Профилактическая работа с обучающимися в БОУ "Крайчиковская СШ"

Матирко Вера Валентиновна

Муниципальная экспертная площадка "Практика применения эффективных технологий в профилактической работе с обучающимися"

 

Профилактическая работа с обучающимися в БОУ "Крайчиковская СШ"

1.

          Под технологией социально-педагогической работы понимают систему строго последовательных действий профессионала, нацеленных на решение определенной социально-педагогической задачи, проблемы с заранее спланированным результатом.

          Социально-педагогические технологии представляют систему узаконенных требований, алгоритмов действий, инструктивных предписаний. Вместе с тем нужная последовательность даже самых результативных действий не может гарантировать стопроцентной эффективности в достижении цели (результата) профессиональной деятельности. Социально-педагогические действия осуществляются в конкретных социальных условиях, через посредство различных социальных институтов и организаций, конкретными людьми.

            В зависимости от основы классификации в научной литературе выделяют различные виды или типы социально-педагогических технологий:

технология социальной терапии,

технология социального консультирования,

технологии посредничества,

технология социальной профилактики,

технология социального обслуживания,

технология социальной реабилитации,

технологии индивидуальной, групповой социально-педагогической деятельности и работы в микросоциальной среде.

           Чтобы принять решение о выборе технологии, социальному педагогу необходимо для себя четко определить:

  - цель профессиональной деятельности в конкретной ситуации;

  - условия ее реализации;

  - особенности и возможности объекта социально-педагогической деятельности;

  - особенности места реализации цели;

  - возможности по времени для реализации цели;

  - возможные формы реализации;

  - особенности, возможности субъекта социально-педагогической деятельности.

2.

      Чтобы решить проблему, необходимо выяснить причины ее возникновения и по возможности их устранить. Однако социальный педагог, работающий в сельской школе,  сталкивается с рядом проблем, которые, может,  не столько порождены, но в большей степени усилены  теми социальными обстоятельствами, в которых оказались жители российских сел в последнее время.

        Одна из самых больших проблем – отсутствие работы. В силу чего, большинство семей имеет низкий доход. В нашей школе 68 процентов детей проживают в семьях, где уровень дохода ниже прожиточного минимума. Следовательно, дети в таких семьях ограничены в самых необходимых вещах.  

         Многие родители вынуждены работать вахтовым методом, на длительный период покидая семью. Дети в это время находятся  на попечении одной матери, а если семья не полная, то и бабушки. Либо родители уезжают рано утром на работу в соседнее село и возвращаются поздно вечером.  Дети не получают должного внимания, часто находятся без контроля со стороны родителей.

          Компьютеры, телефоны, телевизоры, Интернет  безжалостно поглощают свободное время наших детей. Выполняя функцию социализации, современные СМИ  часто прививают им антиценности. 

          Потеря родных и близких для ребенка является большой трагедией, которая оставляет след в детской душе, независимо настоящее это сиротство или социальное. 13 процентов детей школы – дети, находящиеся под опекой.

          В силу различных обстоятельств, некоторые дети вынуждены жить и воспитываться  у бабушек и других родственников. Они оторваны от родителей. Общаются с ними редко, чаще всего во время каникул. Таких детей в нашей школе 10 процентов.

         Все эти категории детей, включая детей из семей СОП, требуют пристального внимания со стороны социального педагога.

3.

           В своей работе я чаще использую технологию социального консультирования.

           Социальное консультирование - деятельность, направленная на оказание помощи клиенту в поиске решения проблемной ситуации; процесс, в ходе которого специалист помогает клиенту изучить и понять смысл данной проблемы и предложить различные варианты решения этой проблемы.

            Чаще социальное консультирование выступает в форме совета, определения альтернативных путей решения проблемы, предоставление клиенту необходимой информации.

            Различают несколько типов социального консультирования:

- Общее консультирование клиентов социальными педагогами;

-Специальное консультирование клиентов согласно направлению специалистами социальных служб;

-Обучающее консультирование специалистов социальных служб работниками руководящих учреждений и организаций;

-Договорное консультирование специалистами социальных служб по различным вопросам.

Социальное консультирование требует наличия у специалиста таких качеств:

1) эмпатия;

2) уважение клиента;

3) конкретность и четкость;

4) знание самого себя;

5) искренность и откровенность;

6) соответствие языка поведения;

7) умение работать с тем, что есть на данный момент.

Основными принципами консультирования являются:

- Определенность;

- Добровольность;

- Методическая грамотность и компетентность.

Процесс консультирования состоит из следующих этапов:

1) выяснение причин, заставивших клиента обратиться за помощью;

2) анализ, оценка и диагностика проблемы;

3) формулировка проблемы и определение целей консультирования;

4) определение стратегии и плана действий;

5) выполнение запланированных действий (рекомендации);

6) оценка результатов консультации и выводы.

            Следующей является технология посредничества. Она подобна технологии консультирования. Посредничество может осуществляться между: государством, организацией и клиентом, между организациями или учреждениями; между специалистами различного ведомственного подчинения; между различными социальными группами; межличностное посредничество.

В посреднической деятельности выделяют три этапа:

- Определение проблемы клиента;

- Выбор учреждения, которое сможет помочь в решении проблемы клиента;

- Помощь клиенту в налаживании связей и содействие в приеме соответствующим учреждением.

Для лучшей эффективности посредничества следует использовать следующие приемы:

1) изготовление выписки для клиента с перечнем учреждений, их адресами, телефонами, фамилиями специалистов, с которыми клиент будет общаться;

2) написание сопроводительного письма;

3) предварительная договоренность с учреждением о сотрудничестве с данным клиентом;

4) содействие в организации сопровождения клиенту.

          Следующим видом технологий социально-педагогической деятельности является социальная профилактика.

Социальная профилактика – научно обоснованные и своевременно выполняемые действия, направленные на:

-Предупреждение возможных физических, психологических и социокультурных отклонений у отдельных индивидов и групп риска;

- Сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;

- Содействие в достижении поставленных целей и раскрытии внутреннего потенциала.

Объектами социальной профилактики выступают:

1) отрицательные стороны в объективных условиях жизнедеятельности людей;

2) отрицательные стороны в организационно-управленческой деятельности государственных и общественных органов самоуправления;

3) отрицательные стороны в межличностных отношениях и поведении людей;

4) явления в правосознании и социально-правовом мышлении.

 

Основные принципы социальной профилактики:

- Директивности (обязательности и своевременности в исполнении);

- Системности;

- Конкретности;

- Реальности;

- Законности.

Наиболее распространенными методами социальной профилактики является метод формирования перспективы, метод положительного примера, упражнения.

4.

Опыт реализация федерального государственного образовательного стандарта внес коррективы в функциональные умения социального педагога, такие как:

        Социальный педагог должен знать:

· основы здоровьесбережения и организацию здорового образа жизни, социальной гигиены;

· социально-педагогические и диагностические методики;

· требования ФГОС нового поколения и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении; приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Социальный педагог должен владеть:

· методами формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

· современными педагогическими технологиями продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

· методами убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами их замещающими), коллегами по работе;

· технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

· социально-педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п.

Риски в работе социального педагога в условиях внедрения ФГОС и способы их преодоления:

1. Родители учащихся не идут на контакт с администрацией школы, сотрудниками социально-психологической службы и конечным условием решения данных проблем является применение административных рычагов воздействия органов системы профилактики.

Способ преодоления:

Создание эффективных способов взаимодействия с родителями, поиск и выбор новых форм данного взаимодействия. В школе можно разработать и реализовать социальный проект «Теплый дом», который направлен на организацию взаимодействия школы и семей, через различные способы.

2. Формализм со стороны педагогов в решении личностных проблем учащихся.

Как правило, приходится работать с последствиями межличностных, семейных конфликтов, что мешает ранней профилактики правонарушений и конфликтов среди учащихся.

Способ преодоления:

Здесь также происходит информирование детей и родителей о том, как можно решить свои проблемы силами социально-психологической службы: консультирование по различным вопросам воспитания и правовым вопросам. Также одним из способов является просвещение и информирование педагогом-психологом и социальным педагогом педагогического коллектива  на заседаниях при директоре школы и заместителе по ВР по различным вопросам защиты прав и свобод несовершеннолетних.

3Низкая педагогическая культура родителей.

Способ преодоления:

Усиление работы с родителями в плане информирования и консультирования по различным вопросам: правового характера, в вопросах воспитания детей и общения с ними. В школе могут работать программы «Правовой всеобуч» для детей и родителей, Программа «Родительская суббота», на которой происходит решение данных проблем в просвещении родителей.

4. Формализм в работе органов системы профилактики в решении проблем школы.

Способ преодоления:

Решение данной трудности заключается в усилении работы школы по ранней профилактике правонарушений и решения межличностных конфликтов  в системах: «ученики-ученики» « «дети-родители».

Матирко В.В., социальный педагог

04.05. 2017г.

 

Комментарии

Матирко Вера Валентиновна

Статья написана в рамках участия в работе муниципальной экспертной площадки "Практика применения эффективных технологий в профилактической работе с обучающимися" в качестве социального педагога.

Ураева Альфира Асгатовна

Вера Валентиновна, здравствуйте! Спасибо за такую полезную информацию. Надо отдать Вам должное: работа социального педагога - дело непростое!!! Успехов Вам!!!