КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

 

     Основной задачей российской образовательной политики является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для Московского региона принципиально важным является ориентация на достижение качества образования при условии соответствия требованиям социально-экономического развития Москвы.

     Мировой опыт свидетельствует, что при быстрой смене технологий за время трудовой деятельности человек вынужден 4-5 раз менять профессию, направления своей деятельности.

     Это означает, что перед началом трудовой деятельности каждый человек должен овладеть элементами технологической культуры.   

     В настоящее время становится ясным, что составляющие технологической культуры должны формироваться при изучении предметной образовательной области «Технология», начиная с начальной школы. Важно подчеркнуть, что независимо от вида конкретной технологии, которую человек сейчас использует, он имеет дело с инвариантными составляющими человеческой деятельности:

·        культурой труда,

·        графической культурой (созданием и использованием графических изображений в процессе выполнения работы),

·        информационной культурой (использованием различных источников информации в процессе выполнения работы),

·        экологической культурой (бережным отношением к природе и здоровью человека, экономией материалов и энергии, переработкой отходов),

·        культурой дизайна,

·        культурой дома и потребительской культурой,

·        культурой человеческих отношений и проектной культурой.

     В базисный учебный план общеобразовательных школ не случайно введена образовательная область «Технология», изучение которой позволяет молодежи приобрести общетрудовые и, частично, специальные умения и навыки.  В ответе Департамента Государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ говориться: «Департамент не подвергает сомнению значимости содержания образовательной области «Технология» для формирования трудовой и технологической культуры, воспитания гражданских и патриотических качеств личности, интеллектуального и общественного развития обучающихся общеобразовательных учреждений, их профессионального самоопределения в условиях рынка труда... На данном этапе возможно введение дополнительных часов на изучение ОО «Технология» за счет регионального (национально-регионального) компонента или компонента образовательного учреждения».

    Главная цель образовательной области «Технология» – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики и адаптация в современных условиях.

 

    Модернизация содержания технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях направлена на усиление:

vФормирования функциональной технологической грамотности, развитие процессуальных способностей и умений, на усвоение алгоритма действий по овладению обобщенными способами и средствами преображения окружающей действительности;

vОрганизации личностно-ориентированного образовательного процесса, учитывающего способности и возможности учащихся, направленность их познавательных и жизненных интересов, способствующих осознанному выбору ими пути профессионального самоопределения при конъюнктуре профессий на рынке труда.

 

     В настоящее время технологическая подготовка учащихся осуществляется при изучении основ наук в условиях их взаимодействия в содержании, формах и методах обучения в образовательных учреждениях округа, то есть политехнических знаний, лежащих в основе технических и технологических процессов. Это создает необходимые условиях для формирования у учащихся способностей переноса знаний из области теоретического познания в их практическое применение. 

      Таким образом, изучение образовательной области «Технология», начиная с начальной школы, должно с одной стороны, расширять политехнический кругозор школьников и развивать их творческие способности, а, с другой стороны, формировать их технологическую культуру. Реализация этих целей технологии должна проходить в процессе трудового воспитания, формирования трудолюбия и уважения к труду, профориентацию школьников и подготовке их к будущей трудовой жизни.

     5 марта 2004 года Министерством образования и науки Российской Федерации подписан приказ № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего и основного общего и среднего (полного) общего образования». Новое содержание Федерального компонента государственного стандарта обеспечивает вариативность и свободу выбора в образовании, усиливает роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся.

    

     В соответствии с Концепцией технологического образования определены задачи обучения учащихся в общеобразовательной школе:

в начальной школе

·        знакомство с различными материалами и инструментами

·        приобщение к трудовой и эстетической культуре

·        освоение обработки материала (развитие мелкой моторики рук)

·        знакомство с художественно-прикладным творчеством

·        выполнение технологических приемов изготовления объектов труда (изделий)

в основной школе

·        освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда

·        овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда

·        развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей

·        воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда

·        получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности

 

в старшей школе

·        освоение знаний о составляющих технологической культуры, научной организации производства и труда, методах творческой деятельности, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построение профессиональной карьеры

·        овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными способностями

·        развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности

·        воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии

·        подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного образования.   

    В связи с быстрым развитием науки и технологии становится актуальным овладение технологической культурой – культурой преобразующей творческой деятельности. Культурный уровень современного человека, наряду с другими сторонами, может характеризовать понятие информационной культуры, основа которой формируется в школе.

    Информационная культура – это умение человека использовать соответствующим образом набор информационных технологий своей деятельности.

    Информационная культура предполагает, что человек использует информационных технологии при решении задач, которые он ставит для достижения своей цели. Компьютеры и программы при этом служат в качестве средств, на которые опираются информационные технологии. С их помощью человек может планировать последовательность действий, необходимых для достижения поставленной цели. Он должен уметь организовать поиск информации, нужной для решения задачи, из множества источников (независимо от места их расположения). Кроме того, информационно культурный человек должен уметь работать с отобранной информацией, структурировать ее, систематизировать, обобщать и представлять в виде, понятном другим людям. Он должен также уметь общаться с другими людьми с помощью современных средств информационно-коммуникативных технологий, подобно тому,  как культурные в обычном понимании люди умеют разговаривать друг с другом.

    Внедрение и реализация интегрированного курса по направлению «Информатики и ИКТ» предполагает:

·        умение адекватно формулировать потребность в информации

·        эффективно осуществлять поиск нужной информации

·        умение перерабатывать информацию и создавать новую

·        умение адекватно отбирать и оценивать информацию

·        наличие компьютерной грамотности.

     Применение современных информационно-коммуникационных технологий в обучении – одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития современного мирового образовательного пространства, это считается закономерным проявлением информатизации всех сфер человеческой деятельности. Использование информационно-коммуникационных технологий на разных этапах системы учебно-воспитательного процесса позволяет значительно повысить эффективность качественного обучения и уровень информационной культуры учащихся.