Знакомьтесь "Эстетика жилища" - факультативные занятия (кружок)

Крутолевич Наталья Николаевна

Факультативный курс «Эстетика жилища» для 8-9 классов ориентирован на формирование технологической грамотности, навыков проектной деятельности, включение учащихся в общественно-полезную созидательную деятельность при изготовлении изделий декоративно-прикладного творчества для оформления интерьера жилища, как основы технологической культуры. Программа может использоваться для планирования кружковой работы.

Направления работы: технология ручной вышивки, художественная обработка кожи, бисерное рукоделие - представление возможностей творческой самореализации личности;

Раздел «Технология ручной вышивки» знакомит с современными способами вышивания, комбинированием различных техник: вышивка крестом и гобеленовый шов, крест и вышивка бисером, крест и вышивка лентами и т.д.

Изучение раздела факультативного курса завершается разработкой творческого проекта. Где происходит формирование навыков проектной деятельности, способности к самостоятельному поиску и исследованию информации для решения практических задач при изготовлении изделий декоративно-прикладного творчества для оформления интерьера жилища. 

Раздел технология работы с кожей рассматривает различные способы художественной обработки кожи. Техника выполнения мозаики из кожи – мало известный способ. Эта технология даёт широкие возможности для творческой самореализации личности.

«Бисероплетение» - 8 класс – цветочные композиции, 9 класс – деревья.

На последнем занятии в конце учебного года каждого блока факультативных занятий целесообразно подвести итоги работы, отбираются лучшие изделия для тематической выставки.Выставки лучших детских работ способствуют пропаганде и популяризации среди учащихся факультативных занятий по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_estetika_zhilishcha.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная программа

Факультативных занятий

«Эстетика жилища»

для 8-9 классов

общеобразовательных учреждений

Учитель трудового обучения

высшей категории

ГУО СШ№31 г. Могилёва

Крутолевич Наталья Николаевна

2010


Учебная программа факультативных занятий «Эстетика жилища» рассмотрена на заседании Президиума Научно-методического совета при Министерстве образования республики Беларусь по дошкольному, общему среднему и специальному образованию (30.06.2010, пр.№7) и рекомендована к использованию с соответствующим грифом.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и организация факультативного курса «Эстетика жилища» обусловлена развитием олимпиадного движения по предмету, возрастанием роли предмета при профессиональной подготовке учащихся. Важная роль отводится данному курсу в целях удовлетворения индивидуальных познавательных запросов учащихся, организации занятости подростков в свободное от учёбы время, содержательного и интересного проведения досуга.

Предлагаемая программа призвана способствовать целостному развитию личности учащихся, предусматривает преемственное развитие знаний и умений, полученных школьниками в процессе трудового  обучения. Эти умения закрепляются в самостоятельной творческой деятельности при изготовлении более сложных изделий.

Целью изучения данного курса является формирование технологической грамотности учащихся как основы технологической культуры в процессе выполнения творческих проектов.

Реализация этой цели предполагает решение следующих основных задач:

* удовлетворение потребностей детей в реализации творческих замыслов, осмысленном применении имеющихся знаний, умений в процессе преобразовательной и творческой деятельности;

* формирование опыта трудовой деятельности, как необходимого условия успешной социализации личности в современных социально-экономических условиях;

* формирование культуры труда, умений планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность, оценивать результаты работы;

* развитие познавательных интересов, технических, интеллектуальных, творческих способностей в процессе включения школьников в проектную деятельность.

Программа факультативных занятий предназначена для учащихся 8-9 классов и рассчитана на 70 учебных часа (2 часа в неделю) в течение одного учебного года.

Факультативный курс носит вариативный характер, поэтому учитель может планировать свою работу с учётом интересов, степени подготовки учащихся, потребностей и реальных возможностей школы. Учитель может менять практические работы на другие, отвечающие данной тематике курса. В качестве основных и вспомогательных материалов могут быть использованы различные производственные отходы, бросовые материалы.

Кроме основных методов трудового обучения: демонстрация,  работа с дополнительными источниками информации, тренировочные упражнения, практические работы, которые реализуются в процессе изготовления учащимися конкретных изделий прикладного характера (сувениров, подарков, предметов быта, изделий для украшения интерьера и одежды, работ выставочного характера), в программу включён творческий проект.

Творческий проект учащихся предусматривает проектирование конструкции, технологии, изготовление законченного изделия, оценку учащимися качества выполненного изделия. В зависимости от сложности изделия проект может быть индивидуальным или коллективным.

По итогам обучения учащиеся смогут:

иметь представление: об основных художественных средствах создания комфортных условий помещения; приёмах композиционного оформления интерьера жилища;

распознавать: структуру, свойства, пластические возможности кожи; основные виды и техники бисерного рукоделия

различать: разнообразные приёмы вышивки крестом; характеризовать технические приёмы работы с кожей;

читать и понимать: планы, эскизы планировки, цветового решения жилых помещений;

разрабатывать: эскизные проекты дизайна помещений; изделия для оформления интерьера жилых комнат;

изготавливать: изделие декоративно-прикладного творчества для оформления интерьера помещения, исходя из имеющихся материалов, заданных требований к изделию;

осуществлять: все этапы проектирования – от идеи и её реализации до формирования новой идеи при изготовлении изделий декоративно-прикладного творчества для оформления интерьера помещения.

Весь процесс обучения должен носить творческий характер, а выполненные изделия иметь определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечать функциональным и эстетическим требованиям, быть общественно полезными.

В конце учебного года подводятся итоги работы, организуются тематические выставки, конкурсы творческих проектов, проведение которых поможет определить успехи учащихся в данной области.

Тематический план

Наименование раздела, темы

Количество часов

8 класс

9 класс

1.

2.

3.

4.

5.

6.

.

Вводное занятие

Эстетика жилища

Технология ручной вышивки

Творческий проект

Художественная обработка кожи

Творческий проект

Бисерное рукоделие

Выставка творческих работ

Итого:

2

2

24

26

14

2

70

2

2

24

26

14

2

70


Примерный тематический план   (8 класс)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

2

2.1

2.2

3

3.1

3.2

3.3

3.4

4

4.1

4.2

4.3

4.4

5

5.1

5.2

5.3

5.4

6

Вводное занятие

Эстетика жилища

Понятие о дизайне. Дизайн интерьера.

Значение декоративно - прикладного творчества в оформления интерьера жилища.

Ручная вышивка

Вышивка и интерьер. Современные направления в вышивке. Комбинированные техники вышивания.

Вышивка крестом. Разновидности креста: простой, болгарский, полукрест, гобеленовый.

Вышивка лентами. Материалы, приёмы вышивки.

Творческий проект:

Изготовление изделия   для оформления интерьера жилища.

Художественная обработка кожи.

Виды художественной обработки кожи. Инструменты, приспособления. Виды кожаных материалов.

Способы получения свободной рельефной поверхности: морщение, драпировка, складывание, стягивание.

Технология выполнения картин в технике аппликация из кожи.

Технология выполнения мозаики из кожи.

Творческий проект:

Изготовление изделий для оформления интерьера школы.

Бисерное рукоделие.

Виды бисерного рукоделия: низание, ткачество, плетение, вышивка, выкладка по воску. Способы низания.

Техника изготовления объёмных изделий на проволоке.

Низание дугами.

Параллельное низание. Приёмы работы.

Коллективная работа по изготовлению объёмной цветочной композиции.

Выставка творческих работ

2

2

1

1

24

2

2

4

16

26

2

2

4

18

14

2

4

4

4

2

ИТОГО:

70


Программа 8 класс (70ч)

  1. Вводное занятие (2ч)

Внутренний распорядок, общие правила безопасного поведения.

Цели и задачи курса. Содержание работы в процессе изучения курса.

Ознакомление с информационным банком: литературой, творческими проектами,  иллюстрационным материалом, банком идей и находок. Демонстрация наглядных пособий, изделий, выполненных учащимися.

  1. Эстетика жилища (2ч)

Понятие о дизайне. Дизайн интерьера.

Роль предметов декоративно-прикладного творчества в создании единства  характера среды. Современные направления моды в украшении интерьера жилища.

Практическая работа

  1. изучение вариантов использования предметов декоративно-прикладного творчества при оформлении интерьера жилища по журналам, книгам по рукоделию.

  1. Ручная вышивка (24ч)

Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила.

Вышивка и интерьер.

Вышивка крестом. Разновидности креста: простой, болгарский,  полукрест, гобеленовый.

Вышивка лентами, основные приёмы вышивания.

Комбинированные вышивки: вышивка крестом и шов строчка, соединение вышивки простым крестом и вышивки лентами, болгарским крестом и гобеленового  шва.

Практические работы:

  1. тренировочные упражнения в вышивании элементов лентами;
  2. тренировочные упражнения в выполнении болгарского креста;
  3.  тренировочные упражнения в выполнении гобеленового шва.

Творческий проект

Изготовления изделия для оформления интерьера жилища в технике вышивка (по выбору).

Алгоритм работы над проектом:

  1. выбор изделия, согласование с учителем;
  2. выбор рисунков, схем, творческая переработка схем;
  3. выполнение эскиза разрабатываемого изделия в интерьере помещения;
  4. подбор ткани, нитей, дополнительных материалов  для вышивки;
  5. обоснование выбора изделия, материалов, инструментов;
  6. подготовка ткани для вышивки;
  7. вышивка изделия в выбранной технике;
  8. окончательная отделка, контроль качества, оформление готовой работы;
  9. оформление проектной папки.

  1. Художественная обработка кожи  (26ч)

 Кожа – возможности её использования в декоративно-прикладном творчестве. Виды кожаных материалов: натуральная кожа, искусственная кожа, замша, лаке.

Виды кожи по биологическим признакам (крупного рогатого, скота, свиная, козья, овечья, конская) и качеству выработки (юхт, опойка, сафьян, замша).  

Материалы, инструменты и приспособления для работы с натуральной кожей. Способы художественной обработки кожи: тиснение, оплётка, вышивка по коже. Способы получения свободной рельефной поверхности: морщение, драпировка, складывание, стягивание.

Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила.

Технология выполнения аппликации, мозаики из кожи.

Практические работы:

  1. раскрой элементов и деталей аппликации из кожи;
  2. изучение пластических возможностей кожи (техника «жмурка»);
  3. тренировочные упражнения в изготовлении аппликации из кожи;
  4. сборка аппликации из кожи;
  5. тренировочные упражнения в нарезке мозаичных элементов;
  6. упражнения в составлении мозаичных полотен.

Творческий проект

 Изготовление картин из кожи в технике мозаика для оформления интерьера школы по теме: «Времена года», «Мой родны кут» и т.д.

Алгоритм работы над проектом:

  1. выбор темы, согласование с учителем;
  2. сбор и обработка информации по теме проекта;
  3. выполнение эскиза изделия в интерьере помещения;
  4. подбор материалов для работы;
  5. обоснование выбора темы, изделия, материалов, инструментов;
  6. подготовка кожи для работы;
  7. изготовление изделия в выбранной технике (по выбору);
  8. окончательная отделка, контроль качества, оформление готовой работы;
  9. оформление проектной папки.

  1. Бисерное рукоделие (14ч)

Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила.

Виды бисерного рукоделия: низание, ткачество, плетение, вышивка, выкладка по воску. Техники изготовления изделий из бисера.

Техника изготовления объёмных изделий на проволоке. Материалы, инструменты, приспособления. Низание бисера на проволоку - параллельное низание, низание дугами. Схемы низания.

Практические работы:

  1. тренировочные упражнения в параллельном низании, изготовление лепестков цветов, листьев, фигурок животных;
  2. упражнения в низании дугами, изготовление листьев, лепестков цветов;
  3. упражнения в сборке цветка, ветки.

Коллективная творческая работа учащихся 

Изготовление объёмной цветочной композиции из бисера для украшения интерьера мастерской, школы:

  1. цветовое решение композиции;
  2. распределение работы в группе;
  3.  изготовление цветов, листьев  и других элементов из бисера в выбранной технике;
  4. сборка цветов, бутонов, композиции;
  5. оформление объёмной композиции.

  1. Выставка творческих работ (2ч)

Подготовка работ для выставки: отбор лучших работ и их оформление. Организация и оформление выставки.


Примерный тематический план   (9 класс)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

2

2.1

2.2

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

6

Вводное занятие

Эстетика жилища

Основные художественные средства дизайна интерьера.

Приёмы композиционного оформления интерьера жилища.

Ручная вышивка

Вышивка и интерьер. Современные направления в вышивке. Комбинированные техники вышивания.

Вышивка крестом. Разновидности креста: итальянский, черногорский, алжирский, венгерский.

Ковровая вышивка: восточный шов.

Вышивка лентами.

Творческий проект:

Изготовление изделия   для оформления интерьера жилища.

Художественная обработка кожи.

Виды художественной обработки кожи. Структура и свойства натуральной кожи.

Виды обработки натуральной кожи: термическая, влажная, драпировки, тиснение, интарсия, батик.

Технология изготовления объёмно-пространственной композиции из кожи.

Технология выполнения мозаики из кожи.

Творческий проект:

Изготовление изделий для оформления интерьера школы.

Бисерное рукоделие.

Виды бисерного рукоделия: низание, ткачество, плетение, вышивка, выкладка по воску.

Технология ткачества бисерного полотна. Материалы, инструменты, приспособления.

Техника изготовления объёмных изделий на проволоке. Материалы, инструменты. Способы низания.

Низание петельками, дугами. Приёмы работы.

Коллективная работа по изготовлению дерева.

Выставка творческих работ

2

2

1

1

24

2

2

2

2

16

26

2

2

2

2

18

14

2

2

2

2

6

2

ИТОГО:

70


Программа 9 класс (70ч)

  1. Вводное занятие (2ч)

Внутренний распорядок, общие правила безопасного поведения.

Содержание работы в процессе изучения курса.

Ознакомление с информационным банком: литературой, творческими проектами,  иллюстрационным материалом, банком идей и находок. Демонстрация наглядных пособий, изделий, выполненных учащимися.

  1. Эстетика жилища (2ч)

Дизайн интерьера. Основные художественные средства дизайна интерьера помещений - декор. Правила размещения картин в интерьере.

Значение декоративно - прикладного творчества в оформлении интерьера жилища. Текстиль в интерьере. Дополнения к интерьеру жилища.

Практическая работа:

  1. изучение вариантов использования предметов декоративно-прикладного творчества в оформлении интерьера кабинета обслуживающего труда по журналам, книгам по рукоделию.

  1. Ручная вышивка (24ч)

Вышивка и интерьер. Модные тенденции в оформлении интерьера жилища.

Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила.

Вышивка крестом. Разновидности креста: итальянский, черногорский, алжирский, венгерский.

Ковровая вышивка: восточный шов.

Вышивка лентами.

Комбинированные вышивки: вышивка крестом и бисером, сочетание вышивки крестом и вышивки лентами, навивкой, шнуром.

Практические работы:

  1. самостоятельная разработка рисунков для комбинации вышивок;
  2. тренировочные упражнения в выполнении комбинаций элементов: крестом и вышивка бисером, крестом и вышивка навивкой;
  3. тренировочные упражнения в вышивании лентами.

Творческий проект

Изготовления изделия для оформления интерьера жилища в технике вышивка (по выбору).

Алгоритм работы над проектом:

  1. выбор темы, изделия, согласование с учителем;
  2. сбор и обработка информации по теме проекта;
  3. выбор рисунков, схем, творческая переработка схем;
  4. выполнение эскиза разрабатываемого изделия в интерьере помещения;
  5. подбор ткани и нитей, дополнительных материалов  для вышивки;
  6. обоснование выбора темы, изделия, материалов, инструментов;
  7. подготовка ткани для вышивки;
  8. вышивка изделия в выбранной технике;
  9. окончательная отделка, оформление готовой работы;
  10. контроль качества работы, правила ухода за изделием;
  11. оформление проектной папки.

  1. Художественная обработка кожи  (26ч)

 Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила.

Кожа – возможности её использования в декоративно-прикладном творчестве. Строение и свойства натуральной кожи.

Материалы, инструменты и приспособления для работы с натуральной кожей. Способы художественной обработки кожи: крашение, интарсия, батик. Виды обработки кожи: термическая, влажная, драпировки.

Технология изготовления объёмно-пространственной композиции из кожи.

Технология выполнения  мозаики из кожи.

Практические работы:

  1. изучение способов получения и фиксирования объёмов (техника жарение);
  2. подготовка основы для объёмной композиции;
  3. раскрой элементов и деталей композиции;
  4. тренировочные упражнения в изготовлении цветов, листьев и других элементов  из кожи;
  5. сборка объёмной композиции из кожи;
  6. декоративная отделка объёмной композиции;
  7. тренировочные упражнения в выполнении мозаичных фрагментов.

Творческий проект

 Изготовление картин из кожи (выбор техники выполнения по выбору) для оформления интерьера мастерской, школы по теме: «Жыву у Беларусі і тым ганаруся», «Мой край Прыдняпроускі», «Эксклюзив» и т.д.

Алгоритм работы над проектом:

  1. выбор темы, изделия, согласование с учителем;
  2. сбор и обработка информации по теме проекта;
  3. выполнение эскиза изделия в интерьере помещения;
  4. подбор материалов для работы;
  5. обоснование выбора темы, изделия, материалов, инструментов;
  6. подготовка кожи для работы;
  7. подготовка фона или опоры для объёмной композиции;
  8. изготовление изделия в выбранной технике;
  9. окончательная отделка, оформление готовой работы;
  10. контроль качества, правила ухода за изделием;
  11. оформление проектной папки.

  1. Бисерное рукоделие (14ч)

Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила.

Виды бисерного рукоделия: низание, ткачество, плетение, вышивка, выкладка по воску. Техники изготовления изделий из бисера.

Ткачество бисерного полотна.  Расчёт количества нитей основы. Способы натягивания нитей основы на самодельную рамку. Приёмы ткачества одной, двумя иглами. Снятие полотна со станка, способы закрепление нитей основы готового полотна.

Техника изготовления объёмных изделий на проволоке. Материалы, инструменты, приспособления. Низание бисера на проволоку: низание петельками, низание дугами. Схемы низания.

Способы закрепления объёмных изделий, композиций на основе.

Практические работы:

  1. освоение приёмов ткачества одной иглой;
  2. освоение приёмов ткачества двумя иглами;
  3. выбор схемы для ткачества бисером;
  4. параллельное натягивание нитей основы на самодельную рамку;
  5. тренировочные упражнения в ткачестве бисером;
  6. тренировочные упражнения в низании петельками, изготовление веточек деревьев;
  7. упражнения в низании дугами, изготовление листьев, лепестков цветов;
  8. упражнения в сборке цветка, ветки.

Коллективная творческая работа учащихся. 

 Изготовление изделий из бисера для выставок, сувениров по теме «Деревья».

  1. выбор изделия по теме «Деревья»;
  2. подбор материалов;
  3. распределение работы;
  4. изготовление  мелких веток дерева;
  5. сборка крупных веток и бисерного дерева;
  6. формирование ствола;  
  7. крепление бисерного дерева на основу;
  8. оформление работы;
  9. контроль качества, правила ухода за изделием.

6. Выставка творческих работ (2ч)

Подготовка работ для выставки: отбор лучших работ и их оформление. Организация и оформление выставки.


Литература:

  1. Базулина, Л.В. Бисер. / Л.В. Базулина, И.В. Новикова. – Ярославль: Академия развития, 1999. – 156с.
  2. Бондарева, Н.И. Рукоделие из бисера. Серия «Учебный курс» / Н.И. Бондарева. - Ростов – на – Дону: «Феникс», 2000. - 48с.
  3. Васильев,И.И. Бисероплетение. Шкатулки. Сумочки: Практическое пособие / И.И. Васильев. – СПб.: КОРОНА принт, 2000. – 64с.
  4. Гранько, Н.М. Ручное и машинное вышивание / Н.М. Гранько,  О.В. Шантырь. - Мн.: Полымя.1983. – 146с.
  5. Ерёменко, Т.И. Рукоделие / Т.И. Ерёменко. - М.: Легпромбытиздат, 1989. - 143с.
  6. Женские рукоделия / М.: Цитадель, 2000. – 512с.
  7. Коноплёва, Н.П. Вторая жизнь вещей / Н.П. Коноплёва. - М.: Просвещение, 1993. – 76с.
  8. Ладынина,Ю.С. Бисер. Техника «Кирпичный стежок» / Ю.С.Ладынина. - М.: Культура и традиции, 2001. – 96с.
  9. Литвинец, Э.Н. Учитесь вышивать / Э.Н. Литвинец // Сделай сам. - 1991. - №4. – С. 3-48.
  10. Ляукина, М.В. Бисер. Техника. Приёмы. Изделия / М.В.Ляукина. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2003. – 288с.
  11. Миронова, А.Н. Цветоведение: Учеб. Пособие для спец. 2229 «Интерьер и оборудование» / А.Н.Миронова. – Мн.: Высш. шк. 1984. – 388с.
  12. Никоненко,Н.М. Декоративно-прикладное творчество. Художественное оформление интерьера. Практическое руководство для взрослых и детей (Серия «Школа радости») / Н.М.Никоненко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 128с.
  13. Полная энциклопедия женских рукоделий / сост. Н.В. Будур. В 2-х тт. Т.1. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 1999. – 592с.
  14. Полная энциклопедия женских рукоделий / сост. Н.В. Будур. В 2-х тт. Т.2. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 1999. – 572с.
  15. Савиных, В.П. Прекрасные превращения / В.П. Савиных. – Мн.: Беларусь, 2000. – 110с.
  16. Сокол, И.А. Рукоделие / И.А. Сокол. – Харьков: 1999. – 480с.
  17. Суслова, М.И. Эксклюзивная вышивка. Техника. Приёмы. Изделия. Энциклопедия (Золотая библиотека увлечений) / М.И. Суслова. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, – 136 с. ил.
  18. Терешкович, Т.А. Уроки вышивания (на все руки мастерица) / Т.А. Терешкович. – Мн.: ООО «Хэлтон», 2001. – 192 с.
  19. Технология. Кожа: вторая жизнь вещей (конспекты занятий, материалы к урокам в 9-10 классах) / Авт.-сост. Т.Ф. Софина. – Волгоград: Учитель, 2004. – 47с.
  20. Чиотти Д. Бисер / Пер. с итал. – М.: Издательский дом «НИОЛА 21-й ВЕК», 2003. – 160с.