РАССКАЗ О ЧЕТВЕРТОМ УДЕЛЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Росторгуева Татьяна Викторовна

         Многие дети знают, что у Матери Божией есть особые места на земле, которые Она особенно любит. Эти особые места называются Уделами Богородицы. В Своих Уделах Царица Небесная собирает любящих Господа, укрепляет слабых, исцеляет больных, помогает людям бороться с грехами —для того, чтобы они достигли главной цели нашей жизни — Царствия Небесного.

     Долгое время у Матери Божией было три Удела: Афон, Иверия, и Киев. Этот рассказ о том, как появился на свете последний, Четвертый Удел Богородицы.

      …Давным-давно в России жила одна молодая вдова. И звали ее Агафьей Семеновной. Агафья очень любила Бога и решила всю свою жизнь посвятить Ему и Его Пречистой Матери, для чего пошла в Киев и поступила в монастырь, стала монахиней и приняла новое, монашеское, имя — Александра.  Но имя новое свое Агафья до времени скрывала. Так и звалась по-старому Агафья

     Однажды во сне явилась инокине Богородица и сказала: «Агафья, Я вижу, как ты любишь Моего Сына и Меня, поэтому Я беру тебя в Свои помощницы. Сделай так, как я тебе скажу… Иди на север России, и там Я укажу тебе одно особенное место, где будет великая обитель и где Я создам Свой Четвертый Удел». Когда Агафья проснулась, она подумала, стоит ли верить такому видению, не обманывает ли ее дьявол во сне? И пошла на совет к мудрым старцам. Старцы помолились Богу и ответили ей, что надо верить такому сну, и что действительно, Сама Царица Небесная являлась подвижнице.

Тогда, недолго думая, пошла Агафья на север нашей Родины. Огромна Россия, и потому путь доброй вдовы был долгий и утомительный. Много селений прошла она, но нигде не было ей особенного знака о том, что нашла Агафья то место, про которое говорила ей Матерь Божия.

     И вот однажды пришла путешественница в село, называемое Дивеево. Уставшая  подошла она к сельской церкви, прислонилась к стене и уснула. И вот снова является ей Матерь Божия и говорит: «Вот, Агафья, ты  и пришла на то место, о котором Я тебе говорила. Здесь я создам великую обитель и Свой Последний Четвертый Удел. А ты оставайся здесь и трудись над созданием Моей обители до самой своей смерти и получишь великую награду на небесах».

    И стала Агафья собирать вокруг себя любящих Бога молодых и старых женщин и вместе с ними строить обитель Божией Матери. Все они жили одной семьей, поэтому называли матерью Александрой –

по-монашески, а друг друга — сестрами. Все труды и заботы сестры делили поровну, и все у них было общее, поэтому они называли себя общиною.  Жили сестры по строгим правилам монашеской жизни, эти правила Александра взяла у монахов соседнего Саровского монастыря. Все деньги, которые имела Александра, она потратила на постройку храма в честь Казанской иконы Богородицы и на хозяйственные постройки будущего монастыря. Так, в трудах и заботах о выполнении поручения Божьей Матери, прошло много лет.

  И вот пришло время умирать Александре. И стала она печалиться: «На кого я оставлю дело Богородицы? Кому доверю своих духовных сестер?» И стала молиться Александра о том, чтобы Бог послал продолжателя ее дела. И вот однажды, когда Александра уже лежала в постели от старческой болезни, пришли ее навестить саровские старцы и вместе с ними был молодой диакон-монах, которого звали отец Серафим. Всмотрелась мать Александра в иеродиакона и поразилась его чистым и светлым глазам, его великому смирению, и поняла Александра, что через этого молодого монаха посылает ей Господь наследника и продолжателя дела по устройству Четвертого Удела Божией Матери. И просила Александра Серафима, чтобы он не оставлял без попечения ее духовных сестер и позаботился о продолжении строительства обители. Серафим поклонился ей до земли в знак согласия. После этого Александра спокойно отошла ко Господу. А молодой подвижник отправился в глухие саровские леса. Там он в посте, молитве и молчании стал приготавливать себя  для служения Господу и для выполнения обещания, данного Александре.

    Однажды, стоя на молитве, усомнился Серафим в том, что ему по силам выполнить обещание, данное Александре. И тогда явилась ему Царица Небесная и сказала: «Любимиче мой, не сомневайся в том, что тебе поручена забота о дивеевских сестрах. Я буду являться тебе, и Сама говорить, как устраивать обитель Мою, а ты будешь все Мои указания передавать сестрам. А когда Я тебе укажу, выйдешь из затвора и будешь помогать не только дивеевским сестрам, но и всем христианам». Так и вышло: пришло время, и Серафим вышел из затвора и стал великим старцем, к которому съезжались страждущие люди со всей России. И всех батюшка Серафим утешал, исцелял от болезней и наставлял на путь истинный. И этим он так угодил Господу, что Божия Матерь стала называть Серафима «любимиче Мой».

    Богородица не оставляла Своих забот об устроении Четвёртого Жребия через возлюбленного Своего ученика и повелела отделить юных дев от взрослых женщин и построить для них отдельное жильё и мельницу. С тех пор место, где проживали дивеевские девы, стало называться Мельничной обителью.  И в эту обитель стали стекаться сестры со всей России по особому указанию Божией Матери.

    В тоже время жила в Средней России одна молодая барыня по имени Елена Мантурова. Старший брат Елены, Михаил, был очень богобоязненный, почитал батюшку Серафима и помогал Дивеевской обители. А сама Елена вела светскую жизнь и мечтала выйти замуж. Однажды Елена возвращалась с поездки и, выходя из кареты, вдруг увидела, что на нее с неба спускается большой черный змей. От страха Елена сильно побледнела и вскричала: «Царица Небесная! Спаси меня! Обещаю служить Тебе и никогда не выходить замуж!» С этими словами Елена потеряла сознание. После этого случая жизнь Елены изменилась: она стала кроткой, молчаливой, избегала увеселений, перестала читать развлекательные книги, а только Священное Писание и труды святых отцов. Вскоре Елена пришла на совет к батюшке Серафиму, и тот сказал ей: «Суждено тебе выйти замуж, но Жених у тебя будет Небесный». Это значило, что батюшка Серафим благословил Елену идти в монастырь. Так Елена оказалась в Дивеевской общине. Она так усердно стала трудиться для Бога и для Его Пречистой Матери, что получила от Всевышнего дар великого смирения и послушания воле Божией. И вот однажды призвал батюшка Серафим к себе Елену и сказал: «Брат твой, Михаил, очень болен, и ему суждено умереть. Но он нужен мне для дивеевской обители. Не могла бы ты умереть вместо него?» Великая угодница Божия в ответ поклонилась и сказала: «Благословите, батюшка». А через 2 недели монахиня Елена, причастившись Крови и Тела Христова, предала свою чистую душу Богу, исполнив Его заповедь: «Нет выше той любви, когда кто положит душу свою за други своя» (Матф…). А брат Елены, Михаил, вскоре, выздоровел и много пользы принес для дивеевской общины.

   Другой великой дивеевской подвижницей стала Марфа. Марфа была из простой крестьянской семьи и с раннего детства так полюбила Бога, что часто приходила в Дивеевскую общину и подолгу там жила, а когда ей исполнилось 13 лет, осталась в обители насовсем. Марфа отличалась необыкновенным умением все время думать о Боге. Она была очень любима преподобным Серафимом и, так же, как Елена, обладала даром послушания старшим и огромным усердием к трудам в обители. Когда Марфе было 19 лет, она принимала участие в строительстве храма в честь Рождества Богородицы и так старалась при этом, что надорвала себе животик и от этого заболела. Причастившись Святых Христовых Таин, юная угодница Божия мирно отошла ко Господу. По словам батюшки Серафима, Царица Небесная назначила Марфу начальницей над всеми дивеевскими сестрами в Царствии Небесном.

    А вскоре в жизни всех, кто трудился в четвёртом Уделе Божией Матери, произошло великое событие. Саровскому чудотворцу Серафиму снова явилась Божия Матерь и поведала ему о том, что пришло время устраивать самую великую святыню Дивеева – Канавку Царицы Небесной. Матерь Божия открыла старцу, что Она обошла вокруг Мельничной обители и измерила то место пояском Своим. И теперь вдоль пути этого надобно  вырыть Канавку в три аршина глубиной, а из вырытой земли набросать вал в три аршина высотой и три аршина шириной.  Этот вал необходимо утрамбовать, а по бокам обсадить крыжовником для укрепления почвы. Эта Канавка будет великой защитой от дьявола. И всякий, кто пройдёт по ней и прочитает со вниманием 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся», то получит благодать со всех  трёх Уделов и защитит себя от антихриста.

   Обрадовался батюшка Серафим великой радостью, передал все повеления Божией Матери дивеевским сёстрам.  И сам поднял первый аршин земли.  И сестры принялись с усердием исполнять наказ Божией Матери. Так была устроена Канавка Царицы Небесной – одно из самых святых мест но земле. С тех пор верующие люди со всего света стремятся исполнить заповедь Божией Матери и с сердечной молитвой пройти по тому пути, который отмерила Сама Богородица.

   Когда батюшка Серафим перешел от земной жизни к небесной, он продолжал заботиться о дивеевских сестрах. Он учил их обращаться к нему как к живому и обещал свою помощь.

   Много святых у Господа и разные подвиги совершают они. Один из самых трудных подвигов – подвиг  юродства. Этот подвиг берут на себя только те люди, которые имеют особое Божье благословение. Юродивые – это люди, которые независимо от обстоятельств поступают так, как велит им Бог. Они добровольно отказываются от всех благ и удобств земной жизни и не признают надуманных людьми правил. Поэтому  людям неверующим они кажутся ненормальными. Юродивых называют ещё блаженными. Блаженные помогают людям бороться с бесами, предупреждают их об опасности, исцеляют и молятся не только за отдельных людей, но за всю страну, за весь мир.

      Батюшка Серафим говорил, что в Дивеево блаженные не переведутся. Первой Дивеевской блаженной по благословению батюшки Серафима стала Пелагия Серебренникова. Пелагия ходила в рваной и грязной одежде, Она молилась, стоя на гвоздях, так что гвозди впивались в её кости, но на теле блаженной не оставалось ни одной раны. Не спала по ночам Но всё это были лишь внешние действия. На самом деле блаженная Пелагия после смерти батюшки Серафима стала защищать святую обитель от дьявола и злых людей.

     В те времена появился в обители злой человек Иван Толстошеев. Он называл себя учеником батюшки Серафима. А на самом деле не был таким и хотел разорить Четвёртый Удел Богородицы. Не все сёстры понимали это и многие слушались его. Толстошеев был так хитёр, что переманил на свою сторону даже больших государственных и церковных начальников. По приказу Ивана Канавка Божией Матери была завалена мусором, а мельница разобрана. Нарушая заповедь Божией Матери, он снова соединил юных дев и старых женщин. Пелагия видела все козни обманщика и вместе с другими сёстрами святой обители стала бороться со злом. Но бороться со злыми силами – это не значит драться со злыми людьми на кулаках или на палках. Чтобы победить злые силы, надо остаться верным Богу, сохранить свою душу чистой и бороться за правду, если  понадобится до самой смерти. А главная наука побеждать дьявола – это умение молиться и призывать помощь Божию для защиты добрых дел. Вместе со всеми благоразумными сёстрами дивеевской обители Пелагия после долгой борьбы всё-таки победила Ивана Толстошеева, и он был изгнан из обители.

     А вскоре Дивеевская община возросла настолько, что стала называться монастырём. Монастырь – это тоже самое, что и община, только очень большая. Начальница монастыря называется игуменьей. Первой игуменьей дивеевского монастыря стала Мария Ушакова. Но истинной Игуменией этой обители является Царица Небесная, без повеления Которой ничего не делалось и не далается по ныне в обители.

     Более 40 лет управляла Мария монастырём. При ней была восстановлена Канавка, построен прекрасный Троицкий Собор и другие Церкви и постройки. Игумения Мария дожила до того времени, когда был прославлен великий старец Серафим. На прославление Серафима прибыла вся царская семья. Тогда правил страной благочестивый царь Николай 11.

    В то время в Дивееве жила вторая блаженная Параскева, которая сменила Пелагию после её смерти. Она любила играть в куклы, хоть была преклонного возраста, носила яркие сарафаны и была большой чистюлей. Но, самое главное, - она продолжала дело Пелагии – молиться за весь мир, помогать людям и защищать дивеевских сестер от козней дьявола.

    Тогда же под воздействием злых сил  взбунтовался русский народ против Бога и своего царя. И блаженная Параскева открыла Николаю II, что русская империя погибнет, а ему и всей его семье суждено погибнуть за веру христианскую от рук злодеев.

   Блаженная Параскева скончалась незадолго до этих страшных событий, прожив более 100 лет,  а царь Николай и вся его семья  не испугались слуг дьявола и достойно встретили смерть. За этот христианский подвиг Церковь причислила Царскую семью к лику святых.

        Когда в России стали править злые люди, первым делом они начали разорять святые обители и убивать священников. Вскоре они разрушили Дивеевскую обитель, а дивеевских сестёр выгнали из монастыря и многих  посадили в тюрьмы. В то тяжёлое время главной защитницей обители  стала блаженная Мария. Она была настолько великой угодницей Божией, что слуги антихриста побоялись убивать её.

    Вместе с блаженной Марией о сохранении Четвёртого Удела молились и все дивеевские сёстры со своей новой игуменией Александрой.  Находясь в тюрьмах и изгнании, они горячо молили Божию Матерь защитить их и восстановить монастырь. И Божия Матерь исполнила их прошения.

  Много лет  правили безбожники в России. Их злое правление было наказанием русскому  народу за отступление от Бога. И когда это наказание закончилось,  вновь на Руси стали возрождаться храмы Божии. Возродилась и Дивеевская обитель.

  Любящие Господа жёны  снова пришли в Дивеево. Как и прежде, они стали жить одной семьёй, и называть друг друга сёстрами и появилась у них матушка – игумения  Сергия. Вместе с другими христианами сёстры возродили,  восстановили и украсили прежде разрушенные храмы и постройки монастыря. Многие дивеевские подвижники были причислены к лику святых. Возродилась и Святая Канавка, по которой вновь нескончаемой вереницей потянулись богомольцы со всего света.

  Вот так совместными усилиями святых, живущих на небе и верующих христиан, живущих на земле, был создан Четвёртый Удел Богородицы. Здесь  укрепляются слабые, исцеляются больные, здесь подается помощь людям  для борьбы с грехами, чтобы достичь главной цели нашей жизни – Царствия Небесного.