Развитие навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью в условиях лекотеки

Маркелова Екатерина Оганесовна

 

Ежегодно в России рождается около 30 тыс. детей с врожденными и наследственными заболеваниями. В процессе выхаживания детей уровень физического и умственного развития подрастающего поколения снижается, возрастают показатели соматических и неврологических заболеваний, что в конечном итоге ведет к росту инвалидности.

В связи с этим насущными становятся проблемы реабилитационной помощи детям, практические предложения по совершенствованию системы педагогического воздействия. Сегодня многие службы стоят перед необходимостью сосредоточить усилия не только на лечении детей, но и на выхаживании и на дальнейшей заботе состояния их психофизического здоровья.

Имеется достаточно большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести, например,  нарушение умственной отсталости в глубокой степени.

У детей данной категории предпосылки интеллекта страдают грубо, хотя в некоторых случаях встречается удовлетворительная механическая память. Сохраняется способность к формированию элементарной устной речи, однако словарный запас резко ограничен. Для речи характерны аграмматизмы, дефекты произношения. Возможно приобретение навыков самообслуживания и элементарных видов труда на основе трудоспособности к образованию автоматизированных навыков и умений. Коэффициент умственного развития находится в пределах 35-20.У большинства из них наблюдается выраженная степень недоразвития моторных функций, нарушения координации или другая сопутствующая патология, указывающая на наличие клинически значимого повреждения или нарушенного развития центральной нервной системы.

У детей с глубокой степенью умственной отсталости наблюдаются существенные нарушения познавательных процессов, нарушения сенсорных и двигательных функций, исходя из этого, важным направлением работы является формирование конкретных средств социально-бытовой адаптации.

Социализации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья в такой тяжелой степени, является актуальной проблемой психолого-педагогического сопровождения.

В последнее время в России учреждения, занимающиеся реабилитацией и психолого-педагогическим сопровождением семей, воспитывающих детей с нарушениями или выраженными проблемами развития, активно используют зарубежный опыт. Для его применения требуется серьезная подготовка. Она заключается не только в обучении персонала, но и в создании условий для работы по новым методам.

К настоящему времени в мире накоплен большой опыт комплексной помощи детям первых лет жизни с нарушениями развития и их семьям в рамках служб ранней помощи (раннего вмешательства). Особую историю имеет направление, получившее название "Лекотека" (от шведского "leko"–"игрушка" и греческого "tek" –"собрание", "коллекция").

Проект «Российская Лекотека» стартовал в 2001 году при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (АМР США) в рамках программы «Помощь детям-сиротам в России», осуществляемой совместно с «Холт Интернешенел Чилдренс Сервиз» (Holt) и «Чаритиз Эйд Фаундэйшн» (CAF).

В 2001 году РОО «Содружество “Утешение” и ГОУ ЦПМСС «Лекотека» СОУО ДО города Москвы в рамках программы «Помощь детям-сиротам России» разработали модель «Российской лекотеки». В настоящее время «Российская лекотека» – служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи для семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

 

 

  1. развитие моторного контроля
  2. развитие когнитивной сферы

К ребенка с нарушением развития, максимально использующими ресурсы семьи и фокусирующие внимание на бытовой стороне жизни ребенка и на детской игре. Примерами таких программ являются "Раннее вмешательство, основанное на деятельности" (США), "Трансдисциплинарное раннее вмешательство, основанное на игре" (Т. Линдер, Денверский университет, США). Особую историю имеет направление, получившее название "Лекотека" (от шведского "leko"–"игрушка" и греческого "tek" –"собрание", "коллекция").

Первая американская лекотека, ставшая впоследствии Национальным центром, была открыта в штате Иллинойс в 1980 г. как общественная инициатива, поддерживаемая государством. Цель первой американской лекотеки – предоставление детям с особыми потребностями и их семьям места для встреч со специалистами. Сегодня американские лекотеки стали обучающими и ресурсными центрами, в которых дети, имеющие инвалидность, получают возможность вхождения в социум, быстрой, облегченной адаптации к полному спектру семейной и общественной жизни.

Проект «Российская Лекотека» стартовал в 2001 году при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (АМР США) в рамках программы «Помощь детям-сиротам в России», «

В азв

Клиенты лекотеки – дети с нарушениями развития или выраженными психогенными расстройствами, а также члены их семей или воспитатели. Важным фактором является хотя бы минимальная образовательная перспектива для ребенка.

Работа по развитию социально-бытовых навыков очень важна также и для психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с таким диагнозом. В работе с детьми с глубокой степенью умственной отсталости у специалистов возникают некоторые проблемы, поэтому чрезвычайно важно поддерживать активное сотрудничество с семьей и другими взрослыми, на которых лежит уход и воспитание таких детей.

Дети с глубокой умственной отсталостью нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем развитие навыков самостоятельности, изживление тенденции к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, создание развивающей среды. Все это максимально эффективно можно реализовать в условиях Лекотеки, т.к работа с детьми с глубокой умственной отсталостью полагается на игровой метод, что и предлагает нам лекотека. Игровой метод является ведущим при работе с детьми в рамках Лекотеки.

Работа по развитию навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью, в условиях лекотеки, делится на 3 этапа:

1 этап - Подготовительный.

На этом этапе проводится сбор анамнеза– сбор информации о внутриутробном и раннем развитии, об уровне его социально-бытовой ориентировки, медицинскую информацию и информацию о нарушении развития и проблемах физического здоровья.

Следующей необходимой целью на данном этапе –знакомство с ребенком и проведение диагностики уровня актуального развития, характера нарушений и характера взаимодействия в родительско-детской паре. Метод наблюдения является наиболее адекватным для решения диагностических задач в работе с семьями детей раннего и дошкольного возраста.

2 этап-Работа с социальным окружением.

Для получения дополнительной информации о характере затруднений  ребенка и семьи, родителям предоставляется заполнить анкету для родителей.

После собранных данных составляется " Краткое описание семьи". На данном этапе также проводятся домашние визиты для определения социальных возможностей и окружения ребенка.

3 этап- Составление индивидуально- ориентировочной программы психолого-педагогического  сопровождения.

В состав программы входят данные, о ребенке полученные на прошлых этапах работы.  В состав программы входят целевые разделы:

I. Развитие моторного контроля:

В данный раздел входят игры со шнуровкой, пальчиковые игры. Также в данном разделе используются упражнения с водой. В работе по развитию координации движений в рамках данной программы используются различные дорожки, качели.

2.Развитие когнитивной сферы

В данный раздел входят игры-подражания, способствующие развитию эмоционального контакта взрослого и ребенка, а также формированию умения детей подражать действиям взрослого.

3. Личностно-социальное развитие.

В данном разделе проводится работа по развитию трудовых навыков. Таких как: навыки раздевания и одевания, умывания, причесывания, уход за носом и ртом, прием пищи.

Задачи социально-личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью выполнимы лишь в случае, если для этого создаются необходимые условия. К числу этих задач относится в частности, формирование необходимых для жизни навыков самообслуживания, умения решать конкретные трудовые поручения, самостоятельно создавать несложные поделки из разнообразных материалов.

При формировании навыков самообслуживания используются естественные бытовые ситуации, в процессе которых педагоги решают общеразвивающие и коррекционные задачи (педагогические ситуации), различные игры и игровые упражнения.

Разработанная программа дает возможность, опираясь на индивидуальные особенности детей с недостатками интеллектуального развития, помочь им в личностном развитии, особенно их самостоятельности. Трудовая деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности. Совместная с педагогом трудовая деятельность - самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной труд становится значимой для детей с недостатками интеллектуального развития формой организации досуга и позволяет успешно входить в реальные трудовые отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

" Развитие навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью в условиях лекотеки"

Ежегодно в России рождается около 30 тыс. детей с врожденными и наследственными заболеваниями. В процессе выхаживания детей уровень физического и умственного развития подрастающего поколения снижается, возрастают показатели соматических и неврологических заболеваний, что в конечном итоге ведет к росту инвалидности.

В связи с этим насущными становятся проблемы реабилитационной помощи детям, практические предложения по совершенствованию системы педагогического воздействия. Сегодня многие службы стоят перед необходимостью сосредоточить усилия не только на лечении детей, но и на выхаживании и на дальнейшей заботе состояния их психофизического здоровья.

Имеется достаточно большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести, например,  нарушение умственной отсталости в глубокой степени.

У детей данной категории предпосылки интеллекта страдают грубо, хотя в некоторых случаях встречается удовлетворительная механическая память. Сохраняется способность к формированию элементарной устной речи, однако словарный запас резко ограничен. Для речи характерны аграмматизмы, дефекты произношения. Возможно приобретение навыков самообслуживания и элементарных видов труда на основе трудоспособности к образованию автоматизированных навыков и умений. Коэффициент умственного развития находится в пределах 35-20.У большинства из них наблюдается выраженная степень недоразвития моторных функций, нарушения координации или другая сопутствующая патология, указывающая на наличие клинически значимого повреждения или нарушенного развития центральной нервной системы.

У детей с глубокой степенью умственной отсталости наблюдаются существенные нарушения познавательных процессов, нарушения сенсорных и двигательных функций, исходя из этого, важным направлением работы является формирование конкретных средств социально-бытовой адаптации.

Социализации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья в такой тяжелой степени, является актуальной проблемой психолого-педагогического сопровождения.

В последнее время в России учреждения, занимающиеся реабилитацией и психолого-педагогическим сопровождением семей, воспитывающих детей с нарушениями или выраженными проблемами развития, активно используют зарубежный опыт. Для его применения требуется серьезная подготовка. Она заключается не только в обучении персонала, но и в создании условий для работы по новым методам.

К настоящему времени в мире накоплен большой опыт комплексной помощи детям первых лет жизни с нарушениями развития и их семьям в рамках служб ранней помощи (раннего вмешательства). Особую историю имеет направление, получившее название "Лекотека" (от шведского "leko"–"игрушка" и греческого "tek" –"собрание", "коллекция").

Проект «Российская Лекотека» стартовал в 2001 году при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (АМР США) в рамках программы «Помощь детям-сиротам в России», осуществляемой совместно с «Холт Интернешенел Чилдренс Сервиз» (Holt) и «Чаритиз Эйд Фаундэйшн» (CAF).

В 2001 году РОО «Содружество “Утешение” и ГОУ ЦПМСС «Лекотека» СОУО ДО города Москвы в рамках программы «Помощь детям-сиротам России» разработали модель «Российской лекотеки». В настоящее время «Российская лекотека» – служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи для семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

Клиенты лекотеки – дети с нарушениями развития или выраженными психогенными расстройствами, а также члены их семей или воспитатели. Важным фактором является хотя бы минимальная образовательная перспектива для ребенка.

  1. развитие моторного контроля
  2. развитие когнитивной сферы

К ребенка с нарушением развития, максимально использующими ресурсы семьи и фокусирующие внимание на бытовой стороне жизни ребенка и на детской игре. Примерами таких программ являются "Раннее вмешательство, основанное на деятельности" (США), "Трансдисциплинарное раннее вмешательство, основанное на игре" (Т. Линдер, Денверский университет, США). Особую историю имеет направление, получившее название "Лекотека" (от шведского "leko"–"игрушка" и греческого "tek" –"собрание", "коллекция").

Первая американская лекотека, ставшая впоследствии Национальным центром, была открыта в штате Иллинойс в 1980 г. как общественная инициатива, поддерживаемая государством. Цель первой американской лекотеки – предоставление детям с особыми потребностями и их семьям места для встреч со специалистами. Сегодня американские лекотеки стали обучающими и ресурсными центрами, в которых дети, имеющие инвалидность, получают возможность вхождения в социум, быстрой, облегченной адаптации к полному спектру семейной и общественной жизни.

Проект «Российская Лекотека» стартовал в 2001 году при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (АМР США) в рамках программы «Помощь детям-сиротам в России», «

В азв

Работа по развитию социально-бытовых навыков очень важна также и для психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с таким диагнозом. В работе с детьми с глубокой степенью умственной отсталости у специалистов возникают некоторые проблемы, поэтому чрезвычайно важно поддерживать активное сотрудничество с семьей и другими взрослыми, на которых лежит уход и воспитание таких детей.

Дети с глубокой умственной отсталостью нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем развитие навыков самостоятельности, изживление тенденции к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, создание развивающей среды. Все это максимально эффективно можно реализовать в условиях Лекотеки, т.к работа с детьми с глубокой умственной отсталостью полагается на игровой метод, что и предлагает нам лекотека. Игровой метод является ведущим при работе с детьми в рамках Лекотеки.

Работа по развитию навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью, в условиях лекотеки, делится на 3 этапа:

1 этап - Подготовительный.

На этом этапе проводится сбор анамнеза– сбор информации о внутриутробном и раннем развитии, об уровне его социально-бытовой ориентировки, медицинскую информацию и информацию о нарушении развития и проблемах физического здоровья.

Следующей необходимой целью на данном этапе –знакомство с ребенком и проведение диагностики уровня актуального развития, характера нарушений и характера взаимодействия в родительско-детской паре. Метод наблюдения является наиболее адекватным для решения диагностических задач в работе с семьями детей раннего и дошкольного возраста.

2 этап-Работа с социальным окружением.

Для получения дополнительной информации о характере затруднений  ребенка и семьи, родителям предоставляется заполнить анкету для родителей.

После собранных данных составляется " Краткое описание семьи". На данном этапе также проводятся домашние визиты для определения социальных возможностей и окружения ребенка.

3 этап- Составление индивидуально- ориентировочной программы психолого-педагогического  сопровождения.

В состав программы входят данные, о ребенке полученные на прошлых этапах работы.  В состав программы входят целевые разделы:

I. Развитие моторного контроля:

В данный раздел входят игры со шнуровкой, пальчиковые игры. Также в данном разделе используются упражнения с водой. В работе по развитию координации движений в рамках данной программы используются различные дорожки, качели.

2.Развитие когнитивной сферы

В данный раздел входят игры-подражания, способствующие развитию эмоционального контакта взрослого и ребенка, а также формированию умения детей подражать действиям взрослого.

3. Личностно-социальное развитие.

В данном разделе проводится работа по развитию трудовых навыков. Таких как: навыки раздевания и одевания, умывания, причесывания, уход за носом и ртом, прием пищи.

Задачи социально-личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью выполнимы лишь в случае, если для этого создаются необходимые условия. К числу этих задач относится в частности, формирование необходимых для жизни навыков самообслуживания, умения решать конкретные трудовые поручения, самостоятельно создавать несложные поделки из разнообразных материалов.

При формировании навыков самообслуживания используются естественные бытовые ситуации, в процессе которых педагоги решают общеразвивающие и коррекционные задачи (педагогические ситуации), различные игры и игровые упражнения.

Разработанная программа дает возможность, опираясь на индивидуальные особенности детей с недостатками интеллектуального развития, помочь им в личностном развитии, особенно их самостоятельности. Трудовая деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности. Совместная с педагогом трудовая деятельность - самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной труд становится значимой для детей с недостатками интеллектуального развития формой организации досуга и позволяет успешно входить в реальные трудовые отношения.

Список использованной литературы

  1. Международная классификация болезней МКБ 10.-(http//www.mkb 10.ru).
  2. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. - М.: Теревинф, 2006. - 40 с.
  3. Отбор детей во вспомогательную школу / Под ред. Т. А. Власовой и др. - М.: Педагогика, 2003. – 164 с.
  4. Основные направления психолого-педагогического сопровождения семьи.-http//www.lekoteka.ru
  5. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. -М.: Научно-исследовательский институт дефектологии АПН  РФ, 2003.-90c.