мастер-класс

Абакаева Лайсан Камиловна

Формирование умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи у  учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: мастер-класс “Прекрасное пробуждает добро…”

План проведения

Вступление (сообщение темы). Создание проблемной ситуации.

  1. Завязка (постановка проблемы), Работа в микрогруппах.
  2. Развитие (изложение материала). Познание целостности предложенной школьникам темы в многообразии ее художественных решений.
    1). Анализ произведений искусства.
    2). Письменная творческая работа.
    3). Творческое задание.
  3. Эмоциональная кульминация (разрешение проблемы). Исполнительская деятельность.
  4. Заключение (вывод). Работа в микрогруппах.
  5. Рефлексия

Цели урока:

-развивать наблюдательность;

-продолжить формирование навыков анализа языковых средств;

- учить чувствовать красоту слова;

-учить анализировать произведение живописи; сравнивать произведение живописи и литературный текст;

-формирование умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи;

- формирование умения находить необходимую информацию

в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция).

Ресурсы и оборудование:

Учебники литературы,музыки

Презентация ,аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года» (компьютер, проектор) 

Средства обучения:

Художественный ряд: И.Левитан  «Весна. Большая вода»,И.И.Шишкин «Зимой в лесу», «Дубки», «Прогулка в лесу».

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года» , «Белые птицы» слова В.Степанова, музыка О. Юдахиной

Литературный ряд: стихотворения о природе С.Есенина, Г.Тукая, Г.Ахтямовой, Н.Александрова

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие.

  1. Актуализация знаний.

        Послушаем сказку.

Сказка “Красота Ненаглядная”.

        В далёкие - далёкие времена поселилась на земле Красота Ненаглядная. И была она такая красивая, что люди не могли на неё налюбоваться.

Появится Красота Ненаглядная среди людей – добрее, внимательнее они становятся.                                                                                    

         Но жила на Земле Тьма Тьмущая. Невзлюбила она Красоту Ненаглядную, задумала её со свету сжить. Налетела она на Землю, ослепила людей, заморозила. И перестали люди радоваться солнцу, радуге, цветам, перестали улыбаться друг другу. И забыли они свою Красоту Ненаглядную. Недобрыми люди стали, неприветливыми. Везде вроде и есть Красота на Земле, а люди её не видят, не замечают.

           Ничего не могла Красота поделать с Тьмой Тьмущей. И пошла она по белу свету искать себе помощников. Долго ли шла, коротко. И попались ей навстречу 3 путешественника.

- Почему печальна ты, Красавица?

- Помогите мне открыть глаза людям на Красоту, разбудить в их душах звоночки – колокольчики. И ответили ей путники:

- Я могу научить  их слышать и понимать музыку.

- А я -  видеть и изображать красоту.

- А я – умению сочинять прекрасные стихи.

И отправились они будить в людях прекрасные чувства, будить в их душах звоночки – колокольчики.А там, где удалось  им разбудить звоночки – колокольчики, стали люди как прежде добрыми, ласковыми, красивыми и сами  стали дарить всем красоту.  

Обсуждение слов А.П.Чехова «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

- Что же такое красота?( – это все то, что нас окружает и доставляет нам радость, приятное, делает нашу жизнь интереснее, богаче).

  1. Определение темы урока.

-Ребята в ваших сердцах сегодня  зазвучат  звоночки – колокольчики?

-Где мы с вами сегодня увидим красоту?(за окном, в классе)

-Как вы думаете,о чем мы с вами поговорим?

  1. Основная часть.

Работа по учебнику, чтение.

-Сейчас нам ребята прочитают отрывки из стихотворений великих поэтов. А так же мы с вами познакомимся с произведениями поэтессы нашего района – Гульзады Ахтямовной.

-Что такое пейзаж?( -  тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

 -Сегодня мы познакомлись  с произведениями Ивана Ивановича Шишкина и Иса́ака Ильи́ча Левитана?

- В этот мартовский денёк нам будет интересно попасть в  лес.

Сейчас за окном весна, но кажется, что природа спит. Но это только кажется… Благодаря мастерам слова, красок и звуков, мы можем проникнуть в тайную жизнь зимней природы. Поэты, художники и композиторы в своих произведениях помогают нам увидеть и услышать даже в спящем на первый взгляд в весеннем  лесу нечто удивительное.

Итак, что же такое пейзаж? Я предлагаю вам мысленно перенестись в волшебный зимний пейзаж вместе с поэтами, писателями, композиторами, художниками.

Чтение стихотворения  Ивана  Андреевича Есаулова

В пейзажах Шишкина всё чаще

 В звучащей гулко тишине

 Оказываемся мы в чаще,

 В непроходимой глубине.

 В тени стволов и воздух синий,

 И снежный потемнел ковёр.

 А в хвое елей мягкий иней

 Ткёт свой затейливый ковёр.

 Пушисты и нарядны кроны –

 Их иней в кружева одел.

 Весь бор притих и дремлёт сонно,

 Как будто даже опустел.

 Лишь иногда на ветку птица

 Присядет, оживляя вид,

 Но только ей не усидится –

 Вспорхнёт, куда-то улетит.

 И иногда на заднем плане

 Пробьётся сверху солнца свет –

 Вдруг обнаружится поляна,

 Но сразу же сойдёт на нет.

 Сомкнётся вновь стволов завеса,

 Погаснет свет, возникнет тень.

 Ты можешь в буреломе леса

 Бродить хоть целый зимний день,

 Но так и не найдёшь тропинки.

 Всё ночью замела метель.

 И только лёгкие снежинки

 Свою затеют карусель.

-Помогает ли музыка понять, ощутить, что зима- это красивое время года.

  1. Самостоятельная работа в группах.

-Вставьте пропущенные слова.

         На картине И.Шишкина “Зима”  изображён … день в зимнем лесу. Я вижу …. снег, … небо.

        На первом плане художник изобразил …. деревья, припорошенные снегом. Справа непроходимой стеной стоит … лес. А слева лес уже совсем другой – … . Заиндевелые ветви похожи на … , сплетённые искусными мастерицами.

        Тихо в лесу. Ничто не нарушает спокойствия этого … дня.

         Когда мы смотрим на это … полотно И.И.Шишкина, то чувствуем покой и видим настоящую красоту …. зимы.

 Проверка.

  1. Рефлексия.

-Поднимите, пожалуйста, звоночки-колокольчики, в чьем сердце они сегодня зазвучали.

  1. Заключение.  Свой урок я хочу закончить с песней «Белые птицы».