Развитие самостоятельного мышления школьников на уроках русского языка и литературы

Тетерина Людмила Николаевна

В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельного мышления школьников на уроках русского языка и литературы. Основное внимание уделяется нестандартной технологии уроков-мастерских, которые можно проводить в любой возрастной группе, с 5 по 11 класс. Такие уроки вызывают интерес у обучающихся и меняют  взгляд учителя  на сам процесс обучения.В результате ученик погружается в процесс самовыражения и приобретения опыта, наработанного человечеством, т.е. овладевает знаниями, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, учится свободно мыслить, высказывать своё мнение, проводить самооценку и корректировать себя, свои знания, представления о мире в соответствии с требованиями  ФГОС.     

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Тетерина Людмила Николаевна,

учитель русского языка и литературы

средней школы №134 Санкт-Петербурга

 

 Нигде, как в школе, не сохранились в неприкосновенности не только дореволюционные, но даже средневековые порядки, традиции, принципы, установки. Класс доска, мел, вызов к доске, отметки в журнале, экзамены – всё осталось прежним. Содержание учебных программ тоже изменились совсем немного. Даже требования к уровню подготовки выпускников средней школы тоже почти не изменились. Достигли ли мы тех результатов, которые планировались ещё 100 лет назад? Вот что мы читаем в «Народной энциклопедии» за 1912 год  в10 томе, посвящённом народному образованию:

«Средняя школа даёт учащемуся образование, делает его вообще образованным человеком, который: 1) имеет достаточный запас сведений и достаточное умственное развитие, чтобы с успехом учиться в высшей школе; 2) владеет письменно и устно родной литературной речью; 3) сознательно относится к явлениям, происходящим в природе и в окружающем человеческом обществе; 4) способен самостоятельно и правильно мыслить о вопросах личной, общественной и политической жизни; 5) умеет ценить произведения искусства и науки, читать и понимать серьёзные книги…

Сообразно с вышеуказанными требованиями образованности, в средней школе характер обучения имеет не меньшую важность, чем его содержание. Обучение в средней школе должно быть развивающим, пробуждающим самостоятельное мышление, систематическим и научным…».

Как видим, сегодня по-прежнему остро стоит вопрос о правильной постановке школьного дела, о характере обучения, в том числе о технологиях, которые мы применяем в учебном процессе.

В последние годы стал заметен такой феномен: дети вроде бы стали более продвинутыми, бойкими, разговорчивыми, но это где-то вне уроков – на улице, на переменах, в виртуальном пространстве. А на уроках больше молчат, говорят плохо, односложно, не могут или боятся выразить свою мысль, а чужие не запоминают. Или они добросовестно  повторяют за нами одно, а делают другое. Отчего это происходит?

 Может быть, дело в том, что на уроках дети находятся в полной зависимости от нас, взрослых. Мы даём им указания, кого любить, кого ненавидеть, о чём писать и как писать, кто хороший, что плохо. Но ребята интуитивно чувствуют, что эти указания как-то противоречат их жизни, а иногда просто непригодны для жизни. Поэтому и возникает противоречие между словами и поступками.

Чтобы как-то ликвидировать это противоречие, необходимо изменить взгляд на ученика и на сам процесс обучения и использовать такие технологии, которые предполагают самостоятельный поиск, самостоятельное мышление. Одной из таких технологий является технология уроков-мастерских.

«Человек познаёт, что он такое, с помощью двух наставников: инстинкта и опыта»,- считал Паскаль, и если согласиться с этим высказыванием, то надо сделать так, чтобы ученик был погружён в деятельность самовыражения и приобретения опыта, наработанного человечеством С этой точки зрения ,педагогическая мастерская – это такая форма обучения, которая позволяет не вбивать знания в детей, а создавать условия для проживания того, что накоплено поколениями в культуре и науке, и овладения ими.

Мастерская, как и урок, объединяет все три направления педагогической деятельности: обучающее, развивающее и воспитывающее. В чём же  её суть? И в чём отличие мастерской от урока?

Есть что-то роковое в звучании и составе слова УРОК. А ведь слово заключает в себе всю историю смыслов, когда-либо содержавшихся в нём. Вот и получается, что урок в жизни детей – это почти рок, судьба, т.к. длится он 10 лет.

Независимо от сознания учителя и ученика в истории школы сложился традиционный урок, к проведению которого написаны тысячи рекомендаций. Учитель учит, т. е. говорит, а ученик  учится,  т. е. чаще  слушает, молчит,  кое-что запоминает и мечтает, когда же он будет на свободе.

А мастерская? Там все что-то мастерят и каждый при этом идёт своим путём. Самая лучшая традиционная форма несёт в себе принцип «делай, как я - вот тебе план» или «делай лучше меня». Закон же мастерской: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам»

Таким образом, мастерская - это нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса. Она предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной карты мира и ценностного отношения к нему.)

 Цель технологии мастерских– предоставить ученикам психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности развития мира.

   Всякое подлинное знание – это результат собственного опыта познания.

  Мастерская строится так, чтобы ученик в сжатое время сам сделал какое-либо открытие, сам пережил какое-либо событие, удивился, казалось бы, известному факту, сам разрушил старое представление об окружающем мире и сам выстроил новое знание), т. е. «изобрёл собственный велосипед»)                          

Потому что в диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ

Принципы обучения в мастерской

- Все равны в способности стать выше того уровня человечности и образованности, на котором находится каждый.

- Каждый способен к творчеству, к духовному совершенствованию.

- Способность к духовному совершенствованию безгранична.

Кроме того, в мастерской отсутствует оценка, соревнование, соперничество, всё это заменяется самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием. Здесь чередуются индивидуальная, групповая и коллективная работа, что повышает уровень коммуникативной культуры. Очень важен принцип выбора материала, вида деятельности. Без выбора нет свободы.

 Результат же получается методом проб и ошибок, что повышает ценность самого процесса творческого поиска.

Работа в мастерской основывается на природном материале, т. е. на том, что близко и понятно ребёнку, как-то связано с его жизнью. В нашем случае – на результатах духовной деятельности человечества, прежде всего на языке.  Язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета.

Всё вышеперечисленное сближает технологию уроков-мастерских с другими современными технологиями                                                          

Что составляет основу мастерских?

. В основе мастерских лежат

идеи проблемного обучения, критического мышления, развивающего обучения, коллективного способа обучения, идеи известных русских методистов, педагогов Выготского, Гальперина, Амонашвили, Лысенковой, Занкова, Эльконина-Давыдова. Эта технология, называемая ещё французской мастерской, привезена к нам из Франции, но выросла она на русской почве и подкреплена мыслями Ж.-Ж. Руссо и З. Фрейда. В целом, французы, сторонники «Нового образования» (ЖФЭН) представляют себе новую школу по типу старой русской школы Л. Н. Толстого или Рачинского (1868г.)

                                                                (см.Н. Богданов – Бельский «Устный счёт»)

Здесь изображён сам учитель математики Рачинский на уроке. Дети свободно передвигаются по классу, учитель ждёт ответа от каждого.

 В такой школе всё идёт от запросов детей.

Темп урока задают дети. Ответа  ждут от каждого, поэтому со временем не считаются.

Учитель и ученик свободны в пространстве: можно сидеть по кругу, можно – группами, можно свободно передвигаться по классу, можно соблюдать привычный порядок посадки.

Виды деятельности в мастерской- это

- Игры, импровизация, творчество;

- Работа в парах, группах, коллективе, в целом:

- Самостоятельная индивидуальная работа;

- Обмен наработанным материалом;

- Выбор видов работы, заимствование у других;

- Исследование, поиск, собственный ответ.

Мастерская ещё и потому, что в ней есть Мастер.

  Учитель в мастерской превращается

в мастера, который демонстрирует одно действие за другим, позволяя ученикам выполнять посильные задания, высказывать предположения, учит слышать товарищей, делать открытия. Каждое последующее задание дополняет, расширяет, углубляет знания учащихся, помогает им понять что-то новое.

                Мастер создаёт алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс

Мастер несёт нравственную ответственность за выбор материала, процесс и результат работы.

Общий принцип медика и педагога: Не навреди!

В мастерской важен не только результат творческого поиска, но и сам процесс

 Алгоритм действий в мастерской:

1. Индуктор – толчок, трамплин, мотивация, творческое начало.

2. Работа с материалом:

                                                        - деконструкция – смешение, разложение, развёртывание;

                                                       - выбор;

                                                      - реконструкция – создание своего мира, текста, рисунка и т. д.

3. Первичная социализация – представление промежуточного результата;

4. Самокоррекция – сравнение своего и чужого, обмен материалом, доработка;

5. Информационный запрос – дополнение из разных источников;

6. Творчество – чистый лист – итоги работы  (сочинение, рассказ, решение, таблица и т. д.)

7. Новая социализация – представление своей работы всем. Разрыв между старым и новым знанием.

    Виды индукторов, использованные в нашей работе:

Имя ребёнка,  музыкальное произведение,  стихотворение,  окружение ребёнка,кличка животного,  рисунок,  воспоминания,  собственная ладонь, « Пушкинские проповеди» Соловейчика,  фотография,  открытка, название урока,  на котором хвалили и т. д.          

  Урок-мастерская заканчивается РЕФЛЕКСИЕЙ.

Происходит самоанализ сделанного, анализ движения мысли, чувства, знания, мироощущения:

Что испытывал вначале? Каким путём решил идти? Как пришёл к тем выводам, которые есть в работе? С каким чувством заканчивал работу?

       По русскому языку и литературе существует 2 вида мастерских:

1. Мастерская построения знаний

 2. Мастерская творческого письма.

                                                                 

Нами проведены мастерские построения знаний:

                                                    Марина Цветаева – 11кл.

                                                    Мир стихов Р. Киплинга – 6кл.

                                                     Шекспир…и нет ему конца – 10кл.

                                                     Лирика Б. Пастернака – 11кл.

                                                     Рассказ про одну старуху (И. Шмелёв) – 11кл.

                                                     Сон Пети Ростова – 5кл.

                                                 У Васютки было озеро (В. Астафьев) – 5кл.

                                                      Свой круг (Л. Петрушевская) – 10 кл.

                                                      Спросите у писателя (Ф. Достоевский) – 10кл.

     И мастерские творческого письма:

                                   Этюд о музыке Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель»

                                   Сочинение фантастического рассказа

                                      Этюды «Настроение» , на свободную тему, «О милых сердцу», «О добрых чувствах»,

                                 « О пути жизни», «Моя семья», «Дом идеальный»,

             

Чей опыт по развитию мастерских  использован:

 Л. Д. Фураева, методист кафедры гуманитарного образования АППО,

М. Б. Багге, зав. кафедрой гуманитарного образования АППО, А. А. Окунев, учитель математики, автор нескольких книг о мастерских, Г. Н. Степанова, методист Академии физики, доктор педагогических наук, Т. А. Комарова, учитель литературы 384 Лицея, учителя группы «Диалог»: Т. Н. Антонова, Т. Ф. Капитонова и др.

 Мастерские – это здорово!

Если мы хотим научить думать, то прежде должны научиться придумывать.

                                                                                     

                                       Список литературы

1.«Энциклопедия 1912 года, том 10, стр. 292-293:

2. Литература. Уроки-семинары./сост. И.В.Громова.- Волгоград: Учитель, 2004.

3. И.А.Фогельсон. Литература учит: кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1990.

5 Т.Я.Еремина. Мастерские по литературе. Методическое пособие.- СПб.: «Паритет», 2004.

4. И.А.Мухина, Т.Я.Еремина. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя.- СПБ. 2002.

5. Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск 1 Санкт-Петербург, 1995.