Игровые технологии на уроках литературы

Абдураимова Эльмира Назимовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 21"
муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

(МБОУ "СОШ № 21" Г. СИМФЕРОПОЛЬ)

 

Применение игровых технологий на уроках русского языка  и литературы

                                  Абдураимова Эльмира Назимовна

                              учитель русского языка и литературы

                            АННОТАЦИЯ

Цель : Воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно.

Метод: Игровые технологии в активизация  мыслительной  деятельности и воображения ребенка.

Результат: Ролевые игры  в результате  развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.

Выводы: Современные образовательные технологии, в частности игровые образовательные технологии, развивают личность ребенка, его творческие возможности, сохраняют физическое здоровье, способствуют достижению  высоких результатов в учебной деятельности.

 

Ключевые слова: образовательные технологии, современный урок.

 

 

В основе современного образования лежит активное взаимодействие учителя и ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего. Каждый учитель по-своему решает вопросы «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим  предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»

В современном уроке не должно быть  скуки, пассивности и страха перед контрольной. Каждый ученик должен ощутить радость преодоления трудностей.

Инновационный подход к обучению позволяет организовать учебный процесс так , что ребёнку урок в радость, не превращаясь просто в забаву. На таком уроке возможно и  «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

 

Новые образовательные технологии , на первый план выдвигающие взаимосвязанную  деятельность учителя и ученика, не противоречат творческим процессам личностного совершенствования последнего.

Элементы игровых технологий я использую в своей работе почти на каждом уроке.

В своей практике использую сюжетно-ролевые и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.

Игровую технологию я применила на уроке литературы в 6 «Б « классе по теме: «Дубровский».Конфликт А.Дубровского и К.Троекурова.

На уроке литературы при изучении произведения А.С.Пушкина «Дубровский» мы выяснили, кто такие А.Г.Дубровский и К.П. Троекуров и как складывались отношения между ними. Узнали о том, почему произошла ссора между героями .

На уроке учащимися 6А класса был разыгран эпизод разговора Троекурова с Шабашкиным. Предварительно была проведена работа над текстом.

-Какой способ мести избирает Троекуров, оскорбившийся поведением А.Г.Дубровского, его отказом приехать в Покровское?

-Кто сыграл решающую роль в судебной тяжбе? (Шабашкин)

Открываем учебники, найдите в 1-й главе эпизод “Шабашкин у Троекурова”.

Прочитайте портретное описание Шабашкина. -Каким показан этот герой, найдите ключевые слова, выражения, характеризующие его.

-Каково значение имени этого героя, какие родственные слова можно подобрать? (шабашить, то есть недобросовестно работать. В образе героя подчеркивается ничтожность, незначительность, его раболепство)

Как ведет себя Шабашкин у Троекурова?

-С какими интонациями он говорит? (приниженно, льстиво, словно в полупоклоне)

-В чем особенность его речи?

-Какое выражение обязательно употребляет в каждой своей фразе? (“Ваше превосходительство”)Почему? (Хочет подчеркнуть значимость Троекурова, угодить ему, льстит, боится его гнева)

-Обратите внимание, как он предлагает Троекурову возможные варианты: с какой целью в фразе “Ваше превосходительство, коли есть какие- либо документы…” использовано многоточие? (боится сказать лишнее)

-Когда меняется тональность его речи, появляются восклицательные интонации? (когда узнает, что бумаги сгорели, и понимает, что теперь может угодить Троекурову)

-Почему “хлопотать”, а не работать, заниматься этим делом?

-Почему по “замышленному делу”, а не начатому? Какие оттенки в характеристику поведения героя вносят эти слова?

-Как ведет себя в этом эпизоде Троекуров? (с пренебрежением, говорит Шабашкину “ты”, несколько раз “как бишь тебя зовут”, что подчеркивает его небрежение, для него Шабашкин – маленький человечек, недостойный внимания).

-Как желает действовать Троекуров в этом деле? (“В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение”). О чем говорят эти слова?

-Мы видим, что образы героев создаются не только описанием их поведения, но и точными речевыми характеристиками. Зачастую достаточно одного слова, чтобы понять характер героя.

  -Здорово,  как бишь  тебя  зовут, -  сказал ему  Троекуров,  -  зачем пожаловал?

     - Я ехал в город, ваше превосходительство, - отвечал Шабашкин - и зашел к   Ивану  Демьянову  узнать,  не  будет  ли  какого  приказания  от  вашего превосходительства.

     - Очень кстати  заехал, как  бишь тебя зовут;  мне до тебя нужда. Выпей водки, да выслушай.

     Таковой  ласковый  прием приятно изумил заседателя.  -  Он отказался от водки и стал слушать Кирила Петровича со всевозможным вниманием.

     -  У  меня сосед есть, - сказал Троекуров, - мелкопоместный грубиян;  я хочу взять у него имение - как ты про то думаешь?

     - Ваше превосходительство, коли есть какие-нибудь документы, или...

     -  Врешь  братец, какие  тебе документы. На то  указы. В том-то и сила, чтобы  безо  всякого права  отнять  имение.  Постой  однако  ж.  Это  имение

принадлежало некогда  нам, было куплено у какого-то Спицына, и продано потом отцу Дубровского. Нельзя ли к этому придраться.

     -   Мудрено,   ваше  высокопревосходительство,   вероятно  сия  продажа совершена законным порядком.

     - Подумай, братец, поищи хорошенько.

     -  Если бы,  например,  ваше превосходительство  могли  каким  ни  есть образом достать от вашего соседа запись  или  купчую, в силу которой владеет он своим имением, то конечно...

     - Понимаю, да вот беда - у него все бумаги сгорели во время пожара.

     - Как, ваше превосходительство, бумаги его сгорели! чего ж вам лучше? -в  таком  случае извольте действовать  по законам,  и  без всякого  сомнения

получите ваше совершенное удовольствие.

 

Применение игровых технологий на уроках русского и литературы в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий дает возможность укрепить мотивацию на изучение  предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность  каждого ученика. Игра является одной из любимых форм работы учащихся на уроке, раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.

 

 

 

Использованная литература:

 

1.      Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 9 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с.

2.      Егорова Н. В., Макарова Б. А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 400 с.

3.      Уроки литературы в 6 классе: кн. для учителя/ О.А. Ерёмина. – М: Просвещение, 2008. – 319 с.

4.      . Лахостский К.П., Фролова В.Ф. Пушкин в школе. Учпедгиз, Ленинград, 1966г.

5.      . Шадрина В.П. Поурочные планы по литературе 6 класс по учебнику В.П. Полухиной, Волгоград, 2006г.