Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса: пути эффективного взаимодействия.

Богданова Лариса Ивановна

«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле этого слова. Воспитывает всё: люди, вещи,явления, но прежде всего и больше всего –люди. Из них на первом месте – родители и педагоги,» – эти слова принадлежат А. С. Макаренко. Действительно, то, как мы, взрослые ведём себя, относимся друг к другу, решаем проблемы, преодолеваем конфликты и даже как говорим и одеваемся  - всё в детях вызывает ответный отклик: либо желание следовать примеру, либо этот пример отвергнуть, как отталкивающий и неприемлемый. Можно сказать, что взрослые воспитывают именно тогда, когда они меньше всего думают об этом. Конечно, родители и педагоги – должны быть союзниками, партнёрами в важном и ответственном деле воспитания человека и гражданина.

Каждый учитель, классный руководитель, работая с ребёнком, взаимодействует прежде всего с его семьёй. Ведь именно семья  формирует в ребёнке важнейшие духовно-нравственные качества, представления о долге, чести, патриотизме, прививает навыки культуры, вводит в круг семейных традиций. Школа, учителя продолжают формировать эти качества и развивать их на новом этапе становления личности. Это, конечно, идеальная модель совместной работы семьи и школы. И чаще всего, работая с семьёй, мы встречаемся с множеством трудностей.

В 9б классе 12 семей. Из них только 4 семьи полные. В остальных случаях либо воспитывает одна мама, либо мама состоит во втором браке, есть семья ,где воспитывает папа.  Одна семья состоит на учёте в органах опеки и вызывает особую тревогу. Известно, что неполная семья чаще всего несёт риск определённых деформаций в воспитании ребёнка, формирования у него комплексов и требует особого внимания со стороны нас, учителей, классного руководителя. Знакомство с семьёй, её психологическим микроклиматом, материальными условиями – это уже пройденный этап, который обычно охватывает  первые два года работы с классом. Старший подростковый период ребёнка -  всегда испытание семьи на прочность, на умение слышать и понимать самых близких и дорогих людей.По мере взросления детей меняются и формы взаимодействия с семьёй. Главное, чтобы процесс не прерывался: это и индивидуальные беседы, и посещение семей, особенно социально неблагополучных, и общение на родительских собраниях.  Стараюсь, чтобы это было общение.

Поэтому тематика родительских собраний должна вызывать отклик и интерес у родителей: «Как организовать работу ребёнка, чтобы на всё хватало времени?» «Роль семейных праздников в духовно-нравственном воспитании ребёнка?» «Готовимся к ОГЭ: советы психолога». Предлагаю родителям поделиться опытом, проблемами, задать интересующие их вопросы. Стараюсь сопровождать выступление презентацией, фотографиями детей на классных и школьных мероприятиях. Всё это помогает создать атмосферу доверия, желания понять друг друга. Считаю, что мне повезло с родителями обучающихся, чаще я встречаю понимание и желание поддержать требования и авторитет  школы, классного руководителя. Особая роль в создании психологического микроклимата в классе принадлежит родительскому комитету, который и информирует родителей о происходящих в классе событиях, организует  подготовку и проведение мероприятий. Так по инициативе родителей в 5 классе родилась традиция каждый месяц поздравлять именинников. И хотя наши дети, девятиклассники, они ждут этих праздников, готовятся к ним. Это живое общение всегда приносит радость, возможность узнать друг о друге больше. Ведь класс –это тоже большая семья, где есть потребность и в особом внимании, и поддержке друг друга.

Ещё одна традиция – после летнего отдыха делимся впечатлениями о проведённом лете на классном часе «Фотография из семейного альбома», где ребята рассказывают  о месте, времени, людях, изображённых на фотографии. Получается маленький рассказ о семейном отдыхе, о родителях, друзьях. И это тоже одна из форм поддержания авторитета семьи, родителей школой. Важно, чтобы и родители понимали, что вместе со школой, учителями можно достичь главной цели: воспитание человека. Ведь хорошо воспитанный ребёнок, трудолюбивый, знающий цену добрым человеческим отношениям, чтущий национальные культурные и семейные традиции, любящий свою семью   – предмет гордости родителей, опора в дальнейшей жизни. А для этого не стоит жалеть ни сил, ни времени.