"Учитель - не только профессия"

Каптелинина Ольга Павловна

Муниципальное  автономное   общеобразовательное учреждение                средняя  общеобразовательная  школа села  Нижнетроицкий                                                        муниципального района Туймазинский район

 Республики Башкортостан

 

 

 Конкурс  исследовательских работ школьников                                    ОО муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

 

Секция:  «Быстрее в мысли, ярче в слове…»

Направление: «История»

 

 «УЧИТЕЛЬ - НЕ ТОЛЬКО ПРОФЕССИЯ»

                                                                                                                                                      Николаева Доминика

ученица 6 класса

                     Научный руководитель

Каптелинина О. П.

 

 

 

 

Село Нижнетроицкий  - 2021

 

 
 image

 

Содержание:

№п/п

Название раздела

Страницы

1

Тезисы «Учитель – не только профессия»

3

2

Введение

5

3

Глава 1. Историческая справка

6

4

Глава 2. Парламентёр

7

5

Глава 3. Математика + высший уровень воспитания

8

6

Глава 4.  Очеловечивайтесь!

8

7

Глава 5. Прямой наводкой по попутчикам!

9

8

Глава 6. Нина Васильевна -  завуч  Нижнетроицкой  средней  школы

10

9

Глава 7.  Дети любят, когда они живут

10

10

Глава 8. Старость - как первая любовь

11

11

Глава 9.  Сервиз с золотой каёмочкой

11

12

Заключение

12

13

Список литературы

13

14

Приложения

Со стр. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тезисы

Обучающиеся 6 класса муниципального автономного   общеобразовательного учреждения                                                                                                                                               средней общеобразовательной школы с. Нижнетроицкий

 Николаева Доминика

Любое учебное заведение становится для его обитателей местом, куда хочется вернуться, местом, где тебя ждут, тебе всегда рады,  . Учитель – безусловно, основа, стержень, и именно с него начинается жизнь. 

 Учитель – не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

Учитель, в первую очередь, на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники.. Учителю не должно быть   безразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в  будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить,  . И тогда будет результат этой работы.

Ко многим терминам, которые употребляются ежедневно, мы привыкли и порой не вдумываемся в их суть. Так, например, произошло со словом “завуч”.  Ведь это слово  есть!   В действительности же завуч является и организатором, и контролёром, и координатором, который призван оперативно “тушить пожары”, возникающие в гремучей смеси педагогического коллектива.

Как  говорят , в современном  мире смысл, назначение и основная цель деятельности завуча состоит в организации образовательного процесса и управления им. Можно утверждать, что завуч – это технолог учебного процесса. Но  это  сейчас, сегодня, а мы рассказываем  в своей  работе о  завуче 60-70-х  годов… И можем  смело  утверждать,  что  Сотская Нина Васильевна  и в те годы  была  технологом  учебного  процесса.

Значимость этой работы мы видим в том, что не нужно забывать человека, который много сделал для нашего села, школы и для жизни людей. И этот человек - Сотская Нина Васильевна.

Цель данного исследования . Изучить и проанализировать вклад Сотской Нины Васильевны  в развитие нашей школы. 

 Для этого мы ставим перед собой задачи:

- Изучить и проанализировать теоретический материал из  источников  школьного  Музея  истории  школы  и села  Нижнетроицкий.

- Восстановить воспоминания односельчан, родственников, коллег и учеников;

- Сформулировать выводы.

 В своей работе мы предлагаем  следующие методы:
Теоретический
(изучение  материалов  в  Музее  школы) и практический (описание, методы конкретных социологических исследований - встречи   с  ее    коллегами).
Гипотеза . Трудовая  деятельность  Сотской Нины Васильевны является примером мужества и доблести для современной молодёжи.

Краткий обзор литературы: В своей работе мы использовали ресурсы интернета,   воспоминания коллег   Сотской Нины Васильевны  , односельчан, материалы  школьного музея, литературу Константина Чернова.

 

 

 

 

 

 

Введение

Кто приходит первым в школу
И несётся в кабинет
Позабыв про тяжесть лет.
Кто к учителю подходит
Разговор про жизнь заводит
От кого исходит свет.
Кто усталости не знает 
Пишет, думает, считает,
Улыбается, страдает, помогает 
Всем, мечтает, расписанье
Составляет, справки пишет и играет,
Мудрый всем дает совет…
Это завуч – про него
Хорошо, иль ничего.
В каждой школе завуч есть,
Мы ему окажем честь, 
Скажем добрые слова, 
Чтобы к вечеру молва
Разнесла по белу свету:
И наполнила планету
Добрым словом про него
Хорошо, иль ничего.

Неизвестный автор

 Школа – это многообразный живой организм, который немыслим без управления. Четкое определение функциональных обязанностей позволяет в полной мере отвечать за порученное дело. Завуч отвечает за организацию учебного процесса в школе, за выполнение учебных программ, качество преподавания, осуществляет контроль за постановкой учебно-воспитательной работы, успеваемостью и посещаемостью учащихся, регулирует нагрузку учителей , организует методическую работу в школе, составляет расписание учебных занятий и отчеты о состоянии УВР. Отвечая за состояние и результаты работы на своём участке, завуч получает и соответствующие полномочия, в пределах которых принимает решения и даёт указания.

В педагогическом коллективе необходима строгая согласованность действий всех членов педагогического коллектива. Педагогический коллектив должен выступать перед детским коллективом как нечто целое, недопустим разнобой в действиях руководителей, разное толкование тех или иных вопросов, разные требования к учителям.

Для завуча одно из главных качеств – умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Во главе учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании. Завуч по учебной работе выполняет роль “двигателя”, все усилия которого направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного микроклимата, приятного и продуктивного взаимодействия сотрудников в школе.

Завуч является “учителем учителей” – это определяет выделение большого количества времени на общение с учителями и учащимися, повышение собственной педагогической квалификации, контроля за учебно-воспитательным процессом.  (http://oddom.ru/article/535468_Rukovodstvo_nachinayuschemu_zavuchu_.html)

Глава 1. Историческая справка

Сотская Нина Васильевна роилась в Белорецке в 1934 году. По словам Нины Васильевны она очень счастлива тем, что ее детство, юность, обретение профессии прошли с родителями.

 Папа был великий трудяга, работал инженером-энергетиком. По выходным на лодке переправлял   четверых детей с мамой на другой берег реки Белой. Ужинали у костра, спали в шалаше.

 Когда началась война, его оставили по брони на сталепроволочном заводе, где изготавливали очень нужную для самолётов проволку. Семья  совсем перестала его видеть.  Что такое бомбёжки, не знали. Но на всякий случай в огороде выкопали яму для укрытия. Когда начиналась военная тревога, мама хватала приготовленную заранее котомку с едой, и  вместе с детьми  там пряталась. Ждали сигнала, чтобы вернуться домой. Иногда сидели всю ночь...И было страшно, что войне не будет конца. Но радость пришла. Рано утром в дверь заколотила подружка сестренки:"Дрыхи, спите?! А война то кончилась..!" Нине  было тогда 10 лет.

 Глава 2. Парламентёр

Школьные годы навсегда останутся в памяти, как самые яркие и наполненные. В 1948 году семья Нины Васильевны  переехала в Нижнетроицкий. 

 Директора  школы Заки Мавлютовича Байкова, который вёл у нее историю, можно назвать туймазинским Сухомлинским. Приходил первым, уходил последним. Об учениках говорил :"В Нижнетроицком дети тёплые ..."

Нина Васильевна вспоминает: "Педагогов отличали строгость и доброта. И чего в них не было, так это дурной привычки требовать от ребёнка того, чего можно ждать только от взрослых.

Представьте: большая перемена. Седьмой класс... Эдька (будущий писатель и художник Эдуард Солодовников) привязал к моим валенкам коньки. На пруду мы, несколько, человек катались с восторгом. И забыли про звонок. Строгая "физичка" Евгения Михайловна мальчишек даже на порог не пустила. Пришлось идти мне, девочке. Увидев моё виноватое лицо ,она поняла: дети заигрались! Не стала жаловаться Байкову и организовывать бучу.

 Следуюшая перемена. И снова мы, разгорячённые, мчимся по льду. Разумеется после очередного "простите-извините" отправили к директору . Он внимательно выслушал меня, парламентёра, и сказал :"Нина, я конечно разрешу идти на урок. Но запомни, что опаздывать НЕ КРАСИВО..."

 Меня обжёг стыд :"Какие ж мы дураки!"  И как отрезало. Опаздывать перестали. Почти."

Глава 3. Математика + высший уровень воспитания.

Решался вопрос: учиться ей дальше или нет? Мама хотела, чтобы Нина пошла работать на фабрику, а папа мечтал, что она  будет учиться в институте. И она  рискнула. Выбрала Ульяновский пединститут.

Стала математиком. После учёбы по направлению отправилась в Дагестан. А когда вернулась в Нижнетроицкий, решила ехать на Север, чтобы зарабатывать и помогать родителям. Подруги отговаривали:"Зачем ехать на край земли и начинать всё заново?" А директор Заки Мавлютович знал положение ее семьи. Понял, что поездка станет новым витком ее жизни, поэтому сказал: " Правильно делаешь!"

 В городе Урае Нина Васильевна  работала так, чтобы вместе с аттестатом о среднем образовании каждый ученик имел высший уровень Воспитания.

Глава 4.  Очеловечивайтесь!

Академические занятия - это самый большой труд. Ученику надо всегда помогать. В Урае за последней партой сидела девочка. Получала тройки и страдала. Тогда Нина Васильевна  сходила в больницу, где работала её мать. Поговорила с ней и поняла: девочку нужно поддержать. Пересадила её поближе к доске. Несколько занятий и она расцвела! Окончила школу с золотой медалью,  поступила в  Московский институт управления.

Математикой занимались даже во время занятий танцами! Нина Васильевна любила танцевать. И хотелось, чтобы у детей были лёгкая походка и задор в глазах. Поэтому ставила танцы везде, где приходилась работать. И вот репетиция. Потом небольшой перерыв, во время которого делали задания в тетрадках (их ребята приносили с собой). Ещё немного потанцевали - и снова решали задачки. И не  уставали!

Нина Васильевна знала :"Нельзя обижать ребёнка. Это касается всего: учёбы, семьи, близких людей. Сказать "Твоя мать не путёвая. Она бы лучше за тобой присматривала, чем устраивать личную жизнь" - это  профнепригодность учителя. И на всю жизнь незаживающая рана для ребёнка."

 Очеловечиваться надо! Педагоги ваяют ЛИЧНОСТЬ! Учитель приходит в школу, Чтобы взращивать в детях лучшие качества.

 В наше время дети входили в социум подготовленными. Они много знали, много умели. У них были хорошие воспитатели - детские и юношеские организации. Свои законы. И вдруг старая школа стала ненужной. Раньше было просто "Личное дело" ученика. Сейчас носятся с портфолио: кто больше бумажек наберёт... Ваня смотрит на Петю и расстраивается, что у соседа по парте благодарностей больше чем у него."

Глава 5. Прямой наводкой по попутчикам!

Ученики говорили после занятий Нине Васильевне: "Вы так понятно объясняете!" Как достигается простота? Когда садилась готовиться к урокам, изучала тему не смотря на то, что в школе работала давно.

Писала план и представляла, будто она - самая слабая ученица в классе. И думала: "С позиций этой девчушки всё  ли понятно?"

Из рассказа Нины Васильевны: "В школу учителю надо бежать как на праздник! Работать до пота. Вот Олечка Каптелинина в Нижнетроицкой школе буквально живёт. Она  работала  замдиректора по воспитательной работе.

Недавно Ольга Павловна приходила ко мне - беспокоится, правильно ли она делает? Всё хорошо. Вместе размышляем, как подарить детям праздник."

К сожалению, у нас сейчас много попутчиков. Кто такой попутчик? Это тот, кто никуда не попал. Сдал документы туда, сюда, и нигде не приняли. В систему образования пришёл и всё разрушает. И себя, и всех остальных. На педсоветах Нина Васильевна прямой наводкой говорила: "Идёшь в школу -  люби её. А если нет, то не смей туда ходить".

Глава 6. Нина Васильевна -  завуч  Нижнетроицкой  средней  школы

 К  работе  Нина Васильевна относилась  тщательно,  кропотливо,  будь  то  расписание,  либо  уроки  математики. Самостоятельно тушью   писала  таблицы,  карточки .

Всю  свою  жизнь  посвятила  школе.  Была  отличным  методистом  и  воодушевляла  учителей  на  очень  хорошую  работу.  Свою  должность  она  не  выделяла  от  других,  работали  командой. Трехсменные  занятия  ее  не  пугали.

В первой  половине  60-х  годов  в  школе  стали  делать  пристрой,  так как   вместо положенных  600 учеников  училось  1200,  и мест  не хватало. Директор  Бузин  Иван  Ильич   занимался  пристроем,  а  всю административную  работу   выполняли  завучи.   Директор  мог доверять   Нине Васильевне   все.

Про   Нину Васильевну  говорили, что она  добрая,  влюбленная  в жизнь,  приветливая,  принципиальная.  Доброта  и строгость  органично  сочетались  в ней.  Мудрая. Любила  Жизнь и на всех  у нее  хватало  заботы:  и родным,  и близким.

Итоговый педагогический стаж Нины Васильевны - 48 лет, включая многолетнюю работу в пионерских  лагерях в качестве старшей вожатой, начальника пионерского лагеря.

Глава 7. Дети любят, когда они живут

Из рассказа Нины Васильевны: "42 года прошло со дня одного из выпусков. И меня нашли бывшие ученики. Я во второй туймазинской школе математику у них вела в 4, 5 и 6 классах и была классным руководителем.

Собрались в доме моей ученицы Риммы. Вспоминали, как во время каникул, путешествовали по стране, как в гафуровский лес ездили, катались на лыжах, совершали по утрам пробежки в парке, собирали металлолом и макулатуру...

Сейчас никуда не пойдешь, все сидят с гаджетами. Они развращают. Ум становится ленивый. Надо тебе что то узнать, нажал на кнопку- и вот она, вся информация. Говорят что удобно. А когда мозги будут работать?"

Глава 8.  Старость - как первая любовь

Общаясь с Ниной Васильевной было видно, что   по-прежнему живёт в ней вера в добро (задорно пропела: "Мы немало на свете успеем, наша жизнь отгорит не зазря, если зёрна добра мы поспеем, завтра всходы подымет заря...").

 А ещё верит в то, что только ЧЕСТНЫМ ТРУДОМ можно добиться успеха.

 Из воспоминаний Нины Васильевны: "Вчера смотрела Путина по телевизору. Он хорошо выступал, проникновенно, конкретно. Его устами Россия говорила. У нас ведь в России справедливость прежде всего. А ещё честность, теплота, искренность, милосердие... Такой у нас народ.

Надо жить. Поэтому одухотворяю своих подруг на подвиги. И очень смело иду в старость. Мне не скучно. Руки то вяжут, то грядки прибирают. Читаю. Думаю. Размышляю... Старость- как первая любовь. Давайте в следующий раз поговорим о ней..."

Глава 9. Сервиз с золотой каёмочкой

(из воспоминаний бывшей ученицы ТСОШ №2)

"Однажды дочка Нины Васильевны - Ирина - пригласила нас, своих одноклассников, на день рождения. Жили они в  двухкомнатной квартире. Везде книги, книги... Самое поразительное, что стол был накрыт красивой скатертью, а на ней стоял чайный сервиз. Я такого никогда не видела: внутренность чашки чёрная, а ободок по краю - золотой. Красота неимоверная! Притронуться страшно! Какой там чай... А Нина Васильевна усадила нас за стол, чай налила и спокойно ушла из дома.

 Мы все почувствовали в себе перемену. Спины прямые, сидим ровненько. Аккуратно чашки держим. И тихими глотками пьём, а не как дома - наспех с прихлёбом.

Став взрослыми, часто об это случае вспоминали. Понимали, что так мудрая учительница нас к культуре приобщала. Времена ведь тогда были бедные.  Мы дома чай из обычных кружек и стаканов пили. И стол клеёнкой накрыт был у многих. А учительница не побоялась свою, может быть, самую дорогостоящую ценность в доме для подростков выставить. Мы почувствовали себя другими людьми. Душа ведь к красоте всегда тянется."

  

  Заключение

Изучив  материалы  Музея  истории  школы и села  Нижнетроицкий ,  я пришла  к  выводу,  что наша  гипотеза  полностью  подтвердилась.  Нам,  молодым,  надо  брать пример  в жизни  именно  с таких  людей ,  как Нина Васильевна Сотская .

Сейчас Нина Васильевна  - Председатель  Совета ветеранов - педагогов Нижнетроицкой  школы.  Ведет  большую работу  с ветеранами, является  организатором и активным участником Содружества Добрых дел.

Современному завучу следует отказаться от методов администрирования. Главное – создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, чтобы не только ученику, но и учителю хотелось идти в школу, создавать ситуацию успеха как для детей, так и для учителей, предупреждать возможные ошибки.

 

 

 

 

 

 Список  использованной  литературы

1.Материалы  Музея  истории школы  и села  Нижнетроицкий

2.К Чернов  «Комбинат  и поселок – история и люди»

3.Воспоминания  коллег  Сотской Нины Васильевны

4.Ресурсы  интернета                            http://oddom.ru/article/535468_Rukovodstvo_nachinayuschemu_zavuchu_.html                     

     http://festival.1september.ru/articles/212163/

                       http://enc-dic.com/academic/Zavuch-5484.html