Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Сысоева Ольга Константиновна

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

 

Русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.

Что же может стать содержанием исследования по русскому языку? Изменения в языке происходят очень медленно, и, как правило, у учащихся складывается представление о нем как явлении нормированном, закрепленном в словарях и справочниках. Трудность подобного исследования объясняется также тем, что взятый для анализа материал должен иметь очень большой охват. Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом.  

Организация проектной деятельности

Рассмотрим алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения:

1. Подготовка

- Определение темы и целей проекта

- Обсуждение и выбор темы

- Предлагает темы проектов

- Выделение подтем в теме проекта

- Выбор подтемы или предложение новой подтемы

- Совместное обсуждение подтем проекта

- Формирование творческих групп

- Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды

- Организационная работа по объединению школьников в группы

- Подготовка материалов к исследовательской работе

- Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой дея­тельности, подбор литературы

- Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса

- Обсуждение и корректировка форм предоставления результата, и критерий оценивания

- Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания

2. Планирование

- Определение источников, способов сбора и анализа информации

- Корректировка и дополнение предложений учителя

- Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3. Разработка проекта

- Накопление информации путем работы с литературой, ее обобщение

- Поисковая деятельность по накоплению, систематизации и обобщению информации

- Консультации и координирование работы обучающихся

4. Оформление результатов

- Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

- Консультации и координирование работы обучающихся

5. Презентация

- Предоставление выполненной работы преподавателю

- Доклад о результатах работы

- Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшекласс­ников

6. Оценивание

- Оценка работ согласно разработанным критериям

- Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы.

Ход осуществления учебного проекта от момента объявления его темы до завершения учащимися самоанализа на проделанной исследовательской работой можно представить в виде таблицы.

Критерии оценивания работ учащихся

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

5. Степень осмысления использованной информации;

6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

10. Владение рефлексией;

11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Организовывая в 5 классе проектную деятельность, мы обучаем детей ставить цели к заданиям, упражнениям:

- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?

Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.

Предлагая такие задания, как «Сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам», составить словарик фразеологизмов, составить словарик «Из истории фразеологизмов», даем учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

Учащиеся 5 классов учатся создавать презентации по заданной теме. Например, при закреплении материала по разделу «Лексика» учащиеся делятся на несколько групп и составляют презентации по темам: «Омонимы в стране «Лексика», «Синонимы: для чего они нужны в речи?», «Сказочная страна Антонимов».

На уроках русского языка учащиеся изучают тему «Имя прилагательное как части речи», а на уроках литературы «Эпитет как выразительное средство языка». Изучаемые темы достаточно значимы и объемны, поэтому реализацией цели обобщения учебного материала по данной теме может послужить работа над проектом «Изобразительные возможности имен прилагательных».

Класс делится на несколько групп. Каждая группа получает свое задание:

- «Морфологические признаки имени прилагательного»

- «Грамматическая природа кратких прилагательных»

- «Прилагательные-эпитеты»

- «Прилагательные в переносном значении»

- «Прилагательные-синонимы»

- «Прилагательные-антонимы»

- «Употребление прилагательных в именной части сказуемого»

В течение 10-14 дней ученики подбирают материал в соответствии со своими заданиями.

Проект «Энциклопедия слова»

Цель: составить энциклопедию одного слова, т.е. собрать как можно больше материала о жизни слов.

Задачи: познакомить с различными типами словарей и их структурой; определить параметры работы со словом, найти в словарях информацию о нем, составить комплексное представление слова.

Алгоритм данного проекта:

1. Слово… и его лексическое (ие) значение(я)

2. Этимология слова…

3. Слово… и “слова-родственники” (однокоренные)

4. Слово… и его синонимы

5. Слово… и его антонимы

6. Слово-омоним (если есть)

7. Слово… во фразеологических оборотах

8. Слово… и слова (сочетания) – рифмы

9. Слово… в русском фольклоре; в пословицах и поговорках; в загадках; в скороговорках; в притчах, легендах, приметах, обычаях; в народных играх; в хороводах; в русских народных песнях; в народных сказках

10. Соответствие слова… в пословицах и поговорках народов мира

11. Слово… в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза)

12. Слово… в текстах художественной литературы

13. Слово… в названиях картин художников

14. Слово… в названиях художественных и документальных фильмов

15. Слово… в названиях газет, журналов, рекламных приложений

16. Слово… в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки)

17. Слово… в иллюстрациях, рисунках учащихся. (Нарисуй своё слово; придумай серию картинок, которые смогли бы отразить жизнь твоего слова; можно рисунком проиллюстрировать какой-нибудь художественный текст, связанный с этим словом)

Проект «Интересная фразеология»

Тип проекта: информационно-исследовательский

Основополагающие вопросы:

1) Что такое фразеология?

2) Каковы источники фразеологии?

3) Каково значение и этимология фразеологизмов?

Дидактические цели проекта:

- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

- совершенствование навыков исследовательской деятельности;

- формирование навыков работы в команде;

- приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.

Методические задачи проекта:

- закрепить знания по фразеологии;

- формировать умение правильно использовать в речи фразеологизмы.

Проблемы самостоятельных исследований:

- Откуда в речи появились фразеологизмы?

- Что произойдёт с нашей речью, если не использовать фразеологизмы?

Результаты исследований:

Презентация исследовательской деятельности учащихся.

Темы проектов по русскому языку

- Фразеологизмы с числовыми категориями

Выдвижение гипотезы: школьники изучают фразеологизмы и какова роль фразеологизмов на уроке литературы; более подробно фразеологизмы начинают изучать к 8-9классу; фразеологизмы с числовыми категориями появились в далекой древности.

Цель: узнать, что обозначают числовые категории во фразеологизмах, изучить, знают ли учащиеся моей школы, что такое фразеологизмы с числовыми категориями и какие знают.

- Имена прилагательные в названиях растений

Цель: найти названия и фотографии растений, показать, как образовались прилагательные в этих названиях, определить разряд имен прилагательных.

- Имена собственные в пословицах и поговорках

Цель: выявить роль имен собственных в пословицах и поговорках, частотность их употребления.

Задачи исследования: выявить художественные особенности пословицы и поговорки, отобрать для анализа пословицы и поговорки, в которых употребляются имена собственные, представить анализ топонимов в пословицах и поговорках, выявить роль имен собственных в них.

- Имена прилагательные в названиях произведений

Цель: найти произведения художественной литературы, в названиях которых употребляются имена прилагательные, определить, как образовались имена прилагательные в этих названиях («Медный всадник» А. Пушкина, «Слепой музыкант» В. Короленко, «Конь с розовой гривой» В. Астафьева и др.)

- Словарь жаргонизмов (составление тематической группы данных слов: наименования людей по профессии: училка, мусор, по родству: маман, сеструха, пища: хавчик, рубать)

-Деепричастия в сказках (найти устаревшие деепричастия, определить значение и что передают- душевное состояние или внешнее действие)

-Какие виды слов существуют в русском языке (рассмотреть синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, профессиональные, диалектные, эмоционально –окрашенные и т.д.)

- Проверяемые согласные в корне слова

Задание: Найдите заданную орфограмму. Отгадайте загадки.

- Составьте мини-сборник пословиц, сгруппировав их по темам («О родине», «О семье», «О дружбе», и т.п.). Подберите такие пословицы, в которых есть глаголы с безударными личными окончаниями. В каждом разделе выберите несколько пословиц, для которых сформулируйте «ядрышки»-мысли. Собранным тренировочным материалом вы сможете в дальнейшем пользоваться на уроках.

-Выпишите из знакомых вам литературных произведений отрывки или отдельные предложения, которые помогают определить: 1) профессию персонажа; 2) его возраст; 3) характер. Соберите все примеры вместе. «Конечным продуктом» вашей проектной деятельности будет мини-сборник дидактических материалов, которыми могут воспользоваться ученики вашего класса.

-Выберите один из творческих проектов: 1) «Сборник сочинений нашего класса о животных», 2) «Сборник стихов и рассказов о животных».

Включите в ваш сборник не только самостоятельно подобранные тексты, но и тексты «о братьях наших меньших» из учебника. Материалы оформите в виде рукописного или электронного журнала.

-Вам нужно подготовить для учеников занятие кружка по русскому языку, посвящённое истории нашей письменности. Посмотрите главу «Дорога к письменности», найдите дополнительный материал и подберите интересные задания. При подготовке проекта вы можете пользоваться мультимедийной детской энциклопедией «Русский язык. Незаменимое пособие для любознательных школьников».

-Подготовьте устный лингвистический журнал «Парад букв русского алфавита». Выберите букву, которую вы будете представлять на этом параде. Расскажите её историю, придумайте наглядный образ, подберите интересные факты. (Вашими незаменимыми помощниками при подготовке проекта станут книги Льва Успенского «Слово о словах», «По закону буквы» и др. Их можно найти в Интернете.

-Какой словарь интересно было бы составить вам? Может быть, это будет словарь цветов, или словарь запахов, или словарь весёлых слов, или словарь футболиста, или… Попробуйте составить свой личный словарь на любую тему. Рукописный или электронный – не имеет значения.

-Подготовьте для учащихся младших классов устный журнал по русскому языку на тему «Какая наука изучает происхождение слов?»

-Подготовьте для учащихся других школ иллюстрированный «Альбом правил русского языка» по теме «Кто командует корнями? Правописание чередующихся гласных в корне. Включите в свой альбом самоинструкции, таблицы, рисунки, интересные тексты и задания.

-Составьте список греческих и латинских словообразовательных элементов: АНТИ, ТЕЛЕ, ДРОМ, ТЕКА и др. Обратитесь за помощью к следующим словарям: «Школьный словарь иностранных слов», «Школьный словарь строения слов русского языка» и другие. Выясните значение греко-латинских элементов, их происхождение, подберите примеры их детской классики или детских познавательных журналов. Результат вашей проектной деятельности оформите в виде рукописного или электронного этимологического словаря.

-Сочините лингвистическую сказку о приставках ПРИ- и ПРЕ-. Проведите в классе конкурс на лучшую сказку, выберите самые интересные работы, проиллюстрируйте их. Результат проекта оформите в виде электронной газеты или журнала.

Использование основных видов проектов на уроках литературы

На наш взгляд, к созданию проектов ученики могут приступить уже в 5-ом классе. Этому возрасту в наибольшей степени соответствуют творческие проекты. Для таких проектов характерно творческое осмысление учащимися художественного текста и создания оригинальных работ. Это может быть совместная газета, альманах, сочинение, видеофильм, сценарий праздника, драматизация и т.д. Часто для работы над творческими проектами привлекаются другие виды искусства

Предлагаем вашему вниманию материалы по моделированию урока средствами проектного обучения на дидактическом уровне и на уровне методики закрепления темы “Сказки”. Это первый раздел, изучаемый в 5-ом классе на уроках литературы. После изучения народных и литературных сказок мы закрепляем следующие понятия: модель сказки, зачин, концовка, признаки волшебной сказки. Затем проводятся уроки работы над проектом “Сказочная страна”.

 Тип урока – комбинированный (2 часа + 1 час на защиту творческого проекта).

Вид проекта – продуктивный.

Дидактическая цель урока – создать условия для осмысления информации, применение знаний в новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения знаний и умений.

Цели по содержанию:

•        образовательная – проверить знания учащихся по теме “Сказка”;

•        развивающая – продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности;

•        воспитательная – формировать умение работать в коллективе.

Форма организации учебной деятельности – групповая.

Оборудование:

1.        Цветные картинки с изображением сказочных героев, листы бумаги, карандаши, клей, учебники, книги со сказками;

2.        Памятка.

Ученикам предлагается создать карту сказочной страны, выбрать сказочных героев, которые будут по ней путешествовать, сочинить сказку, используя знания, полученные при изучении темы “Сказки”. Этой стране нужно дать название, выбрать средство передвижения главного героя, сохраняя законы сказочного мира.

Еще один проект «Избранные страницы жизни Чехова» (информационный проект с элементами исследовательской и творческой деятельности).

Основополагающий вопрос: Каким человеком был писатель Чехов.

Вопросы проекта: в какую эпоху формировался Чехов как личность и писатель; какую роль сыграла семья в формировании личности, каким Чехов был в дружбе.

Темы проектов по литературе:

-Этимология названий одежды и обуви.

-Этимология названий предметов домашнего обихода.

-Как состроена русская изба?

-Правила этикета в крестьянской семье.

-Народное творчество для детей. (Скороговорки, потешки, колыбельные, сказки...)

-Обрядовые песни.

-Что в имени тебе моем? (История русских имен)

-Древнерусские меры веса, длины, объема.

-Сказки для самых маленьких и тех, кто постарше (сопоставительный анализ)

-Персонажи славянской мифологии

- Гоголь Н.В. – словесный кулинар.

- Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»

- Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе

- Образы деревьев в стихотворениях А. Фета

- "Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова

- Мои ровесники в литературных произведениях

Заключение

Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.

Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.  Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.

 

 

 

Литература

  1. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.

  2. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка /Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.

3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - с. 60-65.

4.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.  – Москва, 2007 г.

 

 

 

 

Комментарии

Шклинская Елена Владимировна

Спасибо за содержательную статью. Считаю, что проектная работа по русскому языку способствует повышению мотивции к изучению.