практических конференций изменения должны коснуться объёмов текстов в сторону их уменьшения. В предложенных для работы по развитию речи тетрадях-практикумах  издательства «Просвещение» используются именно такие тексты. Эти тетради ориентируют нас конкретно на подготовку сочинения. Автор серии тетрадей-практикумов – учитель русского языка и литературы, методический редактор журнала «Русский язык» ИД «Первое сентября» Н. А. Шапиро. Посмотрим внимательно на разделы тетрадей-практикумов.

5-6 классы

7 классы

8-9 классы

Читаем внимательно

 Восстанавливаем текст

 Рассказываем истории

 Рисуем словами

 Рассуждаем и рассказываем

Читаем внимательно

 Восстанавливаем текст

 Рассказываем и описываем

 Рассуждаем и сравниваем

 Читаем внимательно

 Восстанавливаем текст

 Рассуждаем и доказываем

Тексты должны быть «содержательными, интересными, личностно значимыми, затрагивающими серьёзные проблемы, расширяющими кругозор учащихся»[2]; но при этом совсем не стоит использовать упрощённые или адаптированные  тексты, потому что в преодолении сложностей, с которыми будут сталкиваться школьники, они и приобретут те самые прочные знания, о которых мы говорим. Обратите  внимание на тексты, которые использованы в тетрадях-практикумах, предложенных издательством «Просвещение».  Как мы видим,   тексты совсем не означают, что происходит упрощение содержания образования, меньше не значит проще, а скорее  тексты должны стать информационно насыщенными, должны вызывать у учащихся интерес. Безусловно, можно воспользоваться готовыми материалами (например, предложенными тетрадями-практикумами). Можно   самим  поработать над подборкой таких текстов.  Думаю, у каждого предметника свои пути решения этой проблемы.     Но работа  по развитию речи направлена не только на написания сочинений, но и изложений.  Сегодня изложение как метод контроля используется на государственной итоговой аттестации за курс основной школы. Изложение и сочинение сохраняют баланс между информативной и коммуникативной составляющими школьного курса русского языка, организуя   речевую   деятельность    современных школьников.                                

Система работы по развитию речи сегодня должна получить чёткое направление на совершенствование всех видов речевой деятельности, интеллектуальное и творческое развитие личности средствами русского языка, формирование навыков работы с текстами разных стилей, умение воспринимать, оценивать и интерпретировать текст, активно овладевать нормами литературного языка и навыками коммуникативного взаимодействия в процессе общения в различных жизненных ситуациях.

Остановлюсь  на уроках развития речи по написанию изложений.  Изложение – это та форма обучения основам развития связной речи, в которой заложен метод близкого к оригиналу пересказа авторского текста, передача его по памяти. Активно применяя изложения в педагогической практике, мы сможем, во-первых, достичь целей, прописанных в стандарте по русскому языку для общеобразовательных школ, во-вторых, за счёт разнообразия видов изложения расширить его учебные      возможности.

 Но почему учащиеся не любят   писать изложение? Давайте разберёмся.   Пишем часто? Часто. А результаты по-прежнему не радуют? Не радуют.   Согласна  с теми учителями, которые считают, что мы подменяем обучение в полном смысле этого слова контролем. А уроки наши различаются только материалом, подобранными текстами.  Можно говорить о вариантах уроков по написанию изложения, но традиционно  схемы их сводятся к вступительной беседе, чтению текста, беседе по содержанию, составлению плана и рабочих материалов, устному пересказу текста, редактированию. Разработанность системы этапов не решает проблемы формирования мотивации к изучению развития речи, не повышает качество обучения русскому языку. Ожидаемого эффекта не получается.

Разобраться в проблеме мне помогли и  вебинары и книга, в которой заложены принципиально новые варианты обучения изложению –  «Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения. Авт.-сост. О.А.Дюжева.  – Волгоград: Учитель, 2014».   Остановлюсь лишь на тех приёмах и формах работы, которые применимы на разных этапах работы с изложением.

Приём «разученный диктант»: точное и полное воспроизведение   текста,   понимание содержание, построение и языковое оформление текста. Эффективность  этого приёма зависит от частоты его применения: я практикую чтение лирических произведений ежеурочно (выбор стихотворения на усмотрение учащихся, читается только 4 строки), на это уходит 1-2 минуты. Возможны варианты, например, четверостишия Омара Хайяма.

Чтоб мудро жить, знать надобно немало.

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Разрушить всегда лучше, чем построить.

Обидеть проще, чем простить.

И врать всегда удобней, чем поверить.

А оттолкнуть гораздо проще, чем любить.

Приём «реставрация текста», в тетрадях – практикумах «восстановление текста». Этот приём предполагает восстановление деформированного (содержащего пропуски) текста. Ученики знакомятся в устной или  письменной форме с небольшим исходным текстом. Вариант, который даётся впоследствии, можно дать под диктовку или для контрольного списывания. Пропуски слов и выражений требуют восстановления в процессе записи. Очень продуктивно применять такие задания, когда характер пропуска хорошо понятен и известен школьникам: например, пропущены только имена прилагательные, которые так важны при работе с текстом – описанием; или наречия, которые уточняют время, место, время действия при работе с текстом-повествованием. После   проведённой работы проводится сравнительный анализ вариантов восстановленного текста,  чтобы определить наиболее удачные варианты. Возможна такая работа в парах и в малых группах. Естественно, что обучающий эффект усиливается и результат получается прогнозируемым. Формулировка задания может выглядеть так: прочитайте (прослушайте) текст, особое внимание обратите на слова, предающие действия предметов (мальчиков, растений и т.д.).  Восстановите    текст по памяти, имея перед собой вариант с пропусками (записывая текст под диктовку). Интересны формулировки заданий, предложенных в тетрадях-практикумах издательства «Просвещения».

Можно добавить работу с восстановленными пословицами, предложив школьникам следующие задания:

  1. Понравилась ли вам пословица?
  2. Каков её смысл? Каковы значения слов?
  3. Познакомьтесь с продолжением пословиц. Как изменился  её смысл? Почему?

Чудеса в решете…

дыр много, а выскочить некуда

В своём деле он собаку съел…

а хвостом подавился

Губа не дура..

язык не лопатка, знают, что горько, что сладко

Лиха беда начало…

есть дыра, будет и прореха

Дорога ложка к обеду…

а там хоть под лавку

Живём, хлеб жуём…

а ино и посаливаем

В семье не без урода…

а на урода всё не в угоду

Федул, что губы надул…

не на мать губы-то надувать

Хорошо работает приём «снежный ком» при работе в малой группе (4 ученика). При составлении текстов-описаний или текстов-повествований 1 ученик составляет первую фразу, являющуюся началом текста, второй повторяет  эту фразу и добавляет своё предложение, третий, повторяя 1 и 2 предложения, добавляет своё предложение; наконец. Четвёртый повторяет первые три предложения, заканчивает текст своим предложением. Коллективно созданный текст записывается в тетради. Можно усложнить условие выполнения этого задания, предложив школьникам использовать определённые конструкции или ограничить использование слов определённой части речи, которая находится в центре учебного материала урока. Можно предложить составить диалог, в котором   употреблять слова «да» и «нет» не разрешается. Придумать историю, в которой с каждым новым предложением появляется новое действующее лицо. Анализ составленных текстов позволит сравнить речевую деятельность в группах.

Разнообразить задания помогают вопросы из всероссийской олимпиады по русскому языку «Медвежонок». Загляните в задания – найдёте то, что сделает урок интересным, насыщенным  и эффективным.

Лингвистические  задачки всегда эффективны при работе по любому направлению учебной деятельности. Например, закончите стихотворение поэта.

Коту прекрасно спится,

Ему котлета снится.

А рядом спят котята.

Им снятся….                (котлетята)

(П.Синявский)

Или вот ещё: «  Мляша коллекционирует млянечки, а Пляша плянички. У Мляши млянечков в 3 раза больше, чем у Пляши пляничков. Если у Мляши  69 млянечков, то сколько у Пляши пляничков?» Школьники начинают считать… А задача-то в другом.

Подводя итог, отмечу, что солидарна с коллегами, которые считают, что работа, предваряющая написание изложение, должна носить комплексный характер. Только тогда можно говорить о выполнении поставленных задач: развитии  памяти, обогащении словарного запаса и грамматического строя языка школьников, овладении учащимися логикой построения текста, умением  составлять монологические высказывания, видеть особенности стиля автора, выявлять типологию текста.  Так  как один и тот же приём может помочь в решении нескольких задач одновременно, учитель сам определяет, с какой целью применяется этот приём и на каком этапе урока. Подчеркну только, что задания могут выполняться как индивидуально, так и коллективно, или небольшими группами.

Удачи вам, уважаемые  коллеги.

 


[1] Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения. Авт.-сост. О.А.Дюжева.. –Волгоград: Учитель, 2014 – с.3

[2] Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения. Авт.-сост. О.А.Дюжева.. –Волгоград: Учитель, 2014 – с.12