Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних воспитанников детского дома №2 г. Саратова.

Вакуленко Надежда Алексеевна

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних воспитанников детского дома №2 г. Саратова.

Сообщение на заседании районной  комиссии по делам несовершеннолетних

 

.

Индивидуальная воспитательная работа строится с учетом уровня развития ребенка, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений  и потребностей.

     Действия педагога направлены на создание доброжелательной  атмосферы в группе,  мотивацию  воспитанников на доброжелательный приём новичка в свой коллектив,  создание для новичков  ситуацию успеха и  возможности различных приемлемых  способов самоутверждения в рамках педагогической системы детского дома;

    Работа  по адаптации детей, коррекции их поведения, диагностика проводится совместно с  медицинским персоналом, педагогом-психологом, педагогами-специалистами. Педагог-психолог работает по системе психологического сопровождения детей со дня его поступления,  профессионально помогая и детям и воспитателям, уделяя особое внимание процессу адаптации ребенка в детском доме, воспитанию характера, как одному из условий  его социализации. Педагогом –психологом проводится плановая диагностика, диагностика по запросам, коррекционные занятия с детьми и семинары –практикумы для педагогов   с целью отработки навыков и умений по работе с детьми группы риска. Ею ведется карта индивидуального сопровождения на каждого ребенка. Дети включены в групповые занятия, цель которых комплексное развитие ребенка, психопрофилактика опасного поведения. Проводятся индивидуальные занятия.   

  Медико-педагогическим консилиумом детского дома по отношению к каждому ребенку  были выработаны общие воспитательные требования: последовательность предъявляемых требований и доброжелательный контроль, избегание лобовых дисциплинарных атак, гибкость в решении конфликтов,  доброжелательное притормаживание при аффективных вспышках,   ненавязчивое руководство и т.д. 

Задачи работы: включить воспитанников в активную  жизнедеятельность в детском доме;

- развивать их положительные качества и способности;

- мотивировать  на социально значимые   достижения;

- выстраивать общественно приемлемую модель  личной социализации;

- создавать   условия для активного позитивного взаимодействия воспитанников и такого подростка;

- мотивировать подростка на сознательное проживание в детском доме, как условия его социализации.

Профилактическая работа с каждым ребенком проводится совместно с социальным педагогом, психологом,  врачом – педиатром, при необходимости,  с привлечением комиссии по делам несовершеннолетних, подразделений по делам несовершеннолетних, специалистов областного центра психолого-педагогичекой реабилитации и коррекции, врачей узких специальностей  и др.

      На всех детей детского дома составлены характеристики, оформлены  карты личности;  на детей, требующих особого внимания, т.н. 3-я «группы риска», ведутся наблюдательные папки, составлены индивидуальные планы профилактических мероприятий на каждую учебную четверть,   ведутся тетради учета  работы с  детьми группы риска.

       В детском доме действуют Детский совет, в семьях - семейные советы, Совет профилактики.   На этих советах обсуждаются вопросы асоциального поведения детей,  как в школе, так и в детском доме.

Действует положение о правах и обязанностях воспитанников, о мерах поощрения и дисциплинарного взыскания. Особое значение в профилактической работе имеют органы соуправления: семейные советы, основанные на принципе сотрудничества ребят и взрослых. Дети и взрослые 2-3раза в месяц или чаще в семье собираются для обсуждения семейных дел, по субботам проводится родительский час, когда директор детского дома №2 или заместитель директора по УВР совместно со старшими  воспитанниками подводит итоги поведения, успеваемости.

 Совместное планирование дел,  анализ проведенного мероприятия, обсуждение конфликтных ситуаций,  поиск выхода из них,  принятие решений и т. д. формируют у воспитанников самостоятельность,  ответственность, инициативность,  дисциплинированность, коллективизм, уважение к правам человека.

             Составлены алгоритм действий в отношении воспитанников, склонных к самовольным уходам, технология педагогической деятельности по предупреждению самовольных уходов.   

    Согласно  «Закону РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ключевыми задачами  государственной политики в области детства является улучшение положения детей в обществе, их надлежащая социальная и правовая защита, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения и развития.

 

    В соответствии   с этим ключевая задача в работе педколлектива детского дома №2: создание благоприятных условий для самореализации, социальной адаптации детей и подростков, обеспечение полноценного физического, психического и духовно-нравственного развития, здорового досуга.

Усилиями администрации и коллектива в учреждении созданы для этого необходимые материально-технические и медико-педагогические условия. 

   По защите прав и законных интересов детей, предусмотренных международными актами, Законами РФ,  области, нормативными документами по защите детей-сирот и оставшихся без попечения родителей  (личных, имущественных, жилищных и др.) администрацией детского дома своевременно принимаются меры

Основные направления работы

  1. организация и контроль учебной деятельности воспитанников, контроль посещаемости школы, выполнения домашних заданий, решение вопросов и проблем обучения и поведения  воспитанников в школе, оказывается индивидуальная помощь в учебе с целью ликвидации пробелов в знаниях. 
  2.  Контроль выполнения  правил внутреннего распорядка детского дома,  контроль поведения,  проведения свободного времени.
  3.  Вовлечение воспитанников во внеурочную деятельность, организация досуга. Досуг детей организован так, чтобы свободное время тоже работало на воспитание ребенка, развитие его физических,  нравственных и духовных сил.  Немаловажной является работа по организации музыкально-эстетической и художественно-творческой деятельности воспитанников, направленной на формирование ценностных ориентаций у детей, саморазвития.

     Все дети занимаются в каких-либо кружках и секциях как в детском доме, так и в  ДК «Россия», спортивный комплекс «Салют»,. Детям предоставлен широкий выбор занятий и увлечений. Все дети занимаются в кружках и секциях как в детском доме, так и в  ДК «Россия», спортивном  комплексе «Салют», (биатлон, акробатика, альпинизм, скалолазание, тренажерный зал, брейк-данс, лыжи, теннис,  хоккей, футбол, баскетбол, регби, кикбоксинг, тхеквандо, бокс,  шахматы, шашки, эстрадно-вокальный, ритмики и танца, театральный, «Компьютер и мы», экологический кружок). В творческой мастерской д/д воспитанники находят занятие по интересам (бисероплетение, выжигание, шитье, лепка, рисование, вязание, аппликация и др.), несколько воспитанников обучаются в музыкальной школе.

        В детском доме действует детская редколлегия, выпускается  стенгазета.

        В 3 семьях установлены компьютеры, подключен Интернет, дети вместе с воспитателями учатся работать на компьютерах.

     Организован  досуг в каникулярные дни и выходные дни: программа развлекательных мероприятий, спортивных соревнований, конкурсов, викторин,   а также работ по уборке территории  и помещений семей согласно планам воспитательной работы, посещение театра, цирка. В летнее время -  выезд в лагерь отдыха в области, РФ и др. Большую помощь оказывают студенты –волонтеры, которые организуют для детей разнообразные занятия, мероприятия. 

 Следует отметить также  использование положительного влияния социальной среды, когда у детей появляются хорошие взрослые друзья вне детского дома.

       Согласно плану работы учреждения с воспитанниками по формированию  законопослушного поведения и профилактике правонарушений, преступлений, расширению юридической базы знаний проводятся занятия с детьми среднего и старшего возраста по правовому воспитанию. Воспитатели каждой семьи согласно плану в своей работе обращаются к темам «Закон и мы».

     Знакомство детей  с правовыми нормами, законами РФ: «Охрана прав детства», «Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей», «Ваша правовая ответственность» также направлено на решение задачи профилактики правонарушений и преступлений.   Дети  получают практические умения и навыки поведения вне стен детского дома, продуктивно общаться и взаимодействовать с другими людьми, что, в свою очередь, повышает самооценку и уверенность в себе, у них формируется чувство значимости, защищенности, умение  принимать решения относительно себя и нести ответственность за свои деяния (моральную, юридическую). Социальным педагогом осуществляется работа по реализации прав и интересов воспитанников.

        В течение учебного года проводится как  индивидуальная, так и групповая  работа воспитателями семей, врачом-педиатром, по формированию потребности в здоровом образе жизни.

       Воспитательная работа в учреждении  осуществляется согласно годовому плану детского дома №2 на учебный год, планам работы воспитателей каждой семьи, педагогов дополнительного образования, узких специалистов.

      Проводятся занятия по программам дополнительного образования:  «Подготовка детей к будущей самостоятельной жизни» «Воспитание толерантности», «Воспитания семьянина в условиях детского дома» и  «Берегиня» по этнофункциональной психопрофилактике и психокоррекции нарушений развития,  «Основы здорового образа жизни», профессиональная ориентация выпускников, с целью выбора профессии, профессионального самоопределения. Разработана программа по духовно-нравственному воспитанию совместно с православным храмом   Ильи –Пророка по основам православной культуры «Школа добротолюбия»   утвержденная  Саратовской Епархией, Министерством образования, согласно которой проводятся еженедельно занятия с детьми школьного возраста служителями церкви. 

- для развития музыкально-эстетических и художественно-творческих способностей воспитанников  действуют литературная гостиная, музыкальная гостиная.  Свои таланты дети реализуют, участвуя  в городских,  областных фестивалях детского творчества (таких, например,  как «Созвездие», «Капля народной мудрости» по толерантности, «Крепость духовная»и мн.др.), многочисленных конкурсах от  муниципального до международного уровня,    спектаклях и концертах, конкурсах,  фестивалях в детском доме, посвященных различным датам и праздникам, темам, социальных акциях.

    По плану учреждения по ЗОЖ проводится   индивидуальная и групповая  работа по профилактике наркомании, употребления ПАВ,  табакокурения  воспитателями семей, врачом-педиатром, педагогами-психологами, социальным педагогом с использование разнообразных форм и методов. Администрация д/д организует встречи с врачом-наркологом в детском доме. 

 

Подготовлено социальным педагогом Вакуленко Н.А.