Эссе учителя

Борданова Оксана Васильевна

 

УЧИТЕЛЬ – короткое слово,
А смысл, как тугая коса, – 
Плетение с виду простое,
Но так многогранна краса.
Ты – друг, ты – пример, ты – наставник,
Геолог ты и ювелир – 
Ты точной и мудрой огранкой
Алмаз в бриллиант превратил.
Будь бережен с каждым алмазом,
Который доверила жизнь,
Он дастся огранке не сразу – 
Терпения ты наберись.
Учитель – и словом, и делом
Таланта искру разожги,
И каждому добрым примером
Путь в жизни найти помоги

Свой выбор – быть учителем – сделала я легко. Сейчас пытаюсь объяснить для себя, вспомнить, почему я выбрала этот нелёгкий путь. Профессия учителя с раннего детства привлекала меня. Я испытывала постоянную жажду знаний и радость от обогащения ими. Эту радость мне хотелось разделить с окружающими, и я с удовольствием делилась этим – в то время ещё небольшим – богатством с родными, друзьями. Я убеждена: от учителя, от уровня его знаний, компетентности, эрудиции, нравственных качеств зависит, интересен он ребёнку или его просто терпят. Истинная педагогика требует от нас самоусовершенствования, а личный пример учителя – вот путеводная звезда для детей в сложном меняющемся мире. 
Работая с детьми, я поняла, насколько велика роль нравственного авторитета учителя и что только личным примером и поведением можно достичь успеха. Но самое несчастное отношение между учителем и учениками возникает тогда, когда в детях закрадывается сомнение относительно твоих познаний. Поэтому считаю, что путь постоянного самообразования и самосовершенствования жизненно важен и необходим для учителя. Самое страшное для нас – потерять доверие ученика.
Конечно, главные жители этой страны – это дети. Именно ни заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.
Я верю - каждый ребёнок талантлив! Но талантлив по своему. Педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. И я как педагог всегда ставлю перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. 
В настоящее время воспитать успешного человека - это главная цель, которую жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается ежегодно. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.
Нас объединяет одна цель – воспитать здоровых, грамотных, нравственно устойчивых личностей. Но воспитывая, школа дает в первую очередь – образование, а государство, как мы знаем, начинается с семьи. Считаю, что при необходимости семье надо помогать, но не пытаться ее заменять. Думаю, что школе совместно с родителями необходимо воспитывать в детях доброжелательность, умение сдерживать себя, устойчивые моральные ценности, любовь к людям, трудолюбие. В руках учителя - создание благоприятного климата в классе, для четкой организации учебного процесса и у каждого здесь есть свои приемы и своя методика. Для меня лично предпочтительна классическая форма отношений с классом, основанная на понимании, доверительности, выдержанности, без заискивания и панибратства. Уважаю детей трудолюбивых, позитивных, открытых и бесхитростных. Если замечаю у ребенка затруднения, стараюсь помочь. Переходить на крик во время урока – значит, расписаться в собственном бессилии. Дети смотрят на тебя с уважением, когда знаешь, о чем говоришь, и тему излагаешь понятно и интересно. В своей работе стараюсь придерживаться принципов выдающегося педагога Гарсона  Канина «Дилетанты надеются. Профессионалы работают». Если мы не выработаем у детей такой черты в характере, как быть ответственными за свое поведение и поступки с малых лет, то в будущем такой человек ничего не достигнет, а мы несем ответственность за их будущее. 

 

В заключение я бы хотела сказать, что вижу нашу школу успешной, наполненной здоровыми, радостными детьми и сильными, образованными учителями. Я хотела бы ощущать удовлетворение от принадлежности к этой школе, этому коллективу. Мне хотелось бы видеть разумное сочетание управленческо – педагогических требований с организацией творческой деятельности и радостным общением. Должно быть уважение большинством коллектива выработанных и признанных целей, которые определяют пути развития школы. Важно: уважение к традициям, нравственным нормам, готовность и способность к инновационной деятельности. Четкая организация учебного процесса, разработаны и выполняются должностные инструкции, школьные нормы, законы и правила – основополагающие и незыблемые постулаты. Должна быть разумная система конструктивного неразрушающего контроля и поддержки любых ценных начинаний педагогов, конечно же, уважение к личности каждого и признание ценности каждого члена педагогического коллектива, а также хорошо поставленная профессиональная учеба педагогических кадров. Необходимо умение коллектива планировать ожидаемый результат и сообща решать проблемы школы, поощряя любое доброе начинание, привносящее позитив в учебно-воспитательный процесс.
Учитель должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому своих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение учителя.