Смысловое чтение-условие для достижения результатов на уроках русского языка и литературы

Смысловое чтение-условие для достижения результатов на уроках русского языка и литературы

 

Чтению и работе с текстом в школе всегда уделялось большое внимание.

Требования ФГОС подразумевают несколько изменить старые формы работы на новые. Чтение относится к базовым умениям, необходимым для продуктивной работы, для свободного общения с людьми, для владения компьютером.

Сегодня необходим грамотный читатель, способный не просто быстро читать, а способный сразу понимать прочитанное, осмысливать, анализировать полученный текст.

Термин «смысловое чтение» подразумевает понимание читающим той информации, с которой он работает.

Виды чтения достаточно разнообразны :

-ознакомительное, то есть быстрое чтение с пониманием основных смысловых частей, но без установки на последующее воспроизведение.

-изучающее, то есть точное понимание информации,  и ее воспроизведение.

-просмотровое, способное выделить необходимую часть или разделить текст на части.

Смысловое чтение-это метапредметный результат освоения образовательной программы. Все универсальные действия задействованы в смысловом чтении. В личностные входят мотивация чтения, отношение к себе и другим. В познавательные – логическое мышление, творческое воображение, увеличение запаса слов и др. В регулятивные – способность выполнить поставленную учебную задачу и выбор формы деятельности. В коммуникативные - научиться работать в группе или коллективе.

Современная школа использует довольно разнообразные методы развития смыслового чтения

Работа с текстом включает в себя три этапа:

-работа с текстом до чтения;

-работа с текстом во время чтения;

-работа с текстом после чтения.

Одним из самых распространенных приемов является прием «Толстых и тонких» вопросов. Работа по составлению таких вопросов хорошо идет в любом классе. Учащиеся посильнее составляют «толстые» вопросы, требующие понимания прочитанного . Слабые учащиеся способны составить «узкие», для ответа на которые требуется только знание текста.

Прием «Составления записей» тоже достаточно прост и понятен, он может быть в любой удобной для учащегося форме, вплоть до рисунков или простых таблиц.

Известна форма «Ромашки Блума», где на каждом лепестке пишутся вопросы для уточнения того, что сказал учени , или объясняющие вопросы, или творческие вопросы. Лепестков может быь столько, сколько удобно учителю.

Прием «Инсерт» требует пометки в тексте : V-уже знал; +- новое ; -- думал иначе;-?- не понял

Прием «Чтение в кружок» подразумевает от каждого читающего предельного внимания, так как экземпляр текста только один . Слушающие задают вопросы тому, кто прочел очередной абзац, проверяя , как он понял прочитанное, и так работа идет по кругу.

Приемов для смыслового чтения сегодня вполне достаточно для того, чтобы учитель выбрал те из них, которые подходят для работы с тем или иным классом

 

Использованные ресурсы:

•        Логвина И., Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения.

•        Приёмы продуктивного чтения несплошных текстов . Статья. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова ,   журнал «Начальная школа», 2013.

•        http://proza-pravoslavie.narod.ru/ravnodushie.html

•        http://www.narva.ut.ee/sites/default/files/nc/materjal.pdf

•        Сметанникова Н.Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования / http://mcbs.ru/files/File/smetannikova(1).pdf

•        Смысловое чтение / http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

•        http://www.narva.ut.ee/sites/default/files/nc/materjal.pdf

http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B