Статья "Их труд и подвиг бесценны"

Посметьева Анастасия Васильевна

ЭССЕ

 Их труд и подвиг бесценны

Учителя–фронтовики Орджоникидзевской школы

 

Сегодня мы хотим  ещё раз прикоснуться к подвигу тех людей, у которых с нами одна малая Родина, с которыми нас объединяет наша родная школа. 

Хочется поговорить об учителях, совершивших великое дело своей жизни. Это те, кто в годы Великой Отечественной войны не только защищали нашу Родину, но и воспитывали будущих защитников Отечества. Ни в одном учебнике истории нет разделов, где бы можно было узнать о подвигах простых учителей.

Орджоникидзевская школа – это история не только села, но и история района. В годы войны здесь преподавало большое количество учителей. Из архивов мы узнаем  о том, что в разные годы  войны учительский состав очень сильно менялся. Кого – то  забирали на фронт, а кто- то после ранения  приезжал учить детей. Бесценной остается книга выпускника 1944 года Олейникова Павла Евстафьевича «В тайге Сибири». К сожалению, за давностью лет многие имена и отчества стерлись из памяти писателя, но на страницах  книги запечатлены судьбы учителей, участников войны.

Из его  воспоминаний мы узнали историю учителей военной поры. Вот как он вспоминает об учителях. «Раньше, до войны, мы покидали школу на летние каникулы и совсем теряли связь с учителями. Не знали, чем они занима­ются, как живут. И они также не вникали в детскую нашу жизнь. Теперь мы стали ближе, стали жить общими заботами. Они лучше узнали нас, наши характеры и наклонности. Меньше ста­ло понуканий в учебе, они становились нашими товарищами в учебе, помощниками. Менялись и мы, школьники, наше детское чутье подсказывало нам, как себя вести в школе, уменьшилось число дерзких выходок на уроках и переменах.

Встряска воен­ного времени сказалась на делах школы самым положительным образом. С наступлением зимы и появлением снежного покро­ва уроки физкультуры стали проводить на лыжах. В складе при школе хранились лыжи до поры до времени. А теперь это время наступило. На фронте лыжные батальоны совершали рейды по вражеским тылам и добивались успеха. Надо и нам научиться ходить и бегать на лыжах, может, и нам придется бить врага, встав на лыжи. У нас не было лыжных костюмов, не было лыж­ных ботинок, бегали в валенках и пальтишках.

Особенно нра­вились занятия, когда наконец-то прибыл к нам военрук. Это было где-то в декабре, в первые дни. Тогда наши войска начали громить немцев под Москвой. Младший лейтенант Чернов был почти наш земляк — со станции Ужур. После ранения в плечо, а это ранение трудно заживает, после госпиталя, отпустили его на долечивание домой. Сколько уйдет времени на долечивание, врачи точно не установили. Через каждые три месяца его долж­ны осматривать специалисты. А пока послали на Саралу учить военному делу нас, школьников.

Впервые мы увидели настоя­щего военного с одним кубиком в петлице. По началу бегали и исподтишка разглядывали его, а после уж он подружился с нами. Всего два года прошло, как он окончил школу и поступил в пехотное училище. Досрочный выпуск, присвоили звание  и на фронт командиром взвода. Потом ранение вскоре, госпиталь в городе Шуя, что около Москвы. Это он сам о себе рассказывал на собрании школьном перед Новым годом. Интересно все же — о других учителях мы мало что знаем, а военрук, прямо моло­дец, все о себе рассказал, и нам он понравился. Военное дело он, конечно, знает, хорошо, хоть и из-за начала войны их сразу бросили в бой, не дав доучиться. Нам всем очень хотелось знать, как это там на войне воюют. Но он не любил нам говорить. Пло­хо там, на войне, надо нам научиться воевать с таким врагом! Враг жестокий и хитрый. Вот и нам надо перехитрить его. На­учиться преодолевать трудности, а на войне из трудностей со­стоит каждый день. Закалять себя физически тоже надо. А еще надо изучать свое оружие на отлично, чтобы оно безотказно било врага. Вот такими общими и понятными нам словами он гово­рил с нами.

С первых уроков стали изучать устройство винтовки. Учил он нас, как разобрать и собрать ее и что разбирается она для чистки и ремонта. Что чистить оружие и смазывать, мы зна­ли, для чего — оно безотказно стрелять будет в бою. У меня было свое ружье ИЖ-16 одноствольное, и чистил я его, и смазывал. На урок он приносил винтовку боевую и учебную с просверленной казенной частью ствола. Мы по очереди учились на них разбор­ке и сборке. Сам он с закрытыми глазами, на ощупь пальцев все делал и ставил нам задачу также научиться. И мы прилежно учились и с открытыми глазами, и с закрытыми, и получали оценки в журнале. Учил стрельбе из винтовки. Как расположить тело и ноги, от этого зависит точность попадания в цель. Какое положение ног — тоже надо было знать. Так учил нас старший товарищ, наш лейтенант.

Приближался новый год 1943-й. Под  Сталинградом враг разбит. И все, что происходило на фронте, у людей вызывало радость и веру в нашу победу. Сильное воздействие на людей оказал на нас, учеников, учитель химии Хируменко. Показал,  как изобретали порох, как сделать реставрацию икон.  Он был не только учителем в школе, а по своим способ­ностям ученым, практиком. Когда началась война, он постро­ил на Теплой речке целое предприятие для нужд фронта. Наладил производство глюкозы для нужд госпиталей и еще что-то. Сырьем был обычный картофель. У нас на Сарале очень хорошо растет этот овощ, урожай хороший, а в войну люди стали его вы­ращивать помногу, и на крахмал. Из этого сырья можно было по­лучать глюкозу на оборону, и нам, сдатчикам, давали немного крахмала и сколько-то сладкой патоки. В войну сахар почти не выдавали по карточкам, заменяли  на простенькие конфеты, а патока было нам в радость — она такая сладкая, как мед. Весь поселок благодарил нашего химика. Печально люди проводили его на фронт в 1943-м году. Похоронку на учителя – химика оплакивал весь наш поселок, и пришла она в адрес школы. У него не было родных и семьи. Пролили не одну слезу. Друзей у него было много и как им не быть – на уроках его было интересно, мы все как бы участвовали в его действиях. Он все знал для нашего детства.»

Именно эти воспоминания  учат нас любить своих учителей, школу, а главное -  Родину.