Сухомлинский. Рождение ДОБРА

 

В.А. Сухомлинский. Рождение добра

 

Есть старинная украинская легенда. Был у матери единственный сын. Женился он на девушке невиданной красоты, привел ее в родной дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в комнаты, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях. Боялась мать показываться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

Но и этого снохе показалось мало. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме! Пересели ее в сарай». Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила она из своего убежища.

Отдыхала однажды ночью молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из ее груди сердце и принеси мне».

Не дрогнул сын, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдемте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Спот­кнулась мать о камень. Рассердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? Почему под ноги не смотришь? Так мы до вечера будем идти».

Пришли, разделись, искупались. Сын убил мать, вынул из ее груди сердце, положил на кленовый листок, несет. Трепещет маленькое материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушибся?»

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так горячо, преданно и бескорыстно, как родная мама.

И столь огромной и неисчерпаемой была любовь материнская, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями и долинами, вышли на широкий простор и стали двумя высокими курганами.

Такова легенда, созданная народной мудростью.