Как научиться правильно цитировать.

                           Как научиться правильно цитировать.

 

 

 

      Что такое цитата? Цитата от лат.cito - вызываю, привожу – дословное воспроизведение отрывка из какого-либо текста. Ученики могут лишь постепенно овладеть умением использования цитат и , конечно, под руководством учителя.

      Во-первых, чему нужно научить школьников,-умение правильно выделять цитату. Это не всегда бывает легко выполнить. Умение цитировать предполагает умение отобрать нужный материал и выделить  его из текста и в тех случаях, когда он включен в сложный контекст. Так. получив задание выделить описание природы в произведении А.С.Пушкина «Дубровский», шестиклассники столкнутся с трудностями: описание рощи, переживания Владимира Дубровского после смерти отца, у автора сливаются иногда в одном предложении.

        Необходимо как можно раньше научить отделять слова разных действующих лиц, не приписывать слов героев автору и наоборот. Задания такого вида можно использовать при изучении сказок: точного представления о том, кто говорит, требует чтение по ролям. Учащиеся справляются с такими заданиями. А для девятиклассников можно поручить назвать «авторов» далеко не однозначных высказываний о Чичикове в поэме Н.В.Гоголя  «Мертвые души»

и аргументировать свой ответ краткой характеристикой тех, кому принадлежат эти высказывания.

             При определенном навыке выделения отдельной цитаты можно переходить к подбору цитат на определенную тему. Выполняя такую работу. учащиеся анализируют текст в различных его аспектах. Именно при отборе цитат на определенную тематику, конечно, учитывается и полнота подборки. Такое задание служит основой для повторения и обобщения. Возможно, при пересмотре пройденного произведения откроется что-то новое, не примеченное ранее.

           Учащиеся должны не только уметь найти цитату на тему, заданную учителем. Но и сами должны определить тему любой выдержки из текста. Такого рода задания могут выполнить и пятиклассники, они без труда назовут, чей портрет нарисовал писатель, какая картина природы изображена.

           Необходимо уметь не только правильно выделить цитату из текста, подобрать из произведения цитаты на заданную тему, но и уместно использовать цитаты в собственной речи. Нужно учить школьников задумываться над тем, с какой целью используют авторы цитаты, какова роль цитаты-эпиграфа в художественном произведении, можно ли заменить цитату другой. Это подготовит учеников к более строгому отбору «своих» цитат.   

            Самые простые виды цитирования для учеников- это цитатная подпись к иллюстрации, цитатное обозначение пункта плана, цитата- эпиграф к сочинению. Более сложную задачу приходится решать, если требуется включить цитату в сочинение.

            Ученики должны знать, что, цитируя, нужно не только заключить чужие слова в кавычки, но и назвать их автора. Кроме указания принадлежность цитаты, ученик, как правило, выражает свое отношение к приводимому высказыванию, объясняет, почему он его приводит. Это могут быть слова одобрения, согласия, осуждения, несогласия. Предостерегая от слишком обильного цитирования, нужно научить сокращать цитату, выделяя слова и предложения, содержащие главную мысль. Умение передать точку зрения, изложенную в статье или книге, отобрав наиболее характерные цитаты, - задача, требующая высокой культуры мышления, которая вырабатывается постепенно упражнениями сначала на небольшом по объему материале.

              Ученики должны владеть навыком оформления цитат.

              Во- первых, правильная расстановка кавычек (строки стихотворения, записанные с сохранением стихового расположения строк, приводятся без кавычек), точность воспроизведения цитаты с сохранением авторского курсива.

               Во- вторых, уметь правильно указать «адрес» цитаты и сделать сноску к ней. Ученики должны твердо усвоить, что в «адресе» называются фамилия и инициалы автора, название книги, место и год издания, если цитируется статья, то называется книга, журнал, газета, где она опубликована. Обязательно указывается страница, на которой находится цитируемый текст.

               Работая над цитатами, обучая школьников цитированию, стоит дать им представление об афоризмах и крылатых словах. Афоризмы и крылатые слова встречаются в произведениях, входящих в школьную программу литературы. Важно показать ученикам некоторые из многочисленных сборников афоризмов, показать не только, может быть, для того, чтобы они искали в них мудрые мысли, сколько для того, чтобы сами увлеклись собиранием крылатых слов и афоризмов. В отборе цитат, которые сделали ученики, раскроются они сами: ведь человек особенно внимателен к тому, что его интересует и в книгах он ищет словесное выражение собственных, пусть и не очень осознанных мыслей и чувств.

                Учащиеся 5-7 классов еще не смогут полностью овладеть умением цитировать, но они должны понимать необходимость такого умения. Старшеклассники готовят ответы и доклады с цитатами из художественных произведений и критических статей, включают цитаты в сочинения, составляют планы и конспекты с цитатами. Оценивая ответы и сочинения, учитель обратит внимание и на качество цитирования.

                   Таковы некоторые приемы обучения умению цитировать, необходимому и в устной и в письменной речи.

                               

 

Комментарии

 Поломошнова Наталья Анатольевна

Интересная и полезная статья. Работая над произведением, записываем цитаты на карточки