Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений по выявлению и предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних

Румянцева Евгения Владимировна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Суицид и суицидальное поведение.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), суицид представляет собой преднамеренные действия человека в отношении себя самого, приводящие к гибели.

Парасуицид (Kreitman N., 1969, 197 0) — не смертельное умышленное самоповреждение, которое нацелено на достижение желаемых субъектом изменений за счет физических последствий. По определению ВОЗ (1982), парасуицид - синоним суицидальной попытки. определял парасуицид как призыв о помощи, способ воздействия на окружающих с целью изменения сложившейся ситуации, и относил к ним суицидальные акты с истинным намерением умереть, но не закончившиеся смертью.

Классификация:

-Прямое суицидальное поведение — суицидальные мысли, суицидальные попытки и завершѐнные суициды.

-Непрямое суицидальное поведение — подросток бессознательно подвергает себя риску, опасному для жизни, не имея при этом желания умереть (алкогольные эксцессы и злоупотребление психоактивными веществами, злостное курение, переедание, голодание, злостные нарушения правил уличного движения, пренебрежение своим здоровьем, стремление подвергаться хирургическим вмешательствам, делинквентное поведение, некоторые экстремальные виды спорта). Для детей характерны импульсивные суицидальные действия, их наиболее частой причиной являются ссоры в семье, агрессивное, негативное отношение родителей к ребенку.

 !!! Информация о суицидальном поведении носит исключительно конфиденциальный характер. Обсуждать с другими детьми, родителями, и прочими участниками образовательных отношений - не следует, с целью защиты личной информации и распространения среди непосвященных лиц.

Способы информирования о намерении суицида

1. Прямое устное сообщение, когда человек открыто, выражает свои мысли или планы в отношении суицида. 2. Косвенное устное сообщение, в котором подростки не так явно делятся своими мыслями (например, «Я так больше не могу»). 3. Прямое невербальное информирование (например, приобретение лекарств). 4. Косвенное невербальное сообщение (например, внезапное, без видимой причины завершение планов, раздача любимых предметов и т.д.).

Организация деятельности в ситуации совершенного суицида /риска суицида/ несовершеннолетних.

Суицид/ попытка совершенный учащимся образовательного учреждения (далее – ОУ), затрагивает всех субъектов образовательной среды:

· учащихся; · родителей; · педагогов; · администрацию; · других сотрудников ОУ.

В связи с этим организация деятельности специалистов службы сопровождения (социального педагога, педагога-психолога) ОУ по оказанию помощи должна строиться таким образом, чтобы взаимодействовать со всей системой в целом. Также следует осуществлять межведомственное взаимодействие при необходимости оказания медицинской, правоохранительной, социальной, информационной и других видов помощи. Взаимодействие с классным руководителем, включает в себя получение необходимой предварительной информации о состоянии отдельных учащихся, сбор анамнеза, информации о степени включенности детей в ситуацию (говорили, знали, обсуждали, читали, слышали), о степени близости отношений, организация встречи с учащимися, подготовка к встрече с родителями.

Кризисное вмешательство при высоком риске суицида.

В случае выявления высокого риска потенциального суицида у одного или нескольких учащихся специалист сопровождения ОУ:

1. Информирует о суицидальных намерениях учащегося узкий круг лиц, которые могут повлиять на принятие мер по снижению риска (администрацию, классного руководителя, родителей). Согласовывает с ними дальнейшие действия.

Если симптомы сохраняются, в особенности, если они угрожают здоровью или мешают повседневной жизни ребенка, специалист должен донести до родителя необходимость консультации детского психиатра, предложить родителям обратиться в кризисные службы, и записаться на очные консультации. Специалисты кризисного отделения работают круглосуточно, помощь оказывается анонимно и бесплатно. Обязательно зафиксировать в журнале консультаций и бесед с родителями  факт беседы, обращения или отказа от обращения в кризисную службу.

2. Осуществляет кризисную психологическую помощь подростку с суицидальными намерениями. При необходимости, согласовывает свои действия с другими специалистами (социально-психологическими, психолого - педагогическими центрами, иными антикризисными службами).

  • КДН (если родители отказались от обращения в кризисную службу, в направлении  точно указать причину обращения).
  • Составить информационное письмо в Следственный комитет (территориальный).

 

Во время общения с подростком и его социальным окружением важно:

· Сохранять спокойствие и предлагать поддержку.

· Не осуждать, не создавать ситуацию конфронтации.

· Не бояться задавать вопросы о суицидальных намерениях.

· Поощрять откровенность.

· Больше слушать, чем говорить.

· Доверительно побеседовать с преподавателями, другими специалистами (школьный учитель или психолог), родителями, дать им понять, что ребенку требуется общение, заинтересованность, поддержка и понимание.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ СУИЦИДА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

Что в поведении подростка должно насторожить учителя:

 • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.

• У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.

• Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.

• Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

• Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам.

• Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

• Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

• Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

• Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

• Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

 • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

!!!Что делать учителю, если он обнаружил опасность

• Если вы увидели данные признаки – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!

• Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.

• Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.