Шаги к успеху

 

Для того, чтобы быть успешным в стремительно меняющемся мире, необходимо самому постоянно меняться, находить что-то новое, творить. Творчество теперь уже не является специальностью людей искусства, быть творцом жизненно необходимо человеку любой профессии. Способность человека к нестандартному, оригинальному мышлению определяется как креативность. В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, воспитания человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Мир ребенка - это мир изменяющихся, развивающихся, причудливых образов, невероятных аналогий, фантастических представлений. И наша задача научить его творить.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Толстой.             

За двадцать три года работы в системе образования, я прихожу к выводу, что эти слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. «Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческий потенциал», «думать творчески», «проявление креативности» - эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма. Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения.

Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы.

Концепция креативности, как феномена творчества, была введена в науку Джоем Полом Гилфордом - американским психологом, первым взявшимся за объективное исследование. Он выделил два вида мышления: конвергентное  и дивергентное. Традиционная система образования опирается в основном на конвергентное мышление. Дивергентное мышление, характеризующееся гораздо большей свободой, практически не развивается, в то время как реальные проблемы, с которыми человек сталкивается в жизни, в отличие от учебных задач, правильных однозначных решений не имеют.

Большинство психологов рассматривают креативность человека как один из важнейших и в известной мере независимый фактор одарённости. Поль Торренс определил креативность как процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределённости и дефицита информации.

Главная задача в развитии креативных способностей учащихся – это развитие мыслительной деятельности. При этом ориентироваться нужно не на зону актуального развития, а на зону ближайшего развития: будить мысль ученика, развивать активность, самостоятельность и – как высший уровень – креативное творческое мышление.

У Роджерса  есть хорошее сравнение: «Фермер не может заставить росток развиваться и прорастать из семени, он только может создать такие условия для его роста, которые позволят семени проявить свои собственные скрытые возможности. Так же обстоит дело и с творчеством». Основная цель креативной образовательной среды - "разбудить" в человеке творца и максимально развить в нём заложенный творческий потенциал.

Креативность можно рассматривать как свойство, формирующееся по принципу "если... то...". В повседневной жизни, происходит подавление креативных свойств индивидуума. Поэтому развитие креативности возможно лишь в специально организованной среде. Для того чтобы креативность развивалась как глубинное (личностное), а не только поведенческое (ситуативное) свойство, развитие должно происходить под влиянием условий среды при постоянной активности личности, на основе её саморазвития. Системообразующим фактором проектирования креативной образовательной среды является гуманизация.

Развитию креативности способствуют:

1) уважение к личности обучающегося, её уникальности, индивидуальности;

2) использование мотивов творческой деятельности, осознание  её значимости;

3) поддержка мотивации стремления к успеху и нейтрализация мотивации избегания неудач;

4) равноправие в творческом коллективе;

5) создание атмосферы творчества;

6) опора на положительные эмоции, инициативу, самостоятельность,

7) развитие критического мышления;

8) поиск нестандартных приемов решения конкретных задач

9) поощрение стремления обучающегося к самосовершенствованию, самооценке, самореализации,

10) развитие оргдеятельностных способностей обучающихся (самоопределение, целеустремлённость, рефлексия)

11) использование активных методов обучения.

Технология начинается с идеи, загадки, проблемы. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальное решение проблемы, то формирование личности этого школьника будет отличаться от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем. "Не накормить голодного рыбой, а научить ловить ее!" Цель любого преподавателя - организовать обучающий процесс так, чтобы дать ученику возможность и мотив самостоятельной исследовательской работы. Задача ученика  использовать этот тактический шаг таким образом, чтобы самому прийти к истине!

Развитие креативного мышления формирует у ребят осознанность умственных действий, а это – путь к развитию высокой интеллектуальной активности обучаемых.   Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает и свои творческие способности. «Хорош лишь тот учитель, в котором не умер ученик ». Баурджан  Тойшибеков.

Целью школьного образования является развитие ребенка как креативной, творческой личности путем включения его в различные виды деятельности:  учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие. Главное -  не дать ответ на вопрос, главное - направить на путь самостоятельных поисков ответов. В труде, в деле возникает истинное знание, а это в одинаковой степени применимо и к умудренному опытом учителю, и к ученику, робко входящему в класс, открывающему для себя удивительный мир – мир технологии.

"Урок, - писал С.И. Гессен, - должен быть пронизан творчеством... Это значит, что хотя цели урока и предписаны ученикам извне, им должны быть представлена свобода в осуществлении этих целей, инициатива в выборе средств, необходимых для решения поставленной уроком задачи".

Свои уроки стараюсь сделать творческими, яркими, запоминающимися. В каждом из них есть своя изюминка. Для развития креативности использую различные формы, методы и приёмы. Вашему вниманию предлагаю несколько таких уроков.

Так урок  в 6 классе с самой обычной темой превратился в театральное представление. Ребята стали главными героями ярмарки: весёлой, озорной, с обилием и разнообразием товаров, выполненных золотыми руками народных умельцев. Побывали на деревенских посиделках, познакомились с кружевной сказкой. На уроке учащиеся узнали не только много нового, но и смогли перенести полученные знания на практику, действовать в нестандартной обстановке.

Как превратить урок технологии в винтажное дефиле с демонстрацией фасонов школьной формы за последние сто лет смогли ответить учащиеся 7 класса. Они исследовали проблему ношения формы, которая очень остро встаёт в каждой школе. На заключительном уроке по теме проекта были обобщены полученные сведения, полученные из разных источников. Семиклассницы демонстрировали тщательно изученные ими на материалах музея фасоны и модели школьной формы. В ходе урока девочки создали альбом в модной сейчас технике «скрапбукинг» на основе исторических документов и фотографий. Получился подарочный альбом в стилях «винтаж» и «эритаж», который стал прекрасным подарком к 105-летию школы и занял достойное место в экспозиции школьного музея.

В каждом ли человеке солнце? Что надо сделать, чтобы оно было в каждом из нас, чтобы оно светило всегда, для всех и по-доброму? На эти вопросы дали ответы второклассники. Ребята выстроили ассоциативный ряд к слову «солнце» и связали его с самым дорогим словом «мама». В ходе урока была проведена творческая мастерская по созданию  портрета солнца. Каждый постарался наделить его своим характером, индивидуальностью, настроением. Выполненные работы были адресованы мамам. Ребята смогли не только ответить на поставленные вопросы, но и создать «солнечную методику воспитания».

Классная и внеклассная работа должны иметь возможность не только развивать и поддерживать интерес к технологии, но и способствовать развитию креативности,  мыслительной деятельности личности -  умению выделять главное в проблеме; формированию высокого уровня активности мышления, переходящего в творческое, когда способен осознавать собственные способы мышления, действовать в нестандартной обстановке.

Применять различные средства и методы обучения для формирования креативности необходимо  не только на уроках, но и во внеурочной  деятельности учащихся: на занятиях творческой мастерской, организации проектной работы, при подготовке к конкурсам, выставкам, олимпиадам.

Внеурочную деятельность осуществляю по программе «Ступеньки творчества», которая рассчитана на детей от 5 до 16 лет. Развитие креативности можно осуществлять в разных направлениях: отталкиваться от формы, материала или техники. Так, даже занятие, проводимое в хорошо знакомой всем технике «аппликация из бумаги», может превратиться в кулинарное шоу.

С детьми постарше учимся креативно посмотреть на проблему и найти оригинальное решение. Даже самым заурядным вещам, вышедшим из употребления, можно найти достойное применение.

Развитие креативности, умения самостоятельно конструировать свои знания лежит и в основе метода проектов. Полезность проекта заключается в том, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

Для творческих проектов выбираем общественно значимые объекты. Для работы часто используем природный и бросовый материал, даём вторую жизнь отслужившим вещам.

Самостоятельно создаём креативную образовательную среду, в которой приятно не только творить, самосовершенствоваться, но и самореализовываться.

Обучение и познание – сложные процессы, они предполагают, прежде всего,  деятельность учителя и деятельность учащегося. Учитель даёт не только научную информацию по своему предмету, но и планирует, организует, контролирует учебную деятельность ученика. Он также развивает навыки учебного труда, мышление (в том числе и креативное), его способности, умения применять знания на практике – всё  то, что поможет учащемуся добиться успеха на своем жизненном пути, ведь на протяжении всей жизни человек может и должен развивать имеющееся у него творческое начало.