«Трудные дети» – дети, которым трудно

 

«Трудные дети» – дети, которым трудно

    Каникулы -  небольшой отдых для детей, а для учителей время пополнить свои знания в вопросах психологии. Время подумать, поразмышлять над теми проблемами, которые являются неотъемлемой частью работы педагога.

  В нашей школе прошел семинар для классных руководителей «Трудный ребенок». Эта тема одинаково интересна и  важна как для педагогов, так и для родителей:  ведь каждый из нас имел  или имеет дело с так называемым «трудным ребёнком».

  «Трудные дети» всегда являются для взрослых некой загадкой: то невпопад рассмеются, то неожиданно заплачут и впадут в истерику, то вдруг нагрубят в ответ на заботу и доброту, то сделаются апатичными и бесчувственными, то шокируют окружающих вызывающим внешним видом. Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе. Странности в поведении «трудных детей» вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, опасение, что взрослые могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих воспитательных усилиях.

   В современной  литературе трудными обычно называют тех детей, чьё поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому используется также синоним «трудновоспитуемые дети», т. к. они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.

  Различные нарушения поведения, из-за которых детей относят к трудным, возникают либо вследствие нервно-психических отклонений, подлежащих медицинской коррекции, либо чаще вследствие неблагоприятного сочетания факторов и условий личностного развития.

  Говоря о «трудных детях»  следует сказать о тех случаях, когда «трудный ребенок» означает всего лишь неудобного для взрослых. И бывает, что подросток попадает в разряд трудных только потому, что в силу каких-либо обстоятельств (например, врожденных свойств темперамента) он неудобен взрослым, не вписывает­ся в заданный эталон. Его не принимают таким, как он есть, хотят переделать, подогнать под норму, сделать удобным.               Численностьпо-настоящему «трудных детей» в последнее время неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером: ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по "Интернету" или играют в компьютерные игры. 

  К тому же, если в былые годы «трудными детьми» становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение "трудный ребенок".

   Силовые методы, которые часто применяют родители, педагоги и воспитатели, удаляют детей от них. Мы привыкли действовать стереотипно, подгоняя жизненные ситуации под привычный стандарт. Эти же дети постоянно заставляют нас думать, подбирать нешаблонные решения и применять индивидуальный подход.

   Кандидат психологических наук И.Н. Мошкова, являясь практикующим психологом, подчеркивает: «Прежде всего, нужно понимать, что «трудные дети»- это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно. Им очень трудно жить среди нас, т.к. их душа «окрадена» любовью и добром со стороны взрослых, чаще всего родителей». Лишенная отцовской и материнской ласки, родительской поддержки и любви, детская душа не может развиваться нормально, она ослабевает, болеет, озлобляется и деформируется. Ощущение своей беззащитности и «оставленности» формирует в сознании такого ребенка болезненный «комплекс неполноценности», который требует выработки защитных психологических реакций, направленных на самоутверждение.

   Взрослым необходимо помнить, что в основе многих проблем ребёнка лежит его заниженная самооценка. Положительное отношение к себе является основой его психологического выживания, и поэтому ребёнок постоянно ищет и даже борется за него. Ребенок ждет подтверждения, что его любят, что он хороший. Для этого он должен расти в атмосфере любви и уважении. Именно в такой атмосфере вырастают уверенные и способные на многое в жизни люди.

   Проблема  «трудные  дети» - это наша общая боль. Нам нужно преодолевать ее сообща, как раньше говорили, всем миром. Давайте вместе  искать ответы на возникающие вопросы при общении с детьми; вместе искать «тропинку» к их сердцу, душе, чувствам, разуму.

 

Педагог-психолог МОУ «Парбигская СОШ»

 Смирнова Татьяна Сергеевна