«Реализация программы по технологии с учетом требований ФГОС в условиях совместного обучения девочек и мальчиков»

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. ФГОС выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

 Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников всех классов. Его содержание предоставляет учащимся возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mikoyan_a.s._tehnologiya.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ СОШ «Кристалл» г. Сызрани

учитель технологии

Микоян Анастасия Сергеевна

 «Реализация программы по технологии с учетом требований ФГОС

 в условиях совместного обучения девочек и мальчиков»

        Придя в школу человек, попадает в большой и удивительный мир, в котором ему приходиться разобраться, что-то познать, чему-то научиться. И хорошо, что в школе есть такие люди, которые помогают ему заложить тот культурный базис, который ученик пронесёт через всю свою жизнь.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. ФГОС выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

   Я веду технологию с 1 по 8 класс. В начальной школе работаю по предметной линии «Перспектива», по программе Технология. 1-4 класс. Роговцева Н.А. А в  5, 6, 7, 8 классах

работаю по разработанным мной  рабочим программам, которые составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования на основе Примерной программы «Технология 5-8 кл» Авторы: А.Т.Тищенко, Н.В. Синица, представленной УМК предметной линии «Алгоритм успеха».

И сегодня целью моего выступления является анализ особенностей программы по «Технологии» именно 5-8 классов, составленной в соответствии с требованиями ФГОС и реализации ее в условиях совместного обучения девочек и мальчиков.

Роль и место дисциплины

Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.

 Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников всех классов. Его содержание предоставляет учащимся возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

Базисный учебный  план образовательного учреждения для 5,6,7 классов включает 68 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология», из расчета 2 ч в неделю. И в 8 классе 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Программы для обучения школьников технологии разработаны с учетом того, что в них отражены инвариантная обязательная часть в объеме 53 ч и вариативный авторский компонент, рассчитанный на 15 ч., который призван расширить и углубить знания и умения учащихся. Это разработка учащимися мини проектов после изучения разделов и изучение тем «Тестопластика» 5 класс, «Квиллинг» 6 класс, «Плетение из фольги» 7 класс. А для обучающихся 8 класса разработана с учетом того, что в ней отражена инвариантная обязательная часть в объеме 26 ч и вариативный авторский компонент, рассчитанный на 8 часов.

Рабочая учебная программа по «Технологии» конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В ней установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

На сегодняшний день учебный предмет «Технология» в нашей школе предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя основные содержательные линии, которые определены стандартом среднего общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками, которые можно выделить из 2 основных направлений «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома»  с учетом неделимых классов:

  1. Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов;
  2. Создание изделий из текстильных материалов;
  3. Технология домашнего хозяйства;
  4. Оформление интерьера.
  5. Электротехника;
  6. Кулинария;
  7. Художественные ремесла;
  8. Технологии исследовательской и опытнической деятельности;

Содержание подобранных разделов позволяет ознакомить учащихся с наиболее распространенными конструкционными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологией обработки, развить способности, позволяющие использовать полученные знания и умения при решении конкретных задач.

Количество учебных часов по разделам сокращено и перераспределено с учетом неделимых классов, базисного плана образовательного учреждения и требований ФГОС ООО.

 Исходя из конкретных условий нашего образовательного учреждения:  материально – технических возможностей школы, материальных возможностей учащихся, социальной востребованности, условий неделимости классов; отсутствия возможностей в полной мере выполнять практические работы по разделу «Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов», были изменены практические работы данного раздела. Темы целесообразно преподавать по теоретическим основам, практические задания свести к минимуму, т.е. работать с изучаемым материалом, но без распила, сверления и т.п. Освободившиеся часы использованы при изучении раздела  «Художественные ремесла». В содержание данного раздела также внесены изменения с учетом неделимого класса, выбраны оптимальные и популярные направления декоративно-прикладного творчества.

На проектную деятельность выделено значительное количество времени, т.к. стандарты второго поколения требуют от детей самообучаемости. А проект – это самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством учителя. Проект направлен на изготовление нового, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом у покупателя. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей, эстетического вкуса, инициативы, логического мышления.

Выполнение творческих проектов целесообразно организовать в течение полугода, года, а не в конце учебного года, как рекомендовано программой образовательной области «Технология».

 Мини проекты

Изготовление изделия в рамках программы по технологии за 5 класс с оформленным мини проектом. Это – работа с деревом «Разделочная доска» или с металлом «Дерево Бонсай», шитье «Швейное изделие для кухни»,  лоскутная техника «Прихватка», поделка из соленого теста «Моя Сызрань», планировка интерьера «Интерьер кухни», кулинария «Воскресный завтрак».

Изготовление изделия в рамках программы по технологии за 6 класс с оформленным мини проектом. Это -  планировка «Мой дом»,  из фольги  «Серебреная фантазия», картина на спиле «Природа России», вязание «Чехол для телефона», квиллинг «Букет цветов», шитье «Кухонный набор» и «Мой наряд », кулинария  «Приготовление воскресного семейного обеда».

Изготовление изделия в рамках программы по технологии за 7 класс с оформленным мини проектом. Это -  планировка «Умный дом»,  проволока и тиснение  «Чудеса из металла», работа с деревом «Дом из спичек», вышивка лентами «Подарок своими руками», шитье «Праздничный наряд» и «Нужная вещь », кулинария  «Книга рецептов».

Варианты творческих проектов для 8 класса: «Семейный бюджет», «Бизнес-план семейного предприятия», «Дом будущего», «Мой профессиональный выбор».

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

На сегодняшний день возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. Проблема дальнейшего развития образовательной области «Технология» нередко становится предметом дискуссии.

В настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее различия между мальчиками и девочками в познавательных функциях, темпах, способах переработки и усвоения информации, качестве интеллектуального развития, мотивации деятельности и формировании положительной и отрицательной оценки результатов их деятельности. Создаются максимально благоприятные условия для всех видов совместной деятельности учащихся.

Мозги мальчиков и мозги девочек  устроены и работают по-разному. Девочки опережают  в своем интеллектуальном развитии, а у мальчиков - более развиты зрительно-пространственные способности.  Мальчики мыслят и принимают решения быстрее, им надоедает слушать повторное объяснение материала, которое зачастую бывает необходимым для девочек, у них ограничено время на понимание и выполнение заданий, они меньше участвуют в обсуждении совместной работы.  В неполном  классе, где может быть больше мальчиков,  чем девочек и наоборот, значимым сегодня оказывается принципиально новый подход к обучению,  в процессе которого формируется более  адекватная жизненная  позиция учащихся,  в том числе личностное самоопределение, выбор идеалов и жизненных целей, будущий профессиональный выбор. Условия, темп и стиль жизни молодых людей в современном обществе предполагают овладение полным спектром навыков и умений, которые становятся востребованными в повседневности. Например, все, что касается питания, это уже не столько прерогатива женщины, как хорошей жены и хозяйки, сколько насущная потребность независимого индивида: уметь приготовить себе еду и вообще иметь какие-то представления о правильном питании. Эта тенденция становится особенно заметной, когда молодые люди все чаще осознанно живут отдельно от родителей.

Некоторые навыки становятся определяющими при формировании карьерных устремлений. Например, многие девушки осознают насущную необходимость научиться обращаться с автомобилем.  Мальчики, осознавая необходимость приобрести навыки самостоятельного приготовления еды, нередко обращаются с просьбой пройти курс кулинарии. Причем, все реже самими учениками этот навык воспринимается как женский, скорее, он становится универсальным.

 Совместные уроки технологии  ни в  коем случае не   ущемляют правовые ценности равноправия личности, но и способствует наилучшей реализации личностных склонностей. Для создания условий максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, их совместного пребывания на уроках нужны разработки новых способов научения -  компьютеризации и других форм с акцентом на технические знания, отличных по качеству, способу организации учебного процесса и темпам. Приемы и методы работы на уроках: высокий темп подачи материала с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации, разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения, развитие поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений. Перед учителем ставится непростая задача преодоления формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола.

Новой стала структура уроков за счет особенностей преподавания в совместных классах. Мальчики с интересом следили за работой девочек и наоборот. Осмысление теоретического материала проводилось после практической работы, то есть через практическую работу, использовались групповые формы работы с акцентом на взаимопомощь, использование большого количества наглядного материала, продуктивным – обучение с опорой на зрительную память. Групповые формы работы также были эффективными, любая выполненная работа требовала эмоциональной оценки с обозначением перспективы.

Проблема обучения малочисленного класса в составе девочек и мальчиков может быть реализована при организации учебно-познавательной деятельности в вариативных группах.

Изучение теоретических основ технологии проводится со всем классом, а вот организация практического изучения технологии включает в себя следующие этапы:

  1. Разделение класса на группы;
  2. Назначение помощника из числа девочек или мальчиков;
  3. Самостоятельная работа учащихся под руководством помощника учителя;
  4. Осуществление повышенного внимания слабым учащимся со стороны учителя;
  5. Привлечение учащихся, как к оценке своего труда, так и работы товарищей.

      Следует отметить, что все виды инноваций непосредственно реализуются и в технологическом образовании, но имеют место и специфические виды инноваций. Образовательная область «Технология» является основной практико-ориентированной областью знаний в общеобразовательной школе, знакомящей школьников с различными сферами общественного производства и, в наибольшей степени, способствующей профессиональной ориентации, нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения. Эта область развивает и расширяет интегративное начало образования, заложенное в Концепции модернизации российской школы. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы творческой преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры человечества, предоставляющий школьникам возможность применять на практике знания основ различных наук. Данный учебный курс направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. На современном этапе именно технологические знания и умения формируют у школьников основу для овладения наукоемкими и «высокими» технологиями, что особенно важно для социально-экономического развития нашей страны. Технологическая компонента придает образованию системный характер, способствует осуществлению личностно ориентированного подхода в образовании. Кроме того, технологическое образование способствует самореализации личности и ее гражданскому становлению.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся личностные и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации совместной учебной деятельности девочек и мальчиков на уроке.  Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Как показывает практика, содержание обучения и его организация формируется под воздействием условий образовательного учреждения: - наличия материально-технической базы, - профессионального опыта учителя, - контингента учащихся; и социально-экономических условий: - потребностей социума в необходимом спектре профессиональных деятельностей.

Одной из целей совместного обучения мальчиков и девочек на уроках технологии может быть научение подростка оценивать «интегральный» смысл происходящих общественных и технологических перемен в связи с различными периодами развития общества, так как видение глубинных взаимосвязей технологического и социального аспектов жизни является основой социализации.

Появление программы по совместному обучению мальчиков и девочек в «неделимых классах» внушает надежду на то, что ситуация в образовательной школе в ближайшее время может измениться и на уроках технологии детей не будут делить на подгруппы по признаку пола.