Педагогические размышления.

Пономарева Наталья Владимировна

Педагогические размышления

 

«Педагог тогда станет настоящим учителем, если будет помнить, что дети существуют не назло учителям, а как награда, как дар природы»

 

         Жизнь человеческую  можно сравнить с лестницей, по которой идет восхождение от детства к зрелости. Привычные ступеньки – из года в год,  от  детского  сада к школе, из класса в класс. Кажется, переходить с одной на другую легко и естественно.  Ребенок впитывает новые впечатления, новые переживания, новые знания, новые мысли, новые влияния.  Поднимаясь  по ступенькам, с предыдущей  на последующую, он набирает  человеческую высоту, подходит к рубежу, когда начитает осознавать свое собственное отношение к жизни,  чтобы занять  и отстаивать определенную позицию. Этот процесс настолько  важен для   него, настолько серьезен и значителен, что его по праву  можно назвать вторым рождением – рождением  человека.

         Помочь  ребятам  разобраться в сложных проблемах современной жизни  должен классный руководитель. Поэтому девизом  в моей работе  с ребятами  служат высказывания А.Макаренко и В.Шукшина о том, что у  человека должна быть  единственная специальность – быть настоящим человеком и при  современных скоростях не забывать о душе человеческой; о том , что все мы люди и многие вокруг нуждаются в наше внимании и доброте».

        Школа, класс, успехи и неудачи….   В моих силах сделать дни пребывания   ребёнка в школе  радостными и интересными. Именно сегодня, когда  учитель так  раскрепощён, можно помочь каждому ребёнку, каждой личности  раскрыть свой талант.

     Мои интересы – мои ученики, мои дети со своими увлечениями и интересами. Каждый ребёнок в классе со своим характером, физическими и интеллектуальными способностями.  Я должна найти тот ключик, которым можно открыть сердце ребёнка. И я  ищу этот ключик к душе каждого ребёнка в классе. Я стараюсь увидеть в своём  воспитаннике,  прежде всего человека и уже потом ученика. Я учу этому  и ребят – видеть в каждом   человеке личность. Я верю в любого из моих питомцев и знаю, что они могут преодолеть трудности с моей помощью. Но достичь своих  целей ученик может только тогда, когда  складываются гармоничные отношения между  учениками и учителем.   Я убеждена, что гармония для души человека – это то же, что здоровье для тела.

       Природа доверилась человеку: «Вот ребёнок, он безграничен, как  я,  возьми его и воспитай, дай развитие, учи жить по-человечески и творить», - утверждает  Ш.Амонашвили. И я с ним согласна. Знаю, что он совершенный учитель, потому что живет  ради детей и любит их.

       Но научиться любви к детям невозможно.  И надо ли использовать столь высокое чувство в качестве  средства для достижения  педагогических целей?  Проработав классным руководителем в своем классе  четыре года, я убедилась, что общение  с детьми требует энергии, деловитости, строгости и даже жёсткости – иногда. Я знаю, как и чему учить ребят по своему предмету – математике, но иногда совершенно не знаю, как и что  объяснять, чтобы они не  сломались и не потерялись, столкнувшись  с жестокими  реалиями нынешней жизни. О каких идеалах я должна говорить, когда меняются жизненные приоритеты на отнюдь не лучшие?

      Но такие понятия как доброта, порядочность, совесть, любовь, дружба, верность и честь никуда не уходят. Без них нельзя жить  ни в какие  времена.  Без них, я считаю, человеческая жизнь вообще бессмысленна. Вот почему я часто  на своих классных часах затрагиваю эти темы. И ребятам нравиться спорить, размышлять и отстаивать свои позиции.

        Я рада, что мне досталась такая участь – воспитывать детей. Это самое благородное и чистое дело на земле. Но ребёнок – не просто школьник, и я имею дело со всем укладом его бытия. Я как воспитатель должна  видеть всю сложность детской жизни, различать беды и радости детей не только в школе, но и дома. Семьи, в которых они живут, разные и растут они неодинаково. И отношение  в семьях разные,  и воспитание тоже.  Есть у меня в классе дети , которые  живут в детском доме, а также дети, которые  весь учебный год живут в дали от родителей , в интернате, дети которые живут в неполной семье.

           В моем отношении к детям у меня нет деления на "хороших" и "плохих", для меня все дети равны и каждый по-своему интересен. Нет "плохих" детей, есть проблемные семьи, ограниченный социум, в котором обитает ребенок. Так если со стороны семьи ничего не предпринимается для обеспечения нормальной плодотворной жизни ребенка, то я считаю, что моей миссией является восполнить пробелы в развитии и воспитании подрастающего гражданина. Поверьте, это не громкие слова, я стараюсь приложить все силы, умения в том, чтобы какой бы слабый не был ученик, в дальнейшем он мог бы справиться с жизненными трудностями. Может это желание подогревается моим самолюбием, а может и "материнским эгоизмом", в том, чтобы мои дети были не хуже других. Не всегда получается так, как задумано, и начинается поиск: где, почему, в какой момент, в чем моя ошибка?

        А существует ли  для всех одно воздействие  на ребёнка? Думаю, что да.  Более того убеждена, что  добротой , вниманием никого не испортишь. Наоборот, расположишь к себе, завоюешь душу, и тогда – маленький ли, большой – ребёнок в твоей власти: учи, веди, незаметно воспитывай.  «Искусство  воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. Я убеждён, то множество конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеют своим источником неумение  взрослого говорить со своим  ребёнком», - так писал В.Сухомлинский.

       …. Воспитание – дело непростое, тем более, что ты  - не волшебник, а просто обыкновенный взрослый человек, взваливший на свои плечи нелёгкую ответственность за души и судьбы  учеников. Но я надеюсь, что  мои ученики не будут равнодушными ко всему, сохранят в своей душе доброту, любовь, верность и через всю жизнь пронесут эти чувства, даря их окружающим и своим детям.