Урок для 5-Го класса "Прихватка из лоскутов"

Елена Курьина

Предварительный просмотр:

Дата:

Название УМК -  Симоненко В.Д.        предмет – Технология        Класс – 5

Тема: ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ЛОСКУТКОВ.

Место и роль урока в изучаемой теме: раздел «технология изготовления изделий из лоскутов», приобщение учащихся к декоративно - прикладному творчеству – лоскутной пластике.

Тип: открытие нового знания

Цель:

Цель: развитие личности учащихся на основе освоения приобретённых знаний и универсальных учебных действий.

Задачи:

Предметная - ознакомить учащихся с историей лоскутного шитья, организацией рабочего места, инструментами, материалами и оборудованием; сформировать навыки по организации рабочего места и подготовке материалов к работе; развивать эстетический вкус.

Личностное развитие:

Стимулировать  познавательный интерес в данной предметной области, желание приобретать знания и умения;

Развивать трудолюбие и ответственности за качество своей деятельности;

Готовить к рациональному ведению домашнего хозяйства.

Зарождать элементов самооценки, стремление преодолевать учебные затруднения;

Формировать любознательности.

Метапредметные учебные действия:

Регулятивные – алгоритмизировать планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; адекватно  определить имеющиеся организационные и материально-технические условия способов решения учебной и трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; комбинировать известные алгоритмы в ситуациях, не предполагающих стандартного применения.

Познавательные – искать новые решения возникшей технической или организационно проблеме; виртуально и и натурально моделировать технологические объекты; использовать дополнительную информацию при проектировании и и создании объектов;

Коммуникативные – согласовывать и  координировать совместную познавательно-трудовую деятельность  с другими её участниками; уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;

Методы и приемы

  • Организации учебно-практической  деятельности: демонстрация, использование информационных  технологий; постановка проблемных вопросов, решение поисковых задач, выполнение  заданий разного уровня, в том числе творческие.
  • Стимулирования и мотивация: создание эмоционально-нравственной ситуации;
  • Самостоятельной познавательной деятельности учащихся: выполнение практической работы по изготовления шаблонов для прихватки.
  • Контроля и самоконтроля: использование карты-подсказки по изготовлению шаблонов, самооценка своей работы учащимися.

Учебно-методическое оснащение урока:

  • Материально-техническая база: компьютер, коллекция тканей, инструменты и картон для изготовления шаблона, образцы изделий, выполненных с применением техники “лоскутная пластика”, утюг.
  • Дидактическое обеспечение:  презентация “Виды ручного прикладного искусства ”, карты-подсказки со схемами и названиями работ, учебник.

Планируемый результат: на занятии (2 урока) учащиеся должны будут выбрать объект работы, провести эксперимент по подбору видов тканей для прихватки, заготовить шаблоны для раскроя и изготовления прихватки, заполнить схемы размышлений,

Этап урока

Время

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся

ФУУД

1

Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на занятии, психологический настрой.

Слайд 1

Включение в учебную деятельность

Коммуникативные – вступать в сотрудничество  с учителем и одноклассниками

Личностные – развитие мотивации к учёбе

2

Целеполагание

ПРИТЧА

При работе на кухне постоянно приходится иметь дело с горячей посудой. Для того,  чтобы не обжечь руки, обычно пользуются чем? (салфеткой, полотенцем, прихваткой).

— Какие принадлежности вы принесли к уроку? (лоскутки разных тканей).

— Как вы думаете, для чего?  (будем что-то из них шить)

— Совершенно верно, мы будем шить прихватку для кухни.

Слайд 2, 3, 4, 5

Демонстрация готовых изделий

 - ответы на вопросы;

 - просмотр презентации;

 - формулирование цели урока.

Познавательные  

- осознавать познавательную задачу;

- видеть , слышать и извлекать нужную информацию.

3

Актуализация опорных знаний

Прежде чем приступить к новой теме, давайте вспомним -

- Какие виды швов вы знаете?

- Какие ткани лучше использовать для изготовления прихватки?

- Какие виды отделки бывают у ткани?

 - Назовите признаки определения лицевой стороны в ткани

Ответы на поставленные вопросы устно и письменно по карточкам

Регулятивные – выявление и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения учебного материала

5

Подготовка к основному этапу занятия

Изучение нового материала

Сообщения учащихся:-         Лоскутная техника  Слайд - 6

Динамическая пауза (зрение)

-  Пэчворк   Слайд 7

-  «ляпачиха».   Слайд 8

- инструменты и материалы для изготовления прихватки

-  правила подготовки ткани к работе.   Слайд 9

-  цветовой круг и гармония цветов.   Слайд 10, 11, 12

- шаблон   Слайд 13

Запись в тетради понятий: лоскутная техника, пэчворк, основное сочетание цвета в ткани(наклеить образцы по сочетанию цвета из бумаги)

шаблон

Познавательные - - осознавать познавательную задачу;

- видеть , слышать и извлекать нужную информацию.

6

Работа над новой темой, открытие нового знания

Коллективное чтение вступительной статьи «Технология
изготовления изделий из лоскутов»
(с. 89-86) и ее обсуждение.

1.Что послужило зарождением лоскутной техники? Почему эта техника получила такое название?

2.Какой материал по фактуре, цвету, форме используется в
лоскутной технике?

3.Какие изделия, предметы обихода можно выполнить лоскутками?

4.Почему лоскутную технику считают простой и доступной?

5.Можно ли утверждать, что изделия, выполненные из лоскутков, модны, современны?

6.Какое оборудование необходимо для выполнения изделий
из лоскутов?

7.Что такое шаблон

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы используя текст учебника

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму

Практическая работа

-Проанализировать готовые образцы, выполненные в лоскутной технике, по плану:

- использованные материалы (нитки, ткани);

-характерные особенности узора и его элементов;

-подбор лоскутков по цвету (сравнение с цветовым кругом);

- заготовить щаблоны

Зарисовывают эскиз будущего изделия – (двухцветная шахматка)

- Разметить и выкроить детали прихватки по шаблону используя инструкционную карту.

Динамическая пауза

(руки, осанка)

-рассматривают предлагаемые образцы

- готовят шаблоны

- размечают детали на ткани

- вырезают детали изделия

Регулятивные

- мобилизация сил и преодоление препятствий при выполнение самостоятельной работы

Коммуникативные – участвовать в коллективном обсуждение проблем

8

Рефлексия

Подведение итогов занятия

Подведение итогов самими учащимися, учитель указывает на типичные недочеты и ошибки в работе.

Рефлексия

— Тебе было интересно на уроке?

— Смогла ли ты справиться с задачей урока? Если нет, почему?

— Тебе помогла работа в паре с одноклассницей? Чем?

— Как ты думаешь, а с тобой было интересно работать твоей напарнице?

Уборка рабочих мест

Приведение в порядок учащимися рабочих мест после вырезания картона,

Дежурные собирают памятки и раздаточный материал.

Д/З: П.18, стр.86-90, принести – детали прихватки, нитки , ножницы.

Сообщения – «ВИДЫ Декоративно- прикладного творчества» -  

вышивка,

кружеплетение,

 вязание,

 роспись по ткани,

 макраме. (на 1стр печатного текста, картинки вида творчества)

Карточка №1

Заправка верхней нити

  1. Катушку поставить на_________________________________
  2. Нить провести в нитенаправитель №____________________
  3. Затем, ________________________натяжения верхней нити
  4. В___________________________________на себя
  5. В _________________________________№2
  6. В___________________________________ около иглы
  7. В иглу  (кАк?)_____________________________________

Карточка №1

Заправка верхней нити

  1. Катушку поставить на_________________________________
  2. Нить провести в нитенаправитель №____________________
  3. Затем, ________________________натяжения верхней нити
  4. В___________________________________на себя
  5. В _________________________________№2
  6. В___________________________________ около иглы
  7. В иглу  (кАк?)_____________________________________

Карточка №2

Заправка нижней нити

  1. Нитки намотать на__________________________________
  2. Шпульку вставить  в _________________________________
  3. Нить провести в __________________, под пластину и в ____________________под установочный палец
  4. Челнок ставить в челночное устройство  (как?)_______________________________________________

Карточка №2

Заправка нижней нити

  1. Нитки намотать на__________________________________
  2. Шпульку вставить  в _________________________________
  3. Нить провести в __________________, под пластину и в ____________________под установочный палец
  4. Челнок ставить в челночное устройство  (как?)_______________________________________________

Карточка №3

Правила техники безопасности

Назови опасности при работе на швейной машине ___________________________________________________________

___________________________________________________________

Чего нельзя делать во время работы на швейной машине______
1__________________________________________________________
2__________________________________________________________

3__________________________________________________________

Как называется устройство для изменения длины стежка_____________________________________________________

Карточка №3

Правила техники безопасности

Назови опасности при работе на швейной машине ___________________________________________________________

___________________________________________________________

Чего нельзя делать во время работы на швейной машине______
1__________________________________________________________
2__________________________________________________________

3__________________________________________________________

Как называется устройство для изменения длины стежка____________________________________________________

                   Не можешь - сумей,

Не знаешь — узнай,

Не бойся тропы отвесной,

Пробуй,

Ищи,

Сверкай,

Достигай,

Чтоб жизнь твоя стала песней.                    Л. Татъяничева

II.        Изучение нового материала.

Слово учителя.

- Изделие можно изготовить не только из целого куска ткани, но и из лоскутиков.

Лоскутная техника - удивительное рукоделие, пришло к нам из глубокой древности. Ставя на изделия заплатки различной формы и расцветки, мастерицы пришли к мысли создания изделий из лоскутов.

Техника сшивания кусочков ткани и кожи на Руси появилась в незапамятные времена. Особую популярность она приобрела во второй половине XIX века, когда стала развиваться текстильная промышленность и во многих городах приступили к выпуску таких тканей, как красивые яркие сатины, ситцы, бязи и другие. Оставшиеся от раскроя лоскутики экономные хозяйки тоже пускали в дело. Почти в каждом крестьянском доме можно было увидеть веселые разноцветные лоскутные одеяла, наволочки для подушек, разноцветные яркие коврики и многое другое, не только нужное и полезное, но и красивые, завораживающие взор предметы домашнего обихода. Если внимательно всмотреться в выполненную работу, то не только можно судить' о вкусе рукодельницы, но и определить ее настроение, о чем она думала. Мастерицы с любовью выкладывали лоскутные узоры, подобные тем, что выполняли древние мастера мозаики. Они собирали квадраты и треугольники в различные геометрические орнаменты и композиции, что напоминало вышивку, роспись или тканые ковры. Из длинных лент, собранных из обрезков ткани, ткали напольные дорожки, народ их называл «дерюжки». Настоящим произведением искусства были пестрые покрывала из обрезков ткани, их называли «ляпачихи».

Изделия из лоскутов впитали в себя особый дух и непосредственность, присущие традиционным произведениям народного искусства. Пэчворк - так по научному называется лоскутная техника - популярен и сегодня. Он продолжает жить и развиваться, обретая, благодаря появлению новых материалов и оборудования, современные черты: лоскутным шитьем занимаются не только домашние рукодельницы, но и профессиональные художники. Они создают панно, ковры, модели одежды.

Чем же так привлекателен пэчворк? В первую очередь своей доступностью и разнообразием. Создавать изделия в лоскутной технике может любой человек, кто этого желает. В работу могут пойти не только ткани, но и пряжа, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева - все, что найдется под рукой и, конечно, ваша фантазия.

Для работы вам понадобятся следующие инструменты: иглы — лучше всего средних размеров, сантиметровая лента, линейка, ножницы побольше - для раскроя - и поменьше - для подрезания нитей, еще желательно иметь ножницы «зигзаг».

Для изготовления шаблонов понадобится картон или плотная бумага.

К материалам относятся нитки и ткани. Материалы - самые обычные, они всегда найдутся в каждом доме - лоскуты и обрезки ткани, кусочки кожи и замши, а также вещи, которые уже не носите, но материал, из которого они сделаны, хорошо сохранился.

Нитки применяются хлопчатобумажные различных цветов.

Ткани лучше использовать такого ассортимента: ситец, бязь, сатин, хлопок, лен и т. п. Они могут быть однотонные или же с рисунком. Как прокладку, там, где необходимо, используют синтепон, ватин, шерсть. Для растра лучше использовать нетканый материал - флизелин.

К оборудованию относятся: утюг - для утюжильных работ, для машинных работ - швейная машина.

Очень важно правильно организовать рабочее место для выполнения работ в лоскутной технике. Рабочее место можно разбить на т р и зоны:

  1. Стол с инструментами, приспособлениями и материалами.
  2. Швейная машина.
  3. Утюжильная доска и утюг.

Такое расположение очень удобно, и оно не должно быть загромождено.

  • Инструменты и приспособления располагаются справа отработающего, а материалы - слева. Инструменты хранятся в специальной коробке, шаблоны, рисунки и растры - в папках. Материалы можно хранить в пакетах. Все материалы должны быть хорошо отутюжены.
  • Во время работы свет должен падать с левой стороны или спереди.
  • Во время работы сидят прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед. Изделие находится от глаз работающего на расстоянии 30-40 см.

Выполняют изделия из лоскутов в следующей последовательности:

/ работа с ножницами, ручной иглой и булавками;

/ работа на швейной машине;

^ работа с утюгом.

При работе обязательно соблюдается техника безопасности при работе с ручными инструментами, при работе с утюгом и на швейной машине.

Прежде чем изготавливать изделие в лоскутной технике, материалы следует специально подготовить.

ЛОСКУТНАЯ ТЕХНИКА -  заплатка – лоскуток, который ставили на крепкие, но потёртые места изделий, различные по форме и цвету.

Дерюжка – напольный коврик, сотканный из обрезков лент ткани.

Ляпачиха - пестрые покрывала из обрезков ткани

ПЭЧВОРК - так по другому называется лоскутная техника, для украшения изделий используется ещё и кружево, тесьма, пряжа,  отделочные шнуры, ленты, - все, что найдется под рукой и, конечно, ваша фантазия.