Конспект урока литературы в 5 классе Смысловое чтение как способ формирования у учащихся критического стиля мышления. Тема урока: Боль на всю жизнь. (Урок внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?»)

Липко Татьяна Васильевна

Тема урока:  Смысловое  чтение как способ  формирования у учащихся

 критического  стиля мышления.

          (Урок внеклассного чтения по рассказу  В.П.Астафьева   «Боль на всю жизнь» «Зачем я убил    коростеля?»)

 

Цель урока: в процессе смыслового чтения формировать у учащихся

 критический стиль мышления.

Задачи:

- развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность, навыки понимания идейного содержания художественного произведения.

 

- формировать умение анализировать текст: давать оценки поступкам героев данного произведения, сравнивать их с  поступками персонажей из других произведений,  делать выводы;

 

- развивать умение строить развернутое высказывание во время  ответа на поставленный вопрос, совершенствуя  устную и письменную речь школьников.

Воспитательная цель:

- воспитывать высокие нравственные качества, необходимость осознавать необдуманные поступки; потребность анализировать свои поступки, давать им оценку.

Оборудование: презентация «В.П.Астафьев. « Зачем я убил коростеля?»

Используемая технология:  развитие критического мышления  в процессе смыслового  чтения.

Используемые приёмы работы: смысловое чтение; «Чтение с остановками»,

Метод «6 шляп мышления»

 

Оборудование урока: проектор, распечатанные тексты рассказа, презентация.

 

Ход урока

1 этап – организационный.

2 этап – постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

                                                                             

- Давайте прочитаем отрывки из хорошо знакомого вам произведения.

(1-й слайд презентации).

- Назовите это произведение

(Это рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

- А теперь прослушайте небольшой отрывок из песни  Андрея Дементьева в исполнении Евгения Мартынова «Лебединая верность»:

Над землёй летели лебеди

Солнечным днём,

Было им светло и радостно

В небе вдвоём.

И земля казалась ласковой

И в этот миг,

Вдруг по птицам кто-то выстрелил

И вырвался крик.

- Скажите, одинаковые    чувства вы  испытали при чтении знакомого текста и прослушивании песни? Почему?

(Безусловно, нам жалко птицу в двух эпизодах. Но в «Васюткином озере» не так сильно ощутима боль, потому что автору важно было показать умения и навыки десятилетнего мальчишки, способного выжить в экстремальных условиях. Не каждому взрослому охотнику удаётся застрелить глухаря. Эпизод охоты занимает важное место в повествовании. Увлёкшись охотой, Вася сбился с пути, потеряв затеси. Но и благодаря добыче, он смог выжить один в тайге. Таким образом,  охота на птиц и рыб находит оправдание. Это необходимо для спасения жизни человека.

      Лебеди - красивые, гордые птицы. Они являются символом верности. Люди ими восхищаются. В данном стихотворении (песне) автор описывает счастливый период в жизни лебедей, которым солнечный день не предвещал никакой беды. Но нашёлся жестокий человек, который их убил. Причина нам не ясна. Скорее всего, он просто стрелял по мишени. В такие минуты испытываешь острую боль, хочется плакать, щемит сердце. Чувствуешь  неприязнь и даже ненависть к тому, кто поднял ружьё на красивейших птиц).

            Прочитайте  название рассказа, над смысловым содержанием  которого мы сегодня будем работать. В. П.Астафьев «Зачем я убил коростеля?»

О чём говорит местоимение Я в заглавии рассказа?

 (Местоимение  указывает на лицо, совершившее плохой поступок. Это автор).

Объясните смысл  вопроса: «Зачем»?

(Ответ на вопрос должен назвать причину, по которой автор, уже будучи взрослым,  никак не может забыть свой жестокий поступок, совершённый в далёком детстве. Он до сих пор испытывает сожаление, боль, стыд, муки совести. Видимо,  ему трудно найти ответ на этот вопрос).

- Какой поступок детства не даёт автору покоя? ( Убийство коростеля)

- Что могло произойти в рассказе такое, о чём автору трудно забыть даже через много  лет?  (Версии ребята записывают на листочках) 3 мин.

 

-  Что нужно для того, чтобы ответить на эти вопросы?

    (внимательно перечитать рассказ)

- Внимательно читаем  1-й эпизод текста рассказа:

 Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины,(бочаг, яма с водой) поросшей тальником, увидел птицу. Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь на бок…

(Первая остановка)

Осмысление прочитанного

Вопросы учащимся:

- Сколько лет было автору в момент случайной встречи с птицей, если рассказ написан в 1969 году?

 ( Автору было 4,5-5 лет. В момент написания рассказа – 45 лет)

- Какие подробности свидетельствуют о том, что случившееся запомнилось ему на всю жизнь.

(Он хорошо помнит, что возвращался с рыбалки,  в какое время года это случилось: ранней осенью. Запомнил, что  летом было засуха: высохла бочажина)

- Знал ли тогда мальчишка что-нибудь об этой птице? Разглядел ли он её?

(Толком не разглядел её, потому что она двигалась. Знал, что живёт на болотах, заросших  густым тальником и осокой. Тальник-это кустовая ива. Это места, доступные человеку, потому что скошенный луг)

- Как ведёт себя птица, заслышав шаги человека?

 (Пугается, затаилась, пытается укрыться)

Что почувствовала птица? Докажите словами текста. (Какая часть речи передаёт её состояние?)

( Птица чувствует опасность. Автор использует глаголы для передачи её состояния: "присела”, "притаилась”, "пугалась”, "бросилась бежать”).

-  Как, по-вашему, будут развиваться события дальше?

Чтение учителем второй части рассказа:

… От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать - непременно бросится он в погоню, разожжётся в нём дикий азарт. Берегись тогда живая душа!

Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал её сырым удилищем…

(ВТОРАЯ ОСТАНОВКА)

 

 

Вопросы учащимся:

- Как вы поняли фразу "дикий азарт”?

(В минуты азарта человек перестаёт руководствоваться разумом. Он похож на животное, одержим единственным желанием: любой ценой достичь цели.  Способен совершить непоправимую ошибку.)

- Какую информацию несёт о герое глагол "захлестал”?

 (Мальчик не просто ударил птицу.  Он настиг её в борозде, откуда ей трудно выбраться. Многократно истязал её мокрым удилищем, проявляя жестокость).

-  Как можно объяснить выражение «слепой от погони»?

 ( Слепой – значит не помнящий себя, ничего не понимающий, озверевший).

- Как,  по-вашему, будет  развиваться сюжет дальше? Послушаем ваши варианты. (Молодцы, вы следите за развитием сюжета. Будьте внимательны и дальше).

 

Чтение учителем третьей части рассказа:

Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза её были прищемлены мёртвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана. Я узнал птицу - это был коростель.  Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в тёплые края - зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки - в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко её, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. ..

(ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА)

- Давайте посмотрим, как выглядит эта птица (слайд презентации)

Вопросы учащимся:

- Что вы почувствовали во время чтения этого эпизода?

- Узнал ли мальчик  птицу? ( Да, это был коростель или дергач.)

- Зачем он так подробно описывает мертвую птицу?

(Мальчик внимательно рассматривает на ладони  завядшее тельце убитой им птицы, чтобы показать  осознание ребёнком  своей вины. После случившегося он вдруг очнулся.)

- Какие художественные средства использует автор для описания безжизненного тельца птицы? Есть ли глаголы?

( В описании коростеля почти нет глаголов, только сказуемое «была» и глагол «болталась» Но зато в описании используются  уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах: «птичка», «тельце», «шейка», «ржавинка». Используя такие суффиксы, автор хотел показать, что коростель маленькая и беззащитная птица даже перед ребёнком пяти лет. 

Кроме этого автор  использует эпитеты, чтобы подчеркнуть безжизненность птицы:

«завядшеее, бескостное, невесомое» тельце; «мертвые» веки.Удачно использует сравнение: Шейка   болтается, будто прихваченный морозом лист, спина словно бы темноватыми   гнилушками посыпана»)   

- Что вас особенно взволновало? Почему?

 (больше всего встревожило то, что мальчик убил изувеченную  птицу, которая пострадала от людей. Очень жаль, что она не смогла улететь. Мальчик должен был уберечь её, оказать помощь. А он жестоко убил).

- Осознал ли он свой поступок?

(Да, ему «сделалось жалко» её, он не бросил убитую птицу  на растерзание животным, а решил придать земле, руками выгребая ямку)

- Как писатель объяснил случившееся?

("сдуру”, "без надобности”).

- Какой урок ему преподнёс данный случай?

 (Он охотник, но дал слово: никогда без надобности не убивать ни птиц, ни животных).

Что же произойдёт дальше? Ваши прогнозы?

Чтение учителем четвёртой части рассказа:

… С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.

Уже черёмуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвёртому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает ещё раннему лету, чего-то недостаёт ему, чем-то недооформилось оно, что ли.

И вот однажды, (Слайд 5) в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых ещё молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дёргает-скрипит! (Слайд 6) Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, всё в порядке.

И всякий год вот так. (Слайд 7) Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подаёт мне голос, прощая того несмышлёного, азартного парнишку.

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.

Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает её, торопится туда,"где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг ещё косой не тронут, где васильковые глаза...". Идёт, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полёту, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелёте через море.

Как идёт коростель, где, какими путями - мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц - небольшой древний город на юге Франции. (Слайд 8) На гербе города изображён коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилёту…

(ЧЕТВЁРТАЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

- Чего, по мнению автора, ему всегда не недостаёт  для наступления лета? (Автор скупо рисует наступление начала лета: черемуха уже отцвела, давно поют соловьи  «на последнем издыхе допевают песни» - значит устали петь. Ромашки у нас цветут в конце июня. И только с прилётом коростеля вступает в силу настоящее  лето)

- Почему Астафьев называет коростеля «бродягой»?

( Он долго странствует, прежде чем возвратиться домой: зимует в Африке, два рвза в году с большим трудом и риском для жизни перелетает Средиземное море. Мы знаем, как её трудно летать. Многие птицы погибают)

- Почему автор с томлением ждёт коростеля?  На что надеется?

 ( Думает, что прилетел чудом выживший   коростель, чтобы   простить несмышлёного мальчишку )

- Почему В.П. Астафьев подробно рассказывает о перелёте коростеля?

(Ему важно, чтоб мы поняли, как нелегка жизнь этой птицы. Важно сберечь популяцию, которая массово погибает во время перелёта. Приводит в качестве примера жителей французского городка,  для которых прилёт коростеля – праздник).

 

 

Чтение учителем пятой части рассказа:

… Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет моё сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

Вопросы учащимся:

- Какую роль эпизод с коростелем сыграл в жизни героя?

( Заставил раскаяться. Бережно относиться к природе)

 

 - О чём же этот рассказ?

 (О бессмысленном убийстве птицы)

- Почему герой не может забыть давний случай? (Подсказка: Какое нравственное качество не позволяет ему это сделать?)

 (Забыть случившееся ему не позволяет совесть и та вина, которую он ощущает перед погибшей птицей и самим собой.  Он рассказывает, что коростель – священная птица во Франции, что его бы приговорили к смертной казни. Это доказывает, что взрослым он все прочитал об этой птице. Это рассказ о малоприметной птице, которая зимует в Африке, а весной спешит в Россию, в родные края, чтобы потомство вывести, поучительный. Родная земля – родная для всех: и людей, и зверей, и птиц).

 

- Находит ли автор оправдание своему детскому поступку ?

(Нет. Его рассказ- исповедь перед читателем. Автор до сих пор испытывает стыд и боль за ужасный поступок: Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

40 лет его мучит совесть. Автору необходимо высказаться, публично раскаяться).

-  Что такое стыд?

(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение)

-  Что такое совесть?

овесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили Совесть просыпается у того, кто осознал свою вину).

- Почему автор  озаглавил рассказ «Зачем я убил коростеля»?

- Что изменилось бы, если бы поменять заглавие на  «Цена поступка»,

«Жестокий поступок» или «Боль на всю жизнь»?

 

(Предполагаемое заглавие «Боль на всю жизнь» может стать и формулировкой темы урока, так как отражает основную мысль текста, а заглавие «Жестокий поступок» может свидетельствовать о том, что человек навсегда остался жестоким человеком)

Как можно сформулировать тему урока?

(Тема урока: Боль на всю жизнь ( по рассказу В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?»)

 

«Рефлексия» (5 мин.)  (групповая работа):  Метод «6 шляп мышления»

Белая шляпа (учёный): Что нового вы узнали на уроке? Поразмышляйте  на тему: «После чтения рассказа В.П.Астафьева  я…»

(Дети получают лист бумаги, в котором по очереди, передавая его  друг другу, записывают своё продолжение фразы).

Желтая шляпа (позитивная): Постройте высказывание в защиту поступка пятилетнего мальчика.

Чёрная шляпа (Противоположность жёлтой): Вынесите обвинительный приговор поступку героя.

Красная шляпа(шляпа эмоций): Какие чувства вы испытали во время чтения и обсуждения рассказа?

Зелёная шляпа (шляпа творчества и креативности): Придумайте продолжение рассказа.

Синяя шляпа: Подведите итог урока

Презентация к уроку:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_ya_ubil_korostelya.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Зачем я убил коростеля ?» В.П.Астафьев 1 мая 1924 – 29 ноября 2001 гг.

Слайд 2

Назовите знакомое вам произведение «Птица уходила небольшими перелётами. Они становились всё короче и короче. Глухарь слабел. Вот он, уже не в силах поднять грузное тело, побежал .» «Быстро скинув с плеча мешок, Васютка поднял ружьё и выстрелил. В несколько прыжков очутился возле глухаря и упал на него животом .» « Васютка с довольной улыбкой гладил глухаря, любуясь чёрными с голубоватым отливом перьями. Потом взвесил на руке. «Килограммов пять будет, а то и полпуда, — прикинул он и сунул птицу в мешок.»

Слайд 3

«Лебединая верность» Автор стихов Дементьев А . Композитор :Мартынов Е. Над землёй летели лебеди Солнечным днём, Было им светло и радостно В небе вдвоём. И земля казалась ласковой И в этот миг, Вдруг по птицам кто-то выстрелил И вырвался крик.

Слайд 4

Поразмышляем над названием рассказа «Зачем я убил коростеля?» - О чём говорит местоимение Я в заглавии? О чём сигнализирует вопрос «Зачем» ? Какой поступок детства не даёт ему покоя? Что могло произойти в рассказе? (Напишите свою версию на листочках) 3 мин.

Слайд 5

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины , поросшей тальником, увидел птицу. Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок. Внимательно читаем 1-й эпизод рассказа 1969 год

Слайд 6

Поразмышляем над прочитанным Сколько лет было автору рассказа? Какие подробности свидетельствуют о том, что случившееся запомнилось ему на всю жизнь? Как ведёт себя птица, заслышав шаги человека? Что она почувствовала? С помощью какой части речи автор передаёт её состояние? Докажите словами текста. Словарная работа ТАЛЬНИ́К - кустарниковая ива Бочажина - глубокая лужа, яма с водой .

Слайд 7

Внимательно читаем 2-й эпизод рассказа От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать — непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа! Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.

Слайд 8

«Осмысление». Как вы поняли фразу "дикий азарт”? Какую информацию несёт о герое глагол "захлестал”? Почему «слепой от погони»? Как, по-вашему, будут развиваться события дальше? Словарная работа Хлестать - бить , стегать чем-нибудь гибким.

Слайд 9

Коростель Непревзойденный бегун. Очень скрытная и осторожная птица, которая прячется от людских глаз. Природа наградила её крыльями, но данное пернатое практически не поднимается в воздух.

Слайд 10

Ч итаем 3-й эпизод рассказа Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана. Я узнал птицу — это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края — зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки — в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его. И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность . Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.

Слайд 12

Сравните фотографию и авторское описание коростеля Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана. Гнилушка — обломок гнилого дерева

Слайд 13

Осмысление прочитанного Что вы почувствовали во время чтения этого эпизода ? Узнал ли мальчишка птицу ? Что вас особенно взволновало? Почему ? Осознал ли он свой поступок? Как писатель объяснил случившееся? Какой урок преподнёс ему случай? Что же произойдёт дальше? Ваши прогнозы?

Слайд 14

Назовите художественные средства выразительности Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась .

Слайд 15

Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни. Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли. И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке. И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку. Ч итаем 4-й эпизод рассказа

Слайд 17

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете. Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «…где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…». Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы . Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелете через море. Как идет коростель, где, какими путями — мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц — небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.

Слайд 18

Гербы с изображением коростеля Герб города Дергачи (Харьковская область, Украина) Герб Дергачевского района (Саратовская область, Россия Герб Ляудонас пагастс (Латвия )

Слайд 19

Осмысление прочитанного Чего , по мнению автора, недостаёт для наступления лета? Почему Астафьев называет коростеля «бродягой»? Словарная работа Бродяга 1. Обнищавший , бездомный человек, скитающийся без определённых занятий. 2. Человек, к-рый любит странствовать , жить в разных местах (разг.). 3. О ком-н. заслуживающем удивления (прост.)

Слайд 20

Почему автор с томлением ждёт коростеля? На что надеется ? Почему В.П.Астафьев подробно рассказывает о перелёте коростеля?

Слайд 21

Читаем заключительный эпизод рассказа Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти. Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли. Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

Слайд 23

Осмысление прочитанного О чём же этот рассказ? Какую роль эпизод с коростелем сыграл в жизни героя? Почему герой не может забыть давний случай? Находит ли автор себе оправдание?

Слайд 25

Почему автор так озаглавил рассказ? Что изменилось бы, если бы поменять заглавие: « Жестокий поступок» или «Боль на всю жизнь»? Как можно сформулировать тему урока?

Слайд 26

Спасибо за внимание!


 

Комментарии