Проектная деятельность на уроках технологии

Антонцев Игорь Викторович

Для того чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству, необходимо использовать
различные методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет
школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической
цепочке - 
от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода -
активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать
учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. 
Российскими учителями накоплен богатый опыт использования метода проектов. На страницах
педагогических изданий, в материалах конференций постоянно присутствуют как описание реального опыта
учителей, так и научные статьи, посвященные вопросам осмысления и реализации проектного метода.
Говоря о методе проектов, мы имеем ввиду педагогический инструмент, позволяющий учителю
решать определенные образовательные задачи. Успешность любого метода зависит от ряда условий
(организационных, экономических, квалификации педагога и др.). Очевидно, что один и тот же метод,
используемый педагогами, к примеру, с различными уровнями подготовленности даст различные
результаты. А что означает оценить успешность, эффективность метода? И кто эту оценку производит?
Вероятно, в первую очередь сам учитель, использующий метод, и, возможно, его коллеги в качестве
экспертов, а также внешние по отношению к образовательному учреждению эксперты (как, например, при
оценивании конкурсных ученических проектов). Они оценивают степень достижения того результата,
который предполагается при использовании данного метода. Тогда возникает вопрос - что это за результат?
Общеизвестно, что результат любой педагогической деятельности - решение образовательных задач. Любая
педагогическая деятельность ориентирована на позитивные изменения личности учащегося, конкретнее - на
приращение знаний, приобретение умений, навыков; изменение уровня развития личностных качеств.
Исходя из этого, попробуем определить, какой же результат предполагает метод проектов. Для этого
придется немного углубиться в терминологию.
Проект (в самой общей формулировке) - реалистический замысел желаемого результата. Проект
представляет собой совокупность документации по оптимальному достижению предполагаемого результата
и выполняется на бумажных или электронных носителях (иногда дополняемых моделью или макетом).
Проект разрабатывается с целью его последующей реализации. Например, по инженерно-конструкторскому
или архитектурно-строительному проекту изготавливают какую-либо конструкцию или возводят
сооружение. Проект ориентирован на реальный продукт, но изготовление продукта - это уже реализация
проекта