ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

        Концепция современного образования предполагает, что школа, являясь важнейшим функциональным элементом государства, отражает состояние и тенденции развития общества и определяет его будущее. Соответственно, изменения в обществе требуют от образования способности к быстрой адаптации в новых социальных, экономических, культурных условиях. Опыт развитых рыночных стран показывает, что объективные потребности инновационного развития требуют от системы образования умения откликаться на динамично развивающийся социальный заказ со стороны общества.                

        Быстро изменяющиеся запросы общества требуют от современного человека постоянного совершенствования. Таким образом, образование теряет свои традиционные временные рамки и становится постоянной потребностью. Воспитывать в ученике потребность в получении новых знаний, умений, навыков – это одна из важнейших задач школы. Главное условие развития личности - включение учащихся в активную познавательную деятельность, выражающуюся в познавательной потребности, определяющей уровень познавательной активности, который необходим для открытия человеком новых знаний.Для решения этой задачи необходимо преодолеть инерцию взгляда на ученика как на объект профессиональной деятельности педагога. Ученик должен стать полноправным субъектом совместной деятельности. Бурное развитие технологического прогресса в последние годы затрагивает все среды жизни общества в нашей стране. Основным направлением совершенствования технологической культуры труда является подготовка для наукоемких отраслей народного хозяйства выпускников, способных в будущем стимулировать дальнейшее развитие этих отраслей на базе технико-технологических процессов производства. Немаловажное значение в становлении технологической культуры труда имеет обучение  перспективным направлениям научно-технического прогресса на стадии применения информационной компьютеризации и ускоренного движения к техногенному развитию.

    Развитие личности – это долгий, растянутый во времени, сложный процессе, во время которого человек постоянно самоопределяется – сам создает образ самого себя путем выбора тактики и стратегии саморазвития. Общеобразовательная школа призвана формировать творческую личность учащихся, приучать к самостоятельности мышления и поисково-исследовательской деятельности, побуждать к самообразованию и определению профессиональной деятельности, чтобы обеспечить социальную адаптацию в конкурентоспособности  с учетом профессий на рынке труда в условиях современных рыночных отношений.         Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образования школьников. Целевыми ориентирами являются:

•         обучение, учитывающее индивидуально-личностные данные учащихся;

•        предпрофильное и профильное обучение;

•         оказание психолого-педагогической поддержки школьникам в самоопределении.

        САМООПРЕДЕЛЕНИЕ -  это процесс и результат выбора личности своей позиции, целей и средств  самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.  Самоопределение сопровождает человека от первого осознания своих данных и способностей к осознанному выбору профессии и своего места в жизни. Для окончательного выбора профессиональной деятельности необходимо согласование трех факторов на основе модели З.Фрейда:  «хочу – могу – надо».

        С бурным развитием гуманистической психологии в XXвеке появилось понятие «Я - концепция» (А.Маслоу, Ч.Кули, З.Фрейд, В.Джеймс). «Я - концепция» личности, или «образ Я» - есть устойчивая, в большей степени или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самой себе, на основе которой она строит свое поведение. «Я – концепция» - это самоопределение личности по отношению к самой себе.         Самоопределение личности как процесс поиска, выявления и выбора своих целей и ценностей направлено на какую-либо конкретную ситуацию, позицию или сферу жизнедеятельности (жизненную, социальную, профессиональную, личностно-нравственную, духовно-нравственную, личностно-интимную).  Таким образом, «Я – концепция» - это проявление и развитие определенных потребностей личности с учетом возрастных особенностей.

       Московский регион характеризуется динамичным многоотраслевым хозяйством, которое порождает стимулирование творческого потенциала личности, повышение общего и профессионального образования, культурного уровня работников, что создает предпосылки для роста гибкости рынка труда и использования рабочей силы.

Ключевые компетенции столичного образования:

соответствие социально-культурным потребностям общества;

ориентация на возрастные особенности учащихся;

соблюдение принципов деятельностного подхода в образовании;

ориентация на развитие мотивационно-личностной сферы.

 

        Преобразовать экономику и общество невозможно, не повысив уровень технологической культуры, т.е. не повысив уровень преобразовательной деятельности. В настоящее время в рамках среднего общего и полного образования необходимо развивать такие качества личности как предприимчивость, самостоятельность, деловитость, а также творческие и коммуникативные способности. Основной целью профессионального самоопределения является ориентация учащихся на ознакомление с профессиями и специальностями, значение качественной подготовки специалистов в определении уровня технического и технологического, информационного, а, следовательно, социально-экономического развития современного общества. 

        Потребность в самореализации – одна из ведущих потребностей личности, определяющих ее активность, направленную на преобразование себя, других, окружающей действительности. Образование, с одной стороны, выполняет реальный заказ государства, а с другой – личностный заказ, поступающий от самих учащихся и их родителей. Процесс социализации подростков протекает сложно, неровно, со множеством противоречий как объективного, так и субъективного характера. На большинство учащихся при принятии решения о получении профессионального образования влияют родители и окружающая среда. Профориентационная деятельность образовательного учреждения будет эффективной во взаимодействии системы: «учитель – ученик – родитель – психолог». Профориентационная деятельность образовательных учреждений Северного округа основывается на  направлениях программы, разработанной в Методическом центре Северного окружного управления образования, которая способствует созданию условий для повышения готовности подростков к социальному профессиональному и культурному самоопределению в целом.

             Целью профессиональной ориентации как составляющей предпрофильной и профессиональной подготовки является:

·        оказание учащимся психолого-педагогической поддержки и принятия решения в выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда;

·        создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.

 

        Выбор профессии является достаточно сложным процессом для каждого человека. Этап выбора профессии начинается в школе и может продолжаться достаточно длительное время. И чем больше школьник будет знать о мире профессий, тем больше будет знать о собственных возможностях и об объеме необходимых знаний для приобретения той или иной профессии, тем реальнее будет его профессиональный выбор. Поэтому, чем раньше школьник прикоснется с миром профессий, тем богаче будет его собственный опыт и тем легче ему будет ориентироваться в огромном множестве профессий. Организовывать деятельность школьников по изучению мира профессий необходимо в общеобразовательной школе, начиная с начальной ступени. В Северном учебном округе разработана система по ознакомлению с миром профессий и ориентация учащихся на непрерывное образование (схема 1).

 

        Главная цель  – сформировать у учащихся способность самостоятельно и осознанно планировать, реализовать и корректировать перспективы своего профессионального развития.

 

В этом достигается решение основных задач:

·        подготовка к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей;

·        формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

 

        Первостепенное значение имеет социально-прогрессивный тип личности, выражающийся в стремлении к самореализации себя как члена социума. В настоящее время важна ориентация подрастающего поколения на непрерывное образование, как обязательное условие социализации и адаптации к социально-экономическим изменениям. Школьников необходимо знакомить с понятиями – «профессия» и «специальность». Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки. Специальность – комплекс приобретенных человеком знаний и практических навыков, дающих ему возможность выполнять определенную работу в какой-либо отрасли производства. Каждая профессия охватывает, как правило, несколько специальностей.    

 

        ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ – это система психолого-диагностических, медицинских и образовательных мероприятий, помогающих подростку, вступающему в жизнь, научно обоснованно и успешно выбрать профессию с учетом своих интересов, способностей и потребностей общества. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1.

 

МОДЕЛЬ  НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

 

                 
  

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

 
  image
 image  image
 
  image
  image
 
 

НАЧАЛЬ-НАЯ ШКОЛА

 
 
  

ОСНОВНАЯ ШКОЛА

5-9 классы

 

СТАРШАЯ ШКОЛА

 10-11 классы

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


imageimageimage

     

 

      
 

ОЗНАКО-МИТЕЛЬНАЯ, ИНФОРМАЦИ-ОННАЯ

  

ПОНЯТИЙНО-

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ

ПРЕДПРОФИЛЬ

 

ПРОФИЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

 
 

 

 

 

 

 


  image

 

 
 image

 

 

 

 


 

ВЫСШЕЕ ПРОФОБРАЗОВА-НИЕ

 

 

       

 

 

    НАЧАЛЬНЫЙ   ЭТАП   –  в   процессе    игровой    учебной   деятельности

учащихся получение первоначальных знаний о мире профессий (1-й-4-е классы)

    IЭТАП: обучение учащихся 5-х-7-х классов  - получение общего представления о сферах жизнедеятельности общества и о профессиональном предназначении человека; учитывая возрастные особенности учащихся, содержание обучения должно быть связано с их предметной деятельностью в рамках семьи и школы; при изучении модулей «Технологии» выбираются объекты труда, которые будут востребованы в доме, школе и районе.

Основная цель данной ступени – заинтересованность школьников трудовой деятельностью через выполнение доступных работ, создания ощущения радости от выполненных изделий, возможность проявить собственную индивидуальность, овладение начальными навыками самообразования, расширение знаний о сферах деятельности человека и поле профессий.   

    IIЭТАП: ориентирована на учащихся 8-х-9х классов – предполагает углубление знаний и формирование умений по различным профилям технологической подготовки, профессиональное самоопределение по возможности выбора поля деятельности. Для этой цели в процессе диагностики интересов, с одной стороны, необходимо отбирать наиболее востребуемые школьниками виды деятельности, корректировать образовательный процесс в зависимости от потребностей учащихся; с другой стороны, формировать технологический кругозор и технологическую грамотность (политехнические знания) для возможности обоснованного профессионального выбора с учетом широкого спектра видов профессиональной деятельности. К концу 9-го класса учащиеся должны реально представлять свои возможности, возможности профессий в удовлетворении жизненных потребностей, осознанно выбрать сферу профессиональной деятельности.

    На данной ступени очень важны контакты  общеобразовательной школы с учреждениями начального профессионального образования и колледжами, взаимодействие с которыми позволит расширить возможности осуществления ориентации школьников профессиональной деятельности.

    IIIЭТАП: в сфере образования учащихся 10-х-11-х классов важна профильная направленность с целью изучения рынка образовательных услуг в районе и городе, расширение перечень профессий, связанным с профессиональными компетенциями по основам профессии (например, «Пользователь ПК», «Секретарь», «Делопроизводитель» и др.). На данной ступени  важны контакты с Центрами занятости о постоянно обновляющейся информации в запросах рынка труда на те или иные профессии.

     Система непрерывного образовательного процесса «Школа – Колледж – ВУЗ» представляет многоуровневую подготовку школьников. Для ее осуществления в основной школе проводится диагностика способностей и склонностей учащихся, выявление профессионального интереса и формирование умений, необходимых для осознания профессиональной деятельности.

        При поступлении из общеобразовательной школы в Колледж, а затем в высшие учебные учреждения создается логическая цепочка движения в профессиональном пространстве. Актуальными направлениями учебной деятельности учащихся является преемственность содержания обучения в системе непрерывного образования.

        Непрерывность при этом предполагает преемственность учебного материала и обеспечивает подготовку конкурентоспособных специалистов, востребованных рынком труда.

        Изучение и выявление склонностей и способностей подростков является чрезвычайно важной составляющей в выборе профессии. Проявление интереса к предстоящей профессиональной деятельности должен быть целенаправленным, а не случайным. Задача образовательного учреждения заключается в создании условий для развития личностного фактора каждого учащегося, а не чрезмерное оказание влияния взрослого на данный выбор.

        Целенаправленная работа методических объединений, классных руководителей, психологов, медицинских работников, родительской общественности должна быть взаимосвязанной и прослеживаться во всех мероприятиях, проводимых для учащихся по профориентационной деятельности (схема 2).

Схема 2.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

image

        В настоящее время отмечается рост актуальности проблемы профессиональной ориентации школьников. Для эффективности решения поставленных задач перед методическими и педагогическими работниками  следует расширять круг инфраструктурных подразделений, заинтересованных в высококвалифицированных профессиональных кадрах. Реализацией непрерывности образования школьников в деятельности Северного окружного управления образования и ГОУ Методического центра  является создание сетевого взаимодействия системы:

«СОУО - ГОУ МЦ – ОУ – Ресурсный центр –

Колледж – ВУЗ – работодатели – общественность»

        Для того, чтобы в дальнейшем профориентационная деятельность действительно могла обеспечить индивидуальную образовательную траекторию школьника, согласно государственному заказу, сетевое взаимодействие должно быть неотъемлемой частью деятельности системы образования.

       

 

ЛИТЕРАТУРА

 

    1.  Городская целевая программа «Модернизация московского образования – столичное образование - 5»

    2. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. – М.: «5 за знания», 2007. – 352 с.

    3. Концепция  профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования.  – «Школьные технологии», 2002, # 4. - с. 79-91.

    4. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога / С.Н. Чистякова, Родичев Н.Ф., Лернер П.С., Титов Е.В. Под ред. Чистяковой С.Н. – М.: «Новая школа», 2004. – 112 с.

    5. Формирование системы профильного обучения на основе взаимодействия средней и высшей школы. Сборник по материалам ГЭП / Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 112 с.

    6. Чистякова С.Н.  Педагогическое сопровождение самоопределения школьников/ Методическое пособие.  М.: ИЦ «Академия», 2006.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Бутузова О.Г., методист ГОУ Методического

 центра Северного окружного управления

 Департамента образования города Москвы

        Концепция современного образования предполагает, что школа, являясь важнейшим функциональным элементом государства, отражает состояние и тенденции развития общества и определяет его будущее. Соответственно, изменения в обществе требуют от образования способности к быстрой адаптации в новых социальных, экономических, культурных условиях. Опыт развитых рыночных стран показывает, что объективные потребности инновационного развития требуют от системы образования умения откликаться на динамично развивающийся социальный заказ со стороны общества.                

        Быстро изменяющиеся запросы общества требуют от современного человека постоянного совершенствования. Таким образом, образование теряет свои традиционные временные рамки и становится постоянной потребностью. Воспитывать в ученике потребность в получении новых знаний, умений, навыков – это одна из важнейших задач школы. Главное условие развития личности - включение учащихся в активную познавательную деятельность, выражающуюся в познавательной потребности, определяющей уровень познавательной активности, который необходим для открытия человеком новых знаний. Для решения этой задачи необходимо преодолеть инерцию взгляда на ученика как на объект профессиональной деятельности педагога. Ученик должен стать полноправным субъектом совместной деятельности. Бурное развитие технологического прогресса в последние годы затрагивает все среды жизни общества в нашей стране. Основным направлением совершенствования технологической культуры труда является подготовка для наукоемких отраслей народного хозяйства выпускников, способных в будущем стимулировать дальнейшее развитие этих отраслей на базе технико-технологических процессов производства. Немаловажное значение в становлении технологической культуры труда имеет обучение  перспективным направлениям научно-технического прогресса на стадии применения информационной компьютеризации и ускоренного движения к техногенному развитию.

    Развитие личности – это долгий, растянутый во времени, сложный процессе, во время которого человек постоянно самоопределяется – сам создает образ самого себя путем выбора тактики и стратегии саморазвития. Общеобразовательная школа призвана формировать творческую личность учащихся, приучать к самостоятельности мышления и поисково-исследовательской деятельности, побуждать к самообразованию и определению профессиональной деятельности, чтобы обеспечить социальную адаптацию в конкурентоспособности  с учетом профессий на рынке труда в условиях современных рыночных отношений.         Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образования школьников. Целевыми ориентирами являются:

  • обучение, учитывающее индивидуально-личностные данные учащихся;
  • предпрофильное и профильное обучение;
  • оказание психолого-педагогической поддержки школьникам в самоопределении.

        САМООПРЕДЕЛЕНИЕ -  это процесс и результат выбора личности своей позиции, целей и средств  самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.  Самоопределение сопровождает человека от первого осознания своих данных и способностей к осознанному выбору профессии и своего места в жизни. Для окончательного выбора профессиональной деятельности необходимо согласование трех факторов на основе модели З.Фрейда:  «хочу – могу – надо».

        С бурным развитием гуманистической психологии в XX веке появилось понятие «Я - концепция» (А.Маслоу, Ч.Кули, З.Фрейд, В.Джеймс). «Я - концепция» личности, или «образ Я» - есть устойчивая, в большей степени или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самой себе, на основе которой она строит свое поведение. «Я – концепция» - это самоопределение личности по отношению к самой себе.         Самоопределение личности как процесс поиска, выявления и выбора своих целей и ценностей направлено на какую-либо конкретную ситуацию, позицию или сферу жизнедеятельности (жизненную, социальную, профессиональную, личностно-нравственную, духовно-нравственную, личностно-интимную).  Таким образом, «Я – концепция» - это проявление и развитие определенных потребностей личности с учетом возрастных особенностей.

       Московский регион характеризуется динамичным многоотраслевым хозяйством, которое порождает стимулирование творческого потенциала личности, повышение общего и профессионального образования, культурного уровня работников, что создает предпосылки для роста гибкости рынка труда и использования рабочей силы.

Ключевые компетенции столичного образования:

соответствие социально-культурным потребностям общества;

ориентация на возрастные особенности учащихся;

соблюдение принципов деятельностного подхода в образовании;

ориентация на развитие мотивационно-личностной сферы.

        Преобразовать экономику и общество невозможно, не повысив уровень технологической культуры, т.е. не повысив уровень преобразовательной деятельности. В настоящее время в рамках среднего общего и полного образования необходимо развивать такие качества личности как предприимчивость, самостоятельность, деловитость, а также творческие и коммуникативные способности. Основной целью профессионального самоопределения является ориентация учащихся на ознакомление с профессиями и специальностями, значение качественной подготовки специалистов в определении уровня технического и технологического, информационного, а, следовательно, социально-экономического развития современного общества.  

        Потребность в самореализации – одна из ведущих потребностей личности, определяющих ее активность, направленную на преобразование себя, других, окружающей действительности. Образование, с одной стороны, выполняет реальный заказ государства, а с другой – личностный заказ, поступающий от самих учащихся и их родителей. Процесс социализации подростков протекает сложно, неровно, со множеством противоречий как объективного, так и субъективного характера. На большинство учащихся при принятии решения о получении профессионального образования влияют родители и окружающая среда. Профориентационная деятельность образовательного учреждения будет эффективной во взаимодействии системы: «учитель – ученик – родитель – психолог». Профориентационная деятельность образовательных учреждений Северного округа основывается на  направлениях программы, разработанной в Методическом центре Северного окружного управления образования, которая способствует созданию условий для повышения готовности подростков к социальному профессиональному и культурному самоопределению в целом.

             Целью профессиональной ориентации как составляющей предпрофильной и профессиональной подготовки является:

  • оказание учащимся психолого-педагогической поддержки и принятия решения в выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда;
  • создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.

        Выбор профессии является достаточно сложным процессом для каждого человека. Этап выбора профессии начинается в школе и может продолжаться достаточно длительное время. И чем больше школьник будет знать о мире профессий, тем больше будет знать о собственных возможностях и об объеме необходимых знаний для приобретения той или иной профессии, тем реальнее будет его профессиональный выбор. Поэтому, чем раньше школьник прикоснется с миром профессий, тем богаче будет его собственный опыт и тем легче ему будет ориентироваться в огромном множестве профессий. Организовывать деятельность школьников по изучению мира профессий необходимо в общеобразовательной школе, начиная с начальной ступени. В Северном учебном округе разработана система по ознакомлению с миром профессий и ориентация учащихся на непрерывное образование (схема 1).

        Главная цель  – сформировать у учащихся способность самостоятельно и осознанно планировать, реализовать и корректировать перспективы своего профессионального развития.

В этом достигается решение основных задач:

  • подготовка к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей;
  • формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

        Первостепенное значение имеет социально-прогрессивный тип личности, выражающийся в стремлении к самореализации себя как члена социума. В настоящее время важна ориентация подрастающего поколения на непрерывное образование, как обязательное условие социализации и адаптации к социально-экономическим изменениям. Школьников необходимо знакомить с понятиями – «профессия» и «специальность». Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки. Специальность – комплекс приобретенных человеком знаний и практических навыков, дающих ему возможность выполнять определенную работу в какой-либо отрасли производства. Каждая профессия охватывает, как правило, несколько специальностей.    

        ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ – это система психолого-диагностических, медицинских и образовательных мероприятий, помогающих подростку, вступающему в жизнь, научно обоснованно и успешно выбрать профессию с учетом своих интересов, способностей и потребностей общества.  

Схема 1.

МОДЕЛЬ  НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

     

 

 

       

    НАЧАЛЬНЫЙ   ЭТАП   –  в   процессе    игровой    учебной   деятельности

учащихся получение первоначальных знаний о мире профессий (1-й-4-е классы)

    I ЭТАП: обучение учащихся 5-х-7-х классов  - получение общего представления о сферах жизнедеятельности общества и о профессиональном предназначении человека; учитывая возрастные особенности учащихся, содержание обучения должно быть связано с их предметной деятельностью в рамках семьи и школы; при изучении модулей «Технологии» выбираются объекты труда, которые будут востребованы в доме, школе и районе.

Основная цель данной ступени – заинтересованность школьников трудовой деятельностью через выполнение доступных работ, создания ощущения радости от выполненных изделий, возможность проявить собственную индивидуальность, овладение начальными навыками самообразования, расширение знаний о сферах деятельности человека и поле профессий.    

    II ЭТАП: ориентирована на учащихся 8-х-9х классов – предполагает углубление знаний и формирование умений по различным профилям технологической подготовки, профессиональное самоопределение по возможности выбора поля деятельности. Для этой цели в процессе диагностики интересов, с одной стороны, необходимо отбирать наиболее востребуемые школьниками виды деятельности, корректировать образовательный процесс в зависимости от потребностей учащихся; с другой стороны, формировать технологический кругозор и технологическую грамотность (политехнические знания) для возможности обоснованного профессионального выбора с учетом широкого спектра видов профессиональной деятельности. К концу 9-го класса учащиеся должны реально представлять свои возможности, возможности профессий в удовлетворении жизненных потребностей, осознанно выбрать сферу профессиональной деятельности.

    На данной ступени очень важны контакты  общеобразовательной школы с учреждениями начального профессионального образования и колледжами, взаимодействие с которыми позволит расширить возможности осуществления ориентации школьников профессиональной деятельности.

    III ЭТАП: в сфере образования учащихся 10-х-11-х классов важна профильная направленность с целью изучения рынка образовательных услуг в районе и городе, расширение перечень профессий, связанным с профессиональными компетенциями по основам профессии (например, «Пользователь ПК», «Секретарь», «Делопроизводитель» и др.). На данной ступени  важны контакты с Центрами занятости о постоянно обновляющейся информации в запросах рынка труда на те или иные профессии.

     Система непрерывного образовательного процесса «Школа – Колледж – ВУЗ» представляет многоуровневую подготовку школьников. Для ее осуществления в основной школе проводится диагностика способностей и склонностей учащихся, выявление профессионального интереса и формирование умений, необходимых для осознания профессиональной деятельности.

        При поступлении из общеобразовательной школы в Колледж, а затем в высшие учебные учреждения создается логическая цепочка движения в профессиональном пространстве. Актуальными направлениями учебной деятельности учащихся является преемственность содержания обучения в системе непрерывного образования.

        Непрерывность при этом предполагает преемственность учебного материала и обеспечивает подготовку конкурентоспособных специалистов, востребованных рынком труда.

        Изучение и выявление склонностей и способностей подростков является чрезвычайно важной составляющей в выборе профессии. Проявление интереса к предстоящей профессиональной деятельности должен быть целенаправленным, а не случайным. Задача образовательного учреждения заключается в создании условий для развития личностного фактора каждого учащегося, а не чрезмерное оказание влияния взрослого на данный выбор.

        Целенаправленная работа методических объединений, классных руководителей, психологов, медицинских работников, родительской общественности должна быть взаимосвязанной и прослеживаться во всех мероприятиях, проводимых для учащихся по профориентационной деятельности (схема 2).

Схема 2.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

        В настоящее время отмечается рост актуальности проблемы профессиональной ориентации школьников. Для эффективности решения поставленных задач перед методическими и педагогическими работниками  следует расширять круг инфраструктурных подразделений, заинтересованных в высококвалифицированных профессиональных кадрах. Реализацией непрерывности образования школьников в деятельности Северного окружного управления образования и ГОУ Методического центра  является создание сетевого взаимодействия системы:

«СОУО - ГОУ МЦ – ОУ – Ресурсный центр –

Колледж – ВУЗ – работодатели – общественность»

        Для того, чтобы в дальнейшем профориентационная деятельность действительно могла обеспечить индивидуальную образовательную траекторию школьника, согласно государственному заказу, сетевое взаимодействие должно быть неотъемлемой частью деятельности системы образования.

       

ЛИТЕРАТУРА

    1.  Городская целевая программа «Модернизация московского образования – столичное образование - 5»

    2. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. – М.: «5 за знания», 2007. – 352 с.

    3. Концепция  профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования.  – «Школьные технологии», 2002, # 4. - с. 79-91.

    4. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога / С.Н. Чистякова, Родичев Н.Ф., Лернер П.С., Титов Е.В. Под ред. Чистяковой С.Н. – М.: «Новая школа», 2004. – 112 с.

    5. Формирование системы профильного обучения на основе взаимодействия средней и высшей школы. Сборник по материалам ГЭП / Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 112 с.

    6. Чистякова С.Н.  Педагогическое сопровождение самоопределения школьников/ Методическое пособие.  М.: ИЦ «Академия», 2006.