Эссе. "Миссия учителя"

Прокопьева Лариса Александровна

Эссе. «Миссия учителя».
«Развитие творческого потенциала личности школьника при изучении русского языка и литературы с применением личностно-ориентированной технологи».

         «Дети — это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу строительства новых форм жизни».
                                                                                                                          М.Горький

Думаю, что это верные слова, ведь дети - это наше продолжение, это те судьи, которые либо одобрят наши начинания, либо выскажут им протест. Я – учитель русского языка и литературы, люблю свою профессию, люблю своих учеников, получаю заряд энергии, когда вижу их понимающие, одобрительные взгляды. Любой труд важен, а труд учителя важен вдвойне, потому что учитель должен оставаться учителем в любое время, у учителя нет «выходных» от своей профессии.

Ещё учась в третьем классе, поставила перед собой цель стать педагогом. Мои учителя – это те люди, которых я по достоинству называю своими учителями по жизни. Они привили мне любовь к своей стране, к своему труду, уважение к старшим, ответственность за любое дело, которое было начато мною. Все эти ценности я использую в своей работе.

Вспоминаю свой первый урок… Волнуюсь, жду с нетерпением моих учеников, моих критиков, моих судей. Потому что осознаю, ученики, первые мои ученики, дадут «билет», самый дорогой билет в будущее. И с этого момента начнётся моя новая жизнь…Детей нельзя обмануть, они любую фальшь заметят сразу, претворяться тоже не следует, поэтому сразу прошу не судить меня строго, а скорее помочь мне разобраться в моих начинаниях. Дети добры по природе и с удовольствием мне помогают…С тех пор ничего не изменилось, я всё также волнуюсь перед уроком, но всё также верю в поддержку и понимание моих учеников.

Для меня как для учителя русского языка и литературы, очень важно воспитать в учениках творческий потенциал.

В.А. Сухомлинский говорил: «Человек стал человеком потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль стеᴨей … увидел и изумленный пошел по Земле, создавая новую красоту».

В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной стеᴨени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, ᴨереживания, усᴨеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.

Однако творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

А детское творчество - это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.

Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить новые подходы - все это в совокупности и составляют творческие способности.

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, соᴨереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача учителя - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной для учащихся деятельности.

Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, эксᴨериментаторской и исследовательской работе, то есть к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

В школах действует много разных инновационных программ и технологий, способствующих развитию возможностей и способностей детей,  часто невостребованных при традиционном обучении. Поэтому я пытаюсь на своих уроках разрешить вопрос формирования творчески мыслящих людей, способных принимать нестандартные решения. Сейчас уже не вызывает сомнения тот факт, что творчеству всё же можно научить. Чем раньше начинается эта работа, тем существеннее и значительнее результат.

Увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как раньше – очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих задатков и способностей учащихся.

Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию творческого мышления, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных запланированным учебным материалом. Нужны специальные занятия, на которых дети с разной интеллектуальной подготовкой могли бы решать какие-то творческие задачи, не связанные с учебным материалом, чтобы каждый ребенок, и сильный, и слабый, почувствовал бы вкус успеха и обрел уверенность в своих силах, ведь решения рождаются в поисковой деятельности и зависят от сообразительности ребенка. Таким образом, на занятиях создаются условия, обеспечивающие всем детям развитие их творческих способностей; также формируются такие ценные качества, как выдержка, трудолюбие, настойчивость, самокритичность, объективность, честность.

В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть ᴨеред ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и треᴨетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка».    

          Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения ᴨедагогов организовывать ее.

Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, стеᴨень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.

Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.

Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклоᴨедический словарь дает такое обобщающее определение: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество сᴨецифично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности». По мнению американского ученого П. Хилла, «творчество - это усᴨешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.

Можно сказать, что творчество - это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.

Потенциал (от лат. - сила) - в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.

Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

В основе современной ᴨедагогической науки лежит понимание о человеке как о существе творческом. Именно в творчестве раскрывается его сущность как преобразователя мира, творца новых технологий и идей.

Проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, когда образование претерпевает коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям.

Считаю, именно творческая самостоятельная деятельность взрослых и детей необходима современной школе. Поэтому на своих уроках и стремлюсь к ней.

Дети знакомятся с изобразительно-выразительными возможностями тех или иных языковых средств, воспитывается интерес к предмету, формируются навыки самостоятельной работы. Включение в урок заданий, содействующих формированию навыка самостоятельного добывания учащимися знаний. Цель таких заданий - будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания.

Большое место среди работ творческого характера занимает работа по картине. Обычно «читают» картину: по сути, пересказывают, что на ней изображено, несколько слов о колорите, о главной мысли полотна, о своих впечатлениях. А почему не предложить, кроме этого, наполнить картину звуками? Как тонко чувствуют ребята природу, убеждаюсь, когда они «озвучивают» картину И.И. Шишкина «Ручей в лесу». Даже картины, на первый взгляд лишённые звуков, если в них вслушаться, зазвучат.

Творчески направленная личность более открыта  для получения внешней информации, она переживает проблемы мира, как свои, её энергия не терпит смирения, ищет выход, пути решения.

Как вовлечь ребенка в образовательный процесс? Как научить учиться? Как сделать урок интерактивным? Как заинтересовать учеников? Вот лишь несколько вопросов, которые ежедневно задает себе учитель.

Активное творческое воображение – самостоятельное всеудержание образов, отличающихся новизной и самостоятельностью, формирует творческую личность. Творчеству обучить невозможно, ему достаточно не мешать, то есть создать такую систему работы (атмосферу), при которой ребенок развивает свои творческие и коммуникативные способности.

Стараюсь создать на каждом уроке атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Считаю, работа учителя – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. И прежде всего он требует от учителя постоянного роста и мастерства.

Я убеждена, что человек творческий способен жить, действовать, успешно реализовывать себя в любом обществе.

         Следовательно, учитель просто обязан приложить усилия к использованию всех полезных новшеств, которые предлагает современное педагогическое сообщество.

Для формирования творческих способностей учащихся  при изучении русского языка и литературы большие возможности дают нам современные развивающие и информационно-коммуникационные педагогические технологии. Они развивают творческие способности учащихся, повышают их активность, активизируют познавательную деятельность, повышают интерес к предмету.

         Новое направление в преподавании филологических дисциплин дает нам, современным педагогам, ключ к пониманию сути воздействия на ребенка – к воспитанию «сотворца». Ведь концепция всей существующей системы обучения – это воспитание «не – я». А на самом деле мир – это продолжение меня. Искусство слова – это мост между «я» и целостным миром. Чем раньше придет это осознание к ребенку, тем больше у него возможностей для восприятия прекрасного.

«Расскажи мне – и я забуду,  покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».     Китайская мудрость.

 

Гимн учителю.

 

Есть на земле профессия, призванье, 
Точка отсчета всех профессий на земле.
Учителем зовем мы человека,
Который свет познанья нам открыл

Учитель тот, кто озарил наш разум:
К решению немыслимых задач. 
Учитель тот, кто одарил уменьем
Нас отличать добро от зла, творить, писать.

Учитель тот, кто научил бороться:
За жизнь, за право и за благо всем.
Учитель тот, кто научил стараться,
Не отступать ни перед чем.

Учитель тот, кто обучил науке:
Чтобы о космосе мы все могли мечтать.
Учитель тот, кто обучил разлуке:
Тому, чего пером легко не описать.

Учитель тот, кто научил любить,
Ценить, беречь, стремиться к совершенству.
Учитель тот, кто так привык любить,
Ценить, беречь, но не стремится он к блаженству.

Мы все- ученики, Учителей- немного,
Мы помнить их и уважать должны,
И посвящать свои победы тем,
Кто нам в огромный мир открыл дорогу.   (Евриинова Дарья Андреевна)