Организация работы с нравственными понятиями
Среди приемов активизации нравственного развития личности, особое место занимают те,
которые позволяют учителю организовать работу с нравственными понятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poisk_blizkih_i_protivopolozhnyh_ponyatiy.docx | 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы организации работы с нравственными понятиями
Среди приемов активизации нравственного развития личности особое место занимают те, которые позволяют учителю организовать работу с нравственными понятиями. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. И здесь совместное обсуждение должно сочетаться с самостоятельной индивидуальной работой учащихся: записью, выделением данных понятий и относящихся к ним слов и т.д.
Поиск близких и противоположных понятий
Прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу предварительно сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Совместная работа с учениками может строиться двумя способами:
а) учитель предлагает каждому ученику самостоятельно подумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному, затем каждый знакомит всех с результатами своей деятельности, и составляется общий ряд, анализируются смысловые оттенки, отличающие каждое понятие друг от друга;
б) совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению нравственных понятий, записывается на доске. Затем каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.
Так, для того чтобы подростки смогли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо выстроить и рассмотреть такой ряд понятий: «дружба» - «товарищество» - «приятельские отношения», осознать, что они обозначают, какие смысловые оттенки вкладываются в каждое из них.
В тех случаях, когда рассматриваются понятия, характеризующие личностные качества человека, глубокое проникновение в их сущность требует сравнительного анализа позитивных и негативных свойств. То есть после выделения близких понятий идет поиск противоположных по смыслу.
Так, на занятии по теме «Достоинство» мы совместно с пятиклассниками выстроили ряд близких по значению понятий и записали их слева, затем провели черту и определили понятия, характеризующие, по мнению учащихся, отрицательные проявления тех же свойств и качеств в человеке.
Достоинство | Эгоизм |
Гордость | Гордыня |
Самоуважение | Высокомерие |
Самолюбие | Самовлюбленность |
Честь | Тщеславие |
Сравнительный анализ данных понятий помог ученикам осознать, что позитивные человеческие качества и свойства способны перейти в свою противоположность, если отсутствует чувство меры, гармония их с другими нравственными качествами