Уроки жизни

Тумахович Зоя Глебовна

 

УРОК ПЕРВЫЙ. Тема:  «Отвечать за свои поступки».

Моя мама  была очень мудрой женщиной. Она находила такие методы убеждения, что это оставалось на всю жизнь. Пример: Моя дорога в школу была вдвое короче по тропинке, которая проходила мимо детского сада. Однажды, будучи ученицей 2 или 3 класса, возвращаясь из школы, я увидела у тропинки лом, обычный металлический лом. Я решила, что в хозяйстве сгодится и быстро, боясь быть пойманной, дотащила его до дому. Мама, увидев этот инструмент, сказала: «Ты сейчас же несешь его обратно и не по тропинке, а по улице! Отдашь заведующей детским садом и скажешь, что ты его украла». Я шла по улице, и мне казалось, что все знают, куда и почему я иду. Стыдно даже от воспоминания.  Это был один из первых уроков жизни.

  УРОК ВТОРОЙ. Тема: «Политика и ложь»

      Второй класс. Моя первая учительница Галина Георгиевна Бальчугова, (в то время ей было, наверное, лет  18-19) 1 сентября в своей вступительной речи сказала: «Старайтесь учиться, ребята, через 20 лет мы будем жить при коммунизме…» Я поднимаю руку. «Что ты хотела, Соболева?»  Я: «Галина Георгиевна, уже через 19, через 20 было в первом классе…». Я до сих пор помню растерянные глаза учительницы… 

Оставшиеся 3 года, Галина Георгиевна старалась в подобные моменты не замечать моей поднятой руки.

 Однако в 8 классе я уже была комсомолкой и председателем Совета дружины школы. Позже, в студенчестве – членом Комитета комсомола, главным редактором газеты техникума.

Но так и не вступила в партию, как меня не уговаривали.

УРОК ТРЕТИЙ. Тема: «Бежать за поворот» или «Провальное поступление».

Поступая в педучилище, я на очередном экзамене «Музыка»,  войдя в аудиторию и отстучав все заданные мне ритмы, объявила  песню и  запела:

«Я могла бы побежать за поворот,

Я могла бы побежать за поворот,

Я могла бы побежать за поворот,

Я могла бы только гордость не дает…»

Выйдя из кабинета, я узнала, что все пели школьные или пионерские песни. Мне было так стыдно все время экзаменов, что на заключительном собеседовании на вопрос занималась ли я спортом в школе, сказала, да, прыжками. «В длину?» спрашивает преподаватель, я красная от смущения и пережитого недавно скандального, на мой взгляд, пения, отвечаю: «Нет, в ширину».

УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ. Тема:  «Я – Учитель».

В сентябре исполняется 30 года, как я учу и воспитываю детей. 20 года работы в нашей школе. Проводила во взрослую жизнь три выпуска, как классный руководитель.

        Помню первый день моего знакомства с 5 классом, с моими пятачками, как я их называла. Их настороженные и растерянные глаза. Но особенно меня поразили глаза одного мальчика… Глаза, в которых затаилась такая боль, такая обреченность и безнадежность…

Ушел не один год и много душевных сил, чтобы растопить лед в сердце этого мальчика. И вот недавно захожу на свою страничку в Контакте, и вижу на стене «Здравствуйте, моя самая лучшая учительница на свете…» Это было написано им, тем мальчиком, глаза которого на выпускном вечере сияли, казалось, ярче всех.

    Эти уроки из тех, которые запоминаются на всю жизнь…

А впереди их еще ой как много и сложных, и горестных, и радостных…. Только б пустых уроков не было.