Открытый урок по теме "Алфавит" в 5 классе

Тема: Графика. Алфавит.

Цели:

1 Познакомить учащихся с новым разделом науки о языке «графикой»; повторить алфавит, названия букв; закрепить умение пользоваться алфавитом. Повторить правописание проверяемой гласной в корне  слова, написание гласной в личных окончаниях глагола; постановку тире между подлежащим и сказуемым. Повторить материал о стилях речи, вспомнить, что такое текст, его признаки.

2 Развивать интерес  к русскому языку.

3 Продолжить развитие навыков грамотного письма, связной речи, развивать логику мышления.

План урока.

1Фронтальный опрос.

-Выберите слово, в котором все согласные звуки звонкие:  (дорога)

-Все согласные звуки глухие: (Печка)

-Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков (печаль)

-Назовите слово,  в котором звуков больше, чем букв (ёжик)

-Мороз, ёжик, громко, печка, дорога, печаль.

 

-Назовите слова, которые заканчиваются на глухой согласный.

Алмаз, базар, западканат, санитар, вокзал, гром, настежь.

 

- Почему эти главные буквы записаны в разные группы?

-Я,Ё,Ю,Е – это что?  (Это буквы, обозначающие два звука)

1 Вступительное слово учителя.  (Цели и задачи урока.)

Вероника загадает вам загадку

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных  красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся.  (Алфавит.)

- Сегодня мы поговорим об алфавите, его происхождении, выясним, какой раздел науки о языке изучает способы обозначения звуков, повторим пройденный материал.

Итак, тема урока: Алфавит.

 

- Алфавит очень важен в жизни человека, о нём много сказано, сложено стихов. Одно из таких стихотворений прочитает нам Катя

 

Прапрадедовской порой

Стали буквы в чёткий строй.

Строй как строй, да не простой.

Был он назван алфавит

И повсюду знаменит.

До сих пор с него, как встарь,

Начинается букварь.

Буквы разуму верны,

И за это им даны

Высочайшие права

Образовывать слова.

 

- О чём говорится в стихотворении?  (О роли алфавита в жизни человека, о том, что с помощью букв образовываются слова.)

- А как иначе называется алфавит?  (Азбука.)

 

2 Повторение.

- Запишите предложение, сделайте его синтаксический разбор.

Азбукак  мудрости ступенька.  (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., ничем не осл.

_-Как вы понимаете эти слова?

 

3 Работа по теме урока.

           1) Беседа с учащимися.

- Кто создал азбуку?  (Братья – философы Кирилл и Мефодий.)

- Как она называлась?

Почитаем текст

СЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

Уроженцев города Солуни (теперь Салоники в Македонии) братьев Кирилла и Мефодия называют славянскими первоучителями. Они были учителями-миссионерами, которые создали славянскую азбуку. Ее можно было использовать для перевода богослужебных книг с греческого языка на славянский. Распространение славянской письменности началось с 863 года.

Ежегодно в нашей стране 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. С 1991 года это государственный праздник, но еще в 1863 году в России был введен церковный праздник почитания памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

В честь Кирилла славянскую азбуку стали называть кириллицей. Первоначально в ней было больше 40 букв. Со временем азбука изменилась, потому что изменилась фонетическая система языка. Постепенно часть букв кириллицы вышла из употребления, а затем в русский алфавит добавили буквы Й, Е, Э.

Окончательно современная азбука утвердилась лишь в 1918 году, когда были внесены изменения в алфавит и правила правописания. Раньше школьники учили кириллические названия букв: аз, буки, веди, глаголь, добро и так далее. В современной азбуке приняты другие названия: а, бэ, вэ, гэ, дэ и так далее.

1. Найдите в тексте предложение, из которого можно узнать, в каком веке

жили Кирилл и Мефодий? 8 век

2.  Почему Кирилла и Мефодия называют солунскими братьями?

3. В каком году началось распространение славянской письменности?

4 В современном русском алфавите 33 буквы, сколько букв исчезло из азбуки с момента ее создания и почему?

5. Как вы считаете, что зашифровано в предложенном ниже тексте?

Азъ буки веде. Глаголь добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди,

мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсь яти!

6. Озаглавьте предложенный текст.

7. Почему 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры?

 

 

 

 

О создании Кириллицы нам расскажут Алина и Аня

 

    Славянская азбука еще очень молодая.  Ей немногим более тысячи  ста лет. Она была создана в середине 9 века выдающимися людьми своего времени – братьями Кириллом и Мефодием.

До 863 года азбуки, приспособленной передавать славянскую речь, не существовало, хотя славяне пытались записывать свою речь при помощи греческих и латинских букв. Братья Константин и Мефодий родились и выросли в Византийском городе Фессолоники. Оба брата много читали, любили учиться. У них было два родных языка: греческий и славянский. Константин же вообще знал 22 языка и другие науки. За великую мудрость его прозвали философом.  Константина и пригласил моравский князь Ростислав создать азбуку для славян. В работе ему помогал старший брат  Мефодий,  хорошо владевший славянским языком.  Первая азбука, которую они составили, называлась глаголицей.  

   Глаголица – изобретение яркое и самобытное, её буквы не скопированы с другого алфавита, а созданы самостоятельно. Количество букв в глаголице близко количеству звуков старославянского языка. Начертания многих букв в глаголице имели в своей основе крест, треугольник, круг: с, т, в, л, о. Константину не суждено было вернуться на Родину. По дороге домой он тяжело заболел , в Риме принял монашество , получил имя Кирилл. Похоронен он в Риме.

   А ученики Кирилла и Мефодия  создали еще одну азбуку и в честь Кирилла назвали ее Кириллицей. Русский алфавит произошёл от древнерусской кириллицы.

 

24 мая – День славянской письменности и культуры – единственный церковный и государственный праздник, установленный в память о первых просветителях.

 

 

Наш алфавит и кириллица.  Что можете сказать?

 

-Слова азбука и алфавит – синонимы. Давайте попробуем догадаться, как произошло слово – азбука. (Слайд)  Аз+буки, 

_-Может быть кто-нибудь знает как произошло слово алфавит? Есть еще одна азбука - Латиница (английский язык на латинском алфавите) Альфа +бета (Вита)

Наш алфавит и кириллица.  Что можете сказать?

 

---Давайте сравним  древнерусскую кириллицу и наш современный алфавит. Что скажете? Как выглядят буквы? Похожи ли на наши?(Изображались по разному)

 

Немножко поиграем. Я буду показывать вам букву из древнерусского алфавита, а ребята, у которых лежат русские буквы поднимают ее вверх, если она соответствует этой древнерусской. Почему никто не поднимает русскую букву?

 

 

(Так для чего нужен Алфавит? Азбука? (Чтоб записывать устную речь?))

-Сейчас  мы сделаем упражнение, которое тоже про письмо. (КАРТОЧКИ, Слайд)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Работа в тетрадях.

   3) Работа с текстом.

П..сьмо  одежда ус..ной речи. Оно передаёт, «изображает», ус..ную реч.. . Звук произнос..т и слыш..т, букву пиш..т, чита..т. Букву и звук путать нельзя. А часто путают. Притом всегда страда..т звук, его называют буквой. Буква  это фигурная линия,  рисунок. Рисунок произнести нельзя.

 

- Прочитайте, докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу, расположены в определённой последовательности, объединены общей темой.)

- Какова тема текста?  (Звуки и буквы, письмо.)

- Какого стиля этот текст?  (Научного. Сообщаются научные сведения, даётся объяснение терминов «звук» и «буква».)

-

- Какова основная мысль этого текста?  (В чём различие буквы и звука.)

 

- Чем же различаются звук и буква?  (Звук произносят и слышат, букву пишут, читают.)

- Назовите буквы и звуки в выделенном слове.

 

 

4) Физкультминутка. 

 

 

- Продолжите предложение по данному началу.

  • Алфавит – это… (буквы, расположенные в определённом, обязательном для всех порядке.)
  • В алфавитном порядке записываются… (слова в орфографическом словаре, справочнике.)
  • В устной речи мы имеем дело… (со звуками в словах.)
  • На письме звуки обозначаются… (буквами.)

 

- Прочитайте алфавит, правильно произнося названия букв.

    - А теперь произнесите алфавит по памяти. (1 чел)

 

 

           8) Работа с пословицами.

- Почему появились такие пословицы?

 

Азбуку учат, во всю избу кричат.

Азбука – наука, а ребятам мука (бука).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семен прочитает еще одно стихотворение

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как АЗ и БУКИ

В – как ВЕДИ, Г – ГЛАГОЛЬ.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

(Н. Кончаловская  «Наша древняя столица».)

 О чем это стихотворение?

Самир расскажет, как раньше проходила учеба?

 

 

- Рассказ учителя.

Учебный день, действительно, начинался очень рано, в семь часов утра, и продолжался до самого вечера с двухчасовым перерывом на обед. Учащиеся сначала учили названия букв и их изображение, затем – склады из двух букв, из трёх букв, а потом переходили к чтению текста. Каждый, выполняя своё задание, учил вслух.

 

- А теперь мы попробуем применить знание алфавита в игре «Кто быстрее?»

 Задание №2 в карточке. Расположите слова в алфавитном порядке.

 

(Азбука, алфавит, буква, гласные, графика, глухой, звонкий, мягкий, речь, согласные, твёрдый, фонетика.)

 

-Проверим.

 

4. Обобщение. Подведение итогов урока.

 - Для чего надо хорошо знать алфавит?  (Знание алфавита помогает человеку в жизни. Зная алфавит, легко упорядочить записи, легко сориентироваться в словаре.)

 

- Выставление оценок.

5. Домашнее задание.