И снова о велосипеде!

Поломодова Галина Евгеньевна

Психолог в образовании личность загадочная. Причём не только для окружающих, но и для самого себя.

Придя в образование работать педагогом - психологом я всё время спрашивала себя: Кто я? Что я делаю? Для чего я тут? Нужна ли моя работа вообще в этой системе?

Как родителя меня очень обрадовал тот факт , что в детском саду и школе ввели ставку психолога, заговорили о психолого-педагогическом сопровождении детей, учителей, родителей и всего образовательного и воспитательного процесса в целом.

А как бывшего педагога раздражало постоянное дублирование  обязанностей и функционала, который должен выполнять грамотный педагог, а вовсе не психолог.

Чего стоят только программы, которые на первых порах я взяла на вооружение для занятий с детьми. Сами по себе они очень хороши, но какая польза от этого? Те же самые занятия спокойно может провести опытный специалист, интересующийся педагогической психологией. Для этого не нужно быть психологом. Чтобы провести консультацию с педагогами  или родителями в этом ключе тоже вполне достаточно тех знаний, которые получают в пединститутах.  Единственное, что мешает, так это загруженность разными задачами, которые есть у педагога в классе и у воспитателя в группе . Ему просто некогда повышать свой психологический уровень. Так что, психолог в образовании для этого? Ну и ещё для того чтобы грамотно проводить диагностику, донести до администрации и до педагогов что происходит с точки зрения науки,  так сказать?

Из такого понимания функционала разумеется верно высказывание старой советской школы:»Жили без психологов и проживём без них».

 При этом правда упускается, что в советское время был какой –никакой, но в большинстве своём здоровый детский коллектив , сплочённая команда пионерского ( комсомольского ) отряда, задачи партии и правительства и надёжное светлое будущее  в душах грамотных специалистов. Это те опоры, на которых да психология вообще была не нужна, так же как и не нужен был творческий индивидуалист, зарабатывающий самостоятельно столько денег, сколько может и хочет. Общественная ситуация была совершенно иной. У людей была сплочённость, социальные гарантии и желание работать. Всё это контролировало государство. Мы были детьми, под крылом у государства, потому и психология нам была не нужна. Психология нужна взрослым людям, тем, кто ищет ресурсы внутри себя, кто организует их вокруг себя во внешнем мире. Она нужна тем, кто хочет что-то изменить, кто готов работать и не хочет выживать, а хочет ЖИТЬ. Мы выросли. Ситуация изменилась.

Поработав некоторое время, я увидела, что НА САМОМ ДЕЛЕ психолог нужен в образовании всем! И вовсе не как  поддержка внешнего лоска организации, а прежде всего как тот, кто организует психологическую  профилактику. Профилактику чего?  Профессиональных, социальных, психосоматических рисков. И эта работа в первую очередь должна быть направлена на взрослых, которые живут или работают с детьми и на детей, которые расплачиваются своим здоровьем, своим будущим за то, что живут или работают рядом с этими  взрослыми.

Риски для психологической профилактики в образовании существуют и государство это признаёт! Посмотрите на направления работы, которые заложены в аттестационных таблицах психологов образования. Эти же направления я увидела   в курсах повышения квалификации для всех  без исключения психологов образования, которые мы прошли по приказу мэра столицы бесплатно в 2014 году. Власть понимает, что без психологов школа не справится, что семье нужна помощь и помощь эта должна оказываться на местах. Это отдельная статья расходов. Это положение диктуется новым Законом об образовании в РФ,  о психолого-педагогическом сопровождении говорится в стандартах образования, в Указе Президента РФ от 01.06.2012    « О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017г.г.» говорится напрямую об оказании ранней помощи семье, решении следующих  задач: «Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребёнка в условиях семьи и образовательного учреждения»; «Обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи». Премьер, как мы помним, с высокой трибуны сказал, что школы должны стать не только образовательными организациями, но и носителями культурных ценностей для населения, оказывать услуги, оказывать помощь семье.

Я согласна. Но каково психологическое качество этой помощи без психолога или с номинальным психологом, когда психолог переведён, как правило, на должность воспитателя или учителя  или один единственный на всё объединение (3 школы и 4 сада - это в среднем!)?

Родитель с неуспевающим учеником - проблема для всех. Что может предложить школа? Платные услуги репетитора, направление в психологический платный или бесплатный  центр?  Беседы и разговоры на тему: » Вы, как родитель обязаны …ты как ученик должен..»Угрозы и запугивания:» А вы подумали, что будет завтра? Вы же родители-это ваша ответственность!» Но всё это впустую. Потому что не такая помощь нужна семье на самом деле.

Этим родителям нужна психологическая поддержка и только тогда они смогут организовать поддержку своему ребёнку. А что это такое? Прежде всего психолог помогает родителю увидеть проблему на самом деле, осознать её и себя отдельно от этой проблемы, найти ресурсы внутри себя и вне себя. Именно этому обучен нормальный психолог, а не нотации читать или советы давать. И это действительно трудно, потому что, чтобы это произошло, нужны особые навыки разговора с травмированным человеком, нужно умение пробудить в нём  веру в то, что всё можно изменить, тогда просыпается желание что-то делать, а никак не наоборот. Таких родителей очень много! Не меньше и педагогов. Всё чаще родители спрашивают:» Где же педагоги как были у нас…почему нет педагога у которого глаза горят, который детей любит, почему они уходят из школы?». Зарплата? Да и та не очень спасает. Педагоги платят за перестройку и реформы своим здоровьем и при высокой зарплате. Сейчас хотя бы стали признавать, что это одна из самых стрессовых профессий. Кстати заговорили об этом психологи.

Те проблемы, с которыми сталкивается современный педагог невозможно даже сравнивать с проблемами советского времени: дети не просто не хотят - они не могут учиться, информационное пространство даёт намного больше, чем школа, дети уходят в социальные сети от живого общения, подростки остаются со своими проблемами один на один и никто даже и заметить не может  что с ними происходит…вся их жизнь не здесь. А сопровождение ЕГЭ? Отдельная таблица в аттестации школьного психолога, между прочим! Неравнодушный педагог, переживающий педагог идёт к психологу со своими мыслями, переживаниями…если он есть в школе. А если нет – то никуда и не идёт. У нас самые терпеливые педагоги в мире. Они работают с травмированными родителями и детьми не представляя, как работать с психологической травмой и ведь помогают некоторые…правда за счёт своего здоровья. И, разумеется, жертвуя на этот алтарь творческое горение. Ведь ещё Лев Толстой сказал, что самое талантливое у человека рождается только в расслабленном состоянии. Это точно не про нашу школу. Уж извините.

Волшебное слово  аутсорсинг психологических услуг замечательно решает все проблемы с напряжением. Можно расслабиться, если что обойдёмся дешёвым аутсорсингом. Честно говоря, я сомневаюсь, что тренинги  и вообще работа такой команды стоит дёшево. Результат конечно будет. Это как таблетку от боли выпить. Можно и не раз. Всё сразу пройдёт. Но все понимают, что ,конечно, боль вернётся и надо искать причину болезни, а не её следствие. А с причиной аутсорсинг не работает, он работает уже со свершившимся фактом. С тем запросом, который вопит, кричит, стучит во все окна. Ведь нужен быстрый видимый результат.

Наблюдаю за рынком консалтинга…что-то всё меньше и меньше там работы у психологов. Руководители компаний наелись тренингами командообразования, потратив огромные средства, в условиях современной текучки кадров и кризисных волнений, что-то не спешат покупать тренинги, а берут в штат грамотного психолога. Им он обходится дешевле.  Нашей системе  образования, почему-то дороже.  Хотя каждый владелец компании понимает, что психолог, занимается не только теми запросами, которые вопят, но и теми, которые только ещё тихо бурчат себе под нос. А зачем за этих дешёвых платить – как в том рассказе А.П. Чехова «Может само рассосётся»- неужели так рассуждают руководители большинства образовательных комплексов? Сомневаюсь.

Не рассосётся. Риски, с которыми сталкивается школа, как зеркало общества в целом невозможно разрешить без психологической профилактики, это миф или преступная безответственность. Именно в школе должна быть сильная психологическая служба, оказывающая помощь бесплатно как семье, так и педагогам. Всем нужны силы и внутренние ресурсы, связанность коллектива, настоящая, а не мнимая психологическая поддержка. Именно школа, а ещё раньше и детский сад выявляет и может помочь семье решить многие социальные проблемы на этапе их возникновения, а не тогда когда» жареный петух клюнет».

Растущая кривая статистики подростковых суицидов, нарушений психики вплоть до приобретённой шизофрении у подростков, эмоциональное насилие в адрес учителей со стороны учеников и родителей - какая ещё цена должна быть заплачена, чтобы наконец понять, что профилактика важнее сиюминутных решений, что грамотный психолог и не один  необходим образовательной организации просто потому, что решить эти задачи школа педагогическими и социальными средствами не может! Не умеет и не должна решать! Я уже не говорю даже о том, что это не только противоречит законодательству, но и всему смыслу реформирования образования в стране! Это нарушает «права детей на получение общедоступного и качественного бесплатного образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов», которые провозглашаются Национальной стратегией действий в интересах детей!

Глядя на массовые сокращения психологов в образовании, честно говоря, становится немного жутко. Сколько же ещё велосипедов мы должны изобрести, чтобы их сломать, для того чтобы изобретать новые…