Психотерапия неуспеваемости в современной школе.

Богданова Лариса Ивановна

В презентации отображены главные факторы,влияющие на неуспеваемость обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihoterapiya_neuspevaemosti.pptx122.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психотерапия неуспеваемости Цель: создать условия для расширения информационно-образовательного поля педагогов школы, повысить профессиональную компетентность Задачи: проанализировать причины неуспеваемости обучающихся; определить признаки отставания обучающихся в ходе обучения; определить пути преодоления трудностей; определить ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими обучающимися.

Слайд 2

з в о р а с т н ы е о с о б е н н о с т и у м е н и я с п о с о б н о с т и м е т о д з д о р о в ь е н а в ы к о б у ч е н и е м о т и в а ц и я о т м е т к а т и м у л и р о в а н с и е и н т е р е с ь

Слайд 3

1. Освоенный человеком путем упражнений способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков . 2. Комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста . 3. Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. 4. Путь познания; способ построения и обоснования научного знания; способ, посредством которого познается предмет науки . 5. Состояние полного физического, душевного и социального благополучия . 6. Способ выполнения действий и операций, ставший в результате многократных упражнений автоматизированным . 7. Специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание и учение. 8. Совокупность устойчивых мотивов, побуждений, определяющих задачи, содержание и характер деятельности . 9. Принятая в учебной системе оценка знаний, поведения учащихся. 10. Побуждение к действию, толчок, активизирование деятельности . 11. Особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть, узнать, понять. Слова для справок: обучение, отметка, умения, возрастные особенности, стимулирование, способности, метод, здоровье, навык, мотивация, интерес .

Слайд 4

Причины неуспеваемости Учителя: здоровье, семейные проблемы, педагогическая запущенность детей, тревожность, сложная программа, низкая самооценка обучающихся. Родители: лень ребёнка, отсутствие индивидуального подхода, неинтересное преподавание, недостаточное внимание, большие нагрузки. Психологи: амбиции родителей по поводу способностей детей, незрелость психологических функций ребёнка, недостаточный учёт индивидуальных способностей детей. Проблемы со здоровьем.

Слайд 5

Неуспеваемость и отставание Неуспеваемость –расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьника, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями. Неуспеваемость – несоответствие подготовки обучающихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительгого отрезка процесса обучения.

Слайд 6

Виды неуспеваемости 1.Общее и глубокое отставание по многим или всем учебным предметам длительное время. 2. Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по одному-трём наиболее сложным предметам 3. Неуспеваемость эпизодическая то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая.

Слайд 7

Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся. Признаки, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения 1.Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. 2.Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. 3.Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. 4.Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя. 5.Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. 6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий .

Слайд 8

Способы повышения мотивации обучающихся создавать проблемные ситуации; активизировать самостоятельное мышление; организовывать сотрудничество учащихся на уроке; выстраивать позитивные отношения с группой; проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят; использование исследовательского подхода при изучении учебного материала; связь учебной информации с жизненным опытом учащихся; использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Слайд 9

«Закончи предложение» Фамилия Имя учащегося_________________________________________________________ Класс___________ Мне трудно с этим учеником, потому что… У этого ученика есть замечательные черты 1. 1. 2. 2. 3 3 4 4 5 5

Слайд 10

методы стимулирования учащихся Посредством содержания (содержательные). 1. Особый подход к содержанию учебного материала, характеру его преподнесения: а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный); б) аналитический (разъяснительный, логический, проблемный); в) деловой; г) необычный. 2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания: а) важность отдельных частей; б) трудность, сложность (простота, доступность); в) новизна, познавательность материала; г) историзм, современные достижения науки; д ) интересные факты, противоречия, парадоксы. 3. Задание с интересным содержанием, занимательными вопросами. 4. Показ значимости знаний, умений: а) общественной; б) личностной. 5. Межпредметные связи.

Слайд 11

(организационные). Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика), алгоритмы; единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий). Создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, с дискуссии, противоречия); игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой). Анализ ошибок и оказание необходимой помощи. Контроль над деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо - и самоконтроль, оценка. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий.

Слайд 12

(социально-психологические). Демонстрирование достижений в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношение к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным направлениям. Организация сотрудничества в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

Слайд 13

Добрые советы СОЗДАВАЙ в классе благоприятный психологический климат; НЕ РАЗДРАЖАЙСЯ, будь терпелив и настойчив; требуя, УЧИТЫВАЙ реальные возможности ученика; КАЖДОМУ УЧЕНИКУ - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД, дозированный темп и объем работы; УЧИТЫВАЙ зоны ближайшего развития, постепенно увеличивай и усложняй нагрузку; УЧИ посильным приемам регуляции поведения.

Слайд 14

Упражнение «5 пальцев» Посмотрите на свою ладонь и ответьте, глядя на нее, на следующие вопросы: 1).Мизинец (М) – «мысль»: какие знания и опыт я сегодня приобрел. 2).Безымянный (Б) – «близка ли тема»: актуальна ли для меня лично. 3).Средний (С) – «состояние духа»: каким было мое настроение и от чего оно зависело. 4).Указательный (У) – «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их? 5).Большой (Б) – «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя?

Слайд 15

«Учитель! Дари себя детям! Знай, к чему стремишься! Постоянно ищи в ребёнке богатство его души! Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребёнке». Ш. А монашвили