Главные вкладки

    Мысли после уроков

    Охотникова София Анатольевна

    Бывают уроки, после которых хочется поделиться успехом: что получилось, что понравилось тебе учителю и твоим ученикам. Это нужно сразу отдать вам, коллеги, потому что быстрый обмен эмоциями заряжает нас на новые интересные уроки.

    12 мая 2017 год. Русский язык. Омонимия частей речи.

    Приятно осознавать, что дети могут быть самостоятельными, использовать ранее полученные знания, общаться на научные темы и получать удовольствие от поиска истины.

    Записала на доске 6 предложений, в которых одно и то же слово является разной частью речи. И просто дала ровно 20 минут классу самостоятельно понять, что надо найти в этих предложениях, найти это и обосновать своё решение. Подсказала, что лучше будет, если у доски кто-то будет все-таки ваши мысли оформлять.

    Дети сначала молчали. Потом кто-то стал просто переписывать предложения в тетрадь. Кто-то нашел повторяющееся слово и указал на него. Конечно, сначала в обсуждение включились активные и говорливые. Но когда им стало не хватать информации или одобрения учителя, а учитель вышел из игры, то ничего не остаось, как обратиться к классу и начать обсуждение со всеми, потому что одна голова- хорошо, а много- лучше. Удивительно, но в такой работе дети перебрали свои знания по морфологии: повторили признаки всех частей речи, потому что в одном из предложений не могли определить часть речи и просто перебирали все, что знают. Повторили синтаксис, потому что пришлось определять роль части речи в предложении. 20 минут пролетели незаметно, но довольно продуктивно. Дети справились и выработали обоснованный ответ.

    Что же делала я? Я заняла место в конце класса и наблюдала. Я фиксировала, кто как рассуждает, на что обращает внимание, какие аргументы приводит, насколько интересно ученику самостоятельно искать ответ на вопрос. Раз пять класс дружно взывал к моей помощи, но я обращала их к самим себе, напоминая, что их 30 в классе, а это колоссальная мощь знаний. Иногда я отмечала, что они используют по-настоящему научные подходы к оиску ответа: метод "от противного", "метод подбора", подстановка определения к предмету исследования. Детям нравилось сравнение с учеными. Мне понравилось видеть, как накопленные ими знания за три года проявились в конкретной ситуации. Почти все получили оценки за урок. Те, кто не проявил никакой активности и не вступил в дискуссию, в конце урока подводили итоги. Они внимательно слушали и у них были свои версии, что позволило детям обобщить работу класса на уроке и сделать вывод. Люблю проводить такие уроки: дети заняты, им интересно, их голова работает на полную мощность, они понимают, зачем они это делают, их увлекает процесс, победа над задачей приносит чувство удовлетворенности и радости. 

    Вот эти 6 предложний.

    Далече грянуло ура.

    Ура! Наш класс побелил!

    Известно, что слоны в диковинку у нас.

    Что, Иван-царевич, голову повесил?

    Что ищет он в стране далёкой?

    Что за день сегодня!

     

    Комментарии

    Охотникова София Анатольевна

    И первая эмоция. Веду в 7 классе урок литературы по песням "Русское поле", "На Смоленской дороге" и "Доченьки" в виде концерта. Удивительно, что этот урок проходит с радостью.