Коррекция агрессивности

Лубошникова Екатерина Николаевна

У дошкольников и младших школьников критериями агрессивности являются такие характеристики:

  • часто теряют контроль над собой;
  • часто спорят и ссорятся с окружающими;
  • отказываются выполнять просьбы взрослых;
  • могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения;
  • склонны винить других в своих ошибках и неудачах (могут вымещать свой гнев и на неодушевленных вещах);
  • часто испытывают чувства злости, гнева и зависти;
  • не способны забыть об обиде, не отплатив;
  • мнительны и раздражительны.

У детей среднего школьного возраста и подростков агрессивность может проявляться следующим образом:

  • часто угрожают другим людям (словами, жестами, взглядом);
  • периодически выступают инициаторами драк (могут использовать ранящие предметы);
  • не испытывают сострадания, проявляют жестокость к людям и животным, намеренно могут сделать им больно (словом или физически);
  • неразборчивы в средствах достижения своих целей (например, могут применять в качестве мести воровство, порчу личных вещей обидчика и т. п.);
  • не считаются с мнением родителей, их запретами и ограничениями (вплоть до самовольного ухода из дома);
  • имеют трудности в отношениях с учителями, открыто конфликтуют или прогуливают уроки.

Причины детской агрессивности. У данного свойства могут быть три основных источника.

Во-первых, семья, в которой растет ребенок, может сама демонстрировать агрессивное поведение(если не физическое, то на словах) и закреплять подобные проявления у ребенка. 

Во-вторых, агрессивному поведению дети могут учиться и в процессе общения со сверстниками. В дошкольном возрасте критерий силы является весьма значимым для большинства детей, мальчики особенно стремятся к обладанию этим качеством, так как детское сообщество никак нельзя назвать демократичным. Следовательно, кто самый сильный, тому все можно - принцип, который часто можно увидеть в действии, наблюдая за общением ребят в детском саду. 

В-третьихобучающей агрессивности моделью могут быть не только реальные люди, но и персонажи, являющиеся продуктами творчества. Уже не вызывает сомнений, что сцены агрессии и насилия на экранах телевизоров, мониторов и страницах книг способствуют повышению агрессивности у маленьких зрителей, делая их готовыми в любой момент воспользоваться деструктивными, жесткими, но очень эффективными способами решения конфликтов. Так что не будет лишним обратить внимание на то, что смотрит, читает и во что играет ваш ребенок.