Метапредметный подход к внеурочной деятельности обучающихся 5-6 классов

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ  ПОДХОД К  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ

 

Субоч Р.И., учитель
русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 27 с углублённым изучением отдельных предметов» 
г. Балаково Саратовской области

 

 

Сегодня понятие  «метапредметность» приобретает особую актуальность, потому что метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Однако говоря о сути метапредметов, чаще всего имеют в виду   урочную деятельность, а не  внеурочную.  Хотя если взять за основу, что этот подход самый модернизационный, то тогда надо менять ипривычные формы и методы педагогического труда в целом, а не останавливаться только на уроках как основной форме проведения занятий по предмету – идти дальше и менять методы внеурочной  работы.

По мнению  специалистов,  метапредметные технологии были созданы именно для того, чтобы сформировать  другой тип сознания и учащегося, и учителя  независимо от формы занятий. Такой тип сознания, который  не «зацикливается» на одном учебном предмете, а работает навзаимосвязи    знаний как  предметных, так  и внепредметных.    Это происходит  благодаря тому, что на  учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения школьник осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность.  То же самое происходит и с внеучебными формами работы. Таким образом, метапредметные технологии  в образовании  в целом – это возможность увеличить траекторию индивидуального развития школьника в рамках урока  и  внеурочного времени. Кроме того, включение ученика в разные виды деятельности связано с анализом  способов действия каждого конкретного школьника, что создает, по мнению Нины Громыко, заместителя директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования города Москвы, кандидата философских наук, «условия для его личностного роста».

На сегодняшний день в практике образовательных учреждений используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Если эти технологии применить квнеурочной деятельности школьников, то это даст возможность  учащимся предъявлять результаты своей деятельности не только в ходе учебных занятий, но и ввнеурочной деятельности,позволит   включить  в сферу их деятельности  вопросы, задачи и проблемы, которые являются  значимыми для современных школьников.

В  Примерной  образовательной программе  основного  общего образования, которая была  разработана на основе  ФГОС ООО,  результатов реализации Комплексного проекта модернизации российского образования (2007-2009) в 31 регионе РФ и опиралась на психолого-педагогические основания отечественной научной школы Л.С. Выготского и его  последователей, учитывала  последние научные и практические педагогические исследования и разработки в области подростковой (основной) школы, чётко определена главная наша задача – создание условий для индивидуализации образования подростков в основной школе. Именно вокруг этой основной  идеи и должна  строится любая  наша работа. Эта программа – ориентир   и навигатор  для современных образовательных учреждений на этапе  разработки своих рабочих   образовательных программ основного общего  образования.

В соответствии с ФГОС общего образования в основе  создания и реализации основной образовательной программы лежит  системно-деятельностный подход, который, в первую очередь  предполагает, определение ведущим в построении содержания учебных дисциплин задачный принцип обучения.На переходном этапе (5-6 классы) в учебной  деятельности используется специальный тип задач – проектная задача.Особенности проектной задачей отмечены в названном документе. Остановлюсь лишь на педагогическом эффекте от решения проектных задач и  практических примерах.

Итак, проектная задачаучит способу проектирования через специально разработанные задания;дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в  модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

      Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач являются экспертные карты (оценка процесса решения) и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов».  На этапе решения проектных задач главной является оценка процесса (процесса решения, процесса предъявления  результата) и только потом оценка самого результата.

Межпредметные проектные задачи можно выполнять во внеурочные время. Они могут затрагивать два-три учебных предмета и требуют   слаженной работы нескольких творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций. Как правило, подобные занятия  реализуются в рамках часов, отведенных  на  занятия кружка во второй  половине дня. К их числу я бы отнесла решение проектной задачи «Радуга слова» учащимися 6а класса. Группа ребят работала со словом «мама» с точки зрения русского языка, изучали происхождение слова, другие исследовали звучание слова   в разных языках, третьи – использование  слова в речи школьников, четвёртые проводили анкетирование. Вспомнили по ходу работы стихотворения, песни кинофильмы, посвящённые маме.   Результатом работы стала памятка, которую создали школьники сами, затем раздали эти памятки своим товарищам.

 Не менее интересной получилась работа со  словом «счастье»: выяснили расхождение в толковании слова по разным словарям. Особенно интересным показалось обучающимся звучание слова в разных языках. Этому было посвящено несколько направлений работ: звучание слова в    языках мира, в языках народов Поволжья и в языках, которые изучали школьники.    Творческая работа, посвящённая этому слову,   дала возможность обучающимсяпроявить себя в сочинении стихотворений, сказок, басен. Представив свои работы на школьной научно-практической конференции «Спектр», шестиклассники стали обладателями дипломов I и II степени.

Решение социальных (практико-ориентированных) задач отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы их участников. Такаязадача требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей  деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении  конечного продукта. Здесь особенно важна координационная работа в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в подготовке презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. Данный вид проектной задачи также может  реализовываться в рамках внеучебной деятельности школьников во второй  половине дня, в частности, в кружковой работе.

К числу осуществлённых проектных задач такого уровня я бы отнесла  задачу, которая имеетчёткую ориентацию, «Поздравь ветерана!»

Проведённая школьниками работа получила высокую оценку самих ветеранов:вручённые им открытки с самостоятельно составленными обучающимися поздравлениями  стали настоящим открытием для пожилых людей.

Решение социальных проектных задач – внеаудиторное занятие, направленное на развитие и поддержку детских инициатив в «культуросообразных видах деятельности», приобретение опыта взаимодействия с взрослыми и детьми. И здесь не обойтись без творчества. Детское творчество – это свободное выражение ребенком в устной или в письменной форме субъективно значимого для него нового словесного содержания. Словесно-творческая деятельность детей служит в первую очередь общему развитию личности.

Кружковые занятия по русскому языку и литературе с детьми не ставят своей целью подготовку профессиональных литераторов, в частности поэтов: наша главная задача – развитие творческого потенциала детей, обогащение их духовного мира, формирование умения понимать эстетическую красоту художественного произведения и гармонию окружающего мира. Помочь  начинающим поэтам построить стихи в соответствии с законами стихосложения, предостеречь от подражательства, безвкусицы и пошлости – задача педагога. Поэтому решение проектной задачи по созданию своих стихотворений было осознанно выбрано учащимися разных классов: 6, 7 и 11. Результат – представленные на литературном празднике стихи школьников, принявших участие в решении этой проектной задачи.Литературное творчество учащихся – это попытка выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делает по-настоящему творческим процесс чтения. «От маленького писателя к большому читателю, – в этом цель детского литературного творчества», – утверждает М.А. Рыбникова. Все ученики, представившие свои работы на конкурс, стали лауреатами.

Вот так, используя метапредметный подход, можно организовать внеурочную деятельность обучающихся 5-6 классов общеобразовательного учреждения.

 

Библиографический список

 

1.     Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе. - М.,2010.

2.     Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий. -2011.

3.     Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.

4.     Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.

5.     Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004.

6.     Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов  метапредметности. / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.

7.     Янцен М.А.Формирование метапредметных связей на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности. Самара, 2012.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ  ПОДХОД К  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ

Субоч Р.И., учитель
русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 27 с углублённым изучением отдельных предметов»  
г. Балаково Саратовской области

Сегодня понятие  «метапредметность» приобретает особую актуальность, потому что метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Однако говоря о сути метапредметов, чаще всего имеют в виду   урочную деятельность, а не  внеурочную.  Хотя если взять за основу, что этот подход самый модернизационный, то тогда надо менять ипривычные формы и методы педагогического труда в целом, а не останавливаться только на уроках как основной форме проведения занятий по предмету – идти дальше и менять методы внеурочной  работы.

По мнению  специалистов,  метапредметные технологии были созданы именно для того, чтобы сформировать  другой тип сознания и учащегося, и учителя  независимо от формы занятий. Такой тип сознания, который  не «зацикливается» на одном учебном предмете, а работает навзаимосвязи    знаний как  предметных, так  и внепредметных.    Это происходит  благодаря тому, что на  учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения школьник осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность.  То же самое происходит и с внеучебными формами работы. Таким образом, метапредметные технологии  в образовании  в целом – это возможность увеличить траекторию индивидуального развития школьника в рамках урока  и  внеурочного времени. Кроме того, включение ученика в разные виды деятельности связано с анализом  способов действия каждого конкретного школьника, что создает, по мнению Нины Громыко, заместителя директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования города Москвы, кандидата философских наук, «условия для его личностного роста».

На сегодняшний день в практике образовательных учреждений используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Если эти технологии применить квнеурочной деятельности школьников, то это даст возможность  учащимся предъявлять результаты своей деятельности не только в ходе учебных занятий, но и ввнеурочной деятельности,позволит   включить  в сферу их деятельности  вопросы, задачи и проблемы, которые являются  значимыми для современных школьников.

В  Примерной  образовательной программе  основного  общего образования, которая была  разработана на основе  ФГОС ООО,  результатов реализации Комплексного проекта модернизации российского образования (2007-2009) в 31 регионе РФ и опиралась на психолого-педагогические основания отечественной научной школы Л.С. Выготского и его  последователей, учитывала  последние научные и практические педагогические исследования и разработки в области подростковой (основной) школы, чётко определена главная наша задача – создание условий для индивидуализации образования подростков в основной школе. Именно вокруг этой основной  идеи и должна  строится любая  наша работа. Эта программа – ориентир   и навигатор  для современных образовательных учреждений на этапе  разработки своих рабочих   образовательных программ основного общего  образования.

В соответствии с ФГОС общего образования в основе  создания и реализации основной образовательной программы лежит  системно-деятельностный подход, который, в первую очередь  предполагает, определение ведущим в построении содержания учебных дисциплин задачный принцип обучения.На переходном этапе (5-6 классы) в учебной  деятельности используется специальный тип задач – проектная задача.Особенности проектной задачей отмечены в названном документе. Остановлюсь лишь на педагогическом эффекте от решения проектных задач и  практических примерах.

Итак, проектная задачаучит способу проектирования через специально разработанные задания;дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в  модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

      Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач являются экспертные карты (оценка процесса решения) и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов».  На этапе решения проектных задач главной является оценка процесса (процесса решения, процесса предъявления  результата) и только потом оценка самого результата.

Межпредметные проектные задачи можно выполнять во внеурочные время. Они могут затрагивать два-три учебных предмета и требуют   слаженной работы нескольких творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций. Как правило, подобные занятия  реализуются в рамках часов, отведенных  на  занятия кружка во второй  половине дня. К их числу я бы отнесла решение проектной задачи «Радуга слова» учащимися 6а класса. Группа ребят работала со словом «мама» с точки зрения русского языка, изучали происхождение слова, другие исследовали звучание слова   в разных языках, третьи – использование  слова в речи школьников, четвёртые проводили анкетирование. Вспомнили по ходу работы стихотворения, песни кинофильмы, посвящённые маме.   Результатом работы стала памятка, которую создали школьники сами, затем раздали эти памятки своим товарищам.

 Не менее интересной получилась работа со  словом «счастье»: выяснили расхождение в толковании слова по разным словарям. Особенно интересным показалось обучающимся звучание слова в разных языках. Этому было посвящено несколько направлений работ: звучание слова в    языках мира, в языках народов Поволжья и в языках, которые изучали школьники.    Творческая работа, посвящённая этому слову,   дала возможность обучающимсяпроявить себя в сочинении стихотворений, сказок, басен. Представив свои работы на школьной научно-практической конференции «Спектр», шестиклассники стали обладателями дипломов I и II степени.

Решение социальных (практико-ориентированных) задач отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы их участников. Такаязадача требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей  деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении  конечного продукта. Здесь особенно важна координационная работа в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в подготовке презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. Данный вид проектной задачи также может  реализовываться в рамках внеучебной деятельности школьников во второй  половине дня, в частности, в кружковой работе.

К числу осуществлённых проектных задач такого уровня я бы отнесла  задачу, которая имеетчёткую ориентацию, «Поздравь ветерана!»

Проведённая школьниками работа получила высокую оценку самих ветеранов:вручённые им открытки с самостоятельно составленными обучающимися поздравлениями  стали настоящим открытием для пожилых людей.

Решение социальных проектных задач – внеаудиторное занятие, направленное на развитие и поддержку детских инициатив в «культуросообразных видах деятельности», приобретение опыта взаимодействия с взрослыми и детьми. И здесь не обойтись без творчества. Детское творчество – это свободное выражение ребенком в устной или в письменной форме субъективно значимого для него нового словесного содержания. Словесно-творческая деятельность детей служит в первую очередь общему развитию личности.

Кружковые занятия по русскому языку и литературе с детьми не ставят своей целью подготовку профессиональных литераторов, в частности поэтов: наша главная задача – развитие творческого потенциала детей, обогащение их духовного мира, формирование умения понимать эстетическую красоту художественного произведения и гармонию окружающего мира. Помочь  начинающим поэтам построить стихи в соответствии с законами стихосложения, предостеречь от подражательства, безвкусицы и пошлости – задача педагога. Поэтому решение проектной задачи по созданию своих стихотворений было осознанно выбрано учащимися разных классов: 6, 7 и 11. Результат – представленные на литературном празднике стихи школьников, принявших участие в решении этой проектной задачи.Литературное творчество учащихся – это попытка выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делает по-настоящему творческим процесс чтения. «От маленького писателя к большому читателю, – в этом цель детского литературного творчества», – утверждает М.А. Рыбникова. Все ученики, представившие свои работы на конкурс, стали лауреатами.

Вот так, используя метапредметный подход, можно организовать внеурочную деятельность обучающихся 5-6 классов общеобразовательного учреждения.

Библиографический список

  1. Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе. - М.,2010.
  2. Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий. -2011.
  3. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.
  4. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.
  5. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004.
  6. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов  метапредметности. / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
  7. Янцен М.А.Формирование метапредметных связей на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности. Самара, 2012.