Формирование УУД у младших школьников с использованием ИКТ

Гришокова Ульяна Николаевна

Полезные материалы по формированию УУД у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_ped._opyta_na_festival.docx389.25 КБ

Предварительный просмотр:

Зюзинская ООШ филиал МКОУ «Боровская СОШ», Белозерский район

F:\на фестиваль\SL550475.JPG

Гришокова Ульяна Николаевна

учитель начальных классов

Тема :«Использование ИКТ при формировании УУД младших школьников»

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические аспекты изучения информационно- коммуникационных технологий

1.1. Актуальные вопросы информатизации современного образовательного пространства.

1.2.  Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

1.3. Использование ЭОР в процессе обучения.

Глава II. Практическое применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве  малокомплектной школы.

2.1. Информационные коммуникационные технологии в образовании: формирование УУД у младших школьников с использованием ИКТ

2.2.Использование ИКТ для развития творческой индивидуальности личности школьника в учебно-воспитательном процессе.

Глава III.  Практическое использование ИКТ в обучении младших школьников

3.1.Организация и база исследования

3.2.   Анализ результатов исследования

3.3.Деятельность учителя по формированию УУД у школьников с использованием ИКТ

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение.

Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования. Она является первоосновой глобальной рационализации интеллектуальной деятельности человека за счет использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ).

Конечные цели информатизации образования - обеспечение качественно новой модели подготовки будущих членов информационного общества, для которых активное овладение знаниями, гибкое изменение своих функций в труде, способность к человеческой коммуникации, творческое мышление и планетарное сознание станут жизненной необходимостью. Такое глубинное влияние на цели обучения опирается на потенциальные возможности компьютера как средства познавательно-исследовательской деятельности, средства, обеспечивающего личностно-ориентированный подход к обучению, способствующего развитию индивидуальных способностей обучаемых как в гуманитарных, так и в точных науках.

Современное общество переживает значительные перемены, связанные с переосмыслением ряда научных, политических и социальных положений. Это происходит во всех сферах человеческой жизни, затрагивает все общественные институты, в том числе систему образования. В нашей стране целые группы населения меняют ценностные ориентиры, в связи с лавинообразным ростом информации. Бурное развитие средств телекоммуникации и информационных технологий, формирование мирового информационного пространства предъявляет новые требования к современному обществу и его важнейшего института — системы образования.

Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.

Середина 90-х годов прошлого века и до сегодняшнего дня, характеризуется массовостью и доступностью персональных компьютеров в России, широким использованием телекоммуникаций, что позволяет внедрять разрабатываемые информационные технологии обучения в образовательный процесс, совершенствуя и модернизируя его, улучшая качество знаний, повышая мотивацию к обучению, максимально используя принцип индивидуализации обучения. Информационные технологии обучения являются необходимым инструментом на данном этапе информатизации образования.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Формирование новых информационных технологий в рамках предметных уроков стимулируют потребность в создании новых программно-методических комплексов направленных на качественное повышение эффективности урока. Поэтому, для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе средств информационных технологий, преподаватели должны знать общее описание принципов функционирования и дидактические возможности программно прикладных средств, а затем, исходя из своего опыта и рекомендаций, "встраивать" их в учебный процесс.

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Годы преподавания позволили мне увидеть противоречия в массовой практике:

  • Между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы;
  • Между репродуктивным, схоластическим восприятием математического материала отдельными обучающимися и необходимостью творческого преобразования их математической деятельности;
  • Между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью ученика освоить весь объем предлагаемых ему сведений.

Эти противоречия делают проблему данного исследования очень актуальной.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически определить возможность и эффективность использования ИКТ  в формировании  УУД  у  младших школьников.

Объект исследования: универсальные учебные действия младших школьников

Предмет исследования: использование ИКТ на уроках при формировании  универсальных учебных действий у младших  школьников  

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и  методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Изучить требования к современному уроку по ФГОС НОО.
  3. Выявить уровень сформированности УУД у младших школьников.
  4. Разработать рекомендации по формированию УУД у младших школьников.

Гипотеза исследования:   работа по формированию УУД  у младших школьников будет наиболее эффективной, если на уроках  использовать  ИКТ и предложенные рекомендации по их использованию.

Методы исследования: изучение теоретических источников (психолого-педагогической литературы), педагогическое наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, математическая обработка  результатов эксперимента.

База исследования: исследование проводилось на базе «Зюзинская ООШ» филиал МКОУ «Боровская СОШ». В эксперименте приняли участие школьники (учащиеся четвёртого класса ).

Структура работы:   работа состоит из введения, трех глав,  заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Теоретические аспекты изучения информационно- коммуникационных технологий

1.1.Актуальные вопросы информатизации современного образовательного пространства.

Информатика – область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и других средств вычислительной техники. С информатикой часто связывают одно из следующих понятий: это либо совокупность определенных средств преобразования информации, либо фундаментальная наука, либо отрасль производства, либо прикладная дисциплина.

Информатика как совокупность средств преобразования информации включает технические средства (hardware), программные продукты (software), математические методы, модели и типовые алгоритмы (brainware). В состав технических средств входят компьютеры и связанные с ними периферийные устройства (мониторы, клавиатуры, принтеры и плоттеры, модемы), линии связи, средства оргтехники и  те материальные ресурсы, которые обеспечивают преобразование информации, причем главенствующую роль в этом списке играет компьютер.    

Перечисленные выше   компоненты  информатики играют разную роль в процессе информатизации общества. Так, совокупность программных и технических средств, имеющихся в том или ином обществе, и позволяет сделать его информационным, когда каждый член общества имеет возможность получить практически любую (исключая, естественно, секретную) интересующую его информацию (такие потребители информации называются конечными пользователями).

    Информатика как фундаментальная наука занимается разработкой абстрактных методов, моделей и алгоритмов, а также связанных с ними математических теорий. Ее прерогативой является исследование процессов преобразования информации и на основе этих исследований разработка соответствующих теорий, моделей, методов и алгоритмов. Информатика как отрасль производства практически использует результаты исследований фундаментальной науки информатики.  
  Таким образом, главная функция информатики состоит в разработке методов и средств преобразования информации с использованием компьютера, а также в применении их при реализации технологического процесса преобразования информации.

    Технология в переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение (все это процессы). Под процессом понимается определенная совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью набора различных средств и методов.

Информация является одним из ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными ресурсами, как нефть, газ, полезные ископаемые, а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно рассматривать как технологию. Цель технологии материального производства – выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.

Информационная технология (ИТ) – система методов и способов сбора, передачи, обработки, хранения, предоставления информации на основе применения технических средств.

Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.Информационная технология является важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определяется главным образом развитием научно-технического процесса, появлением новых технических средств переработки информации. Основным техническим средством технологии переработки информации является персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации.  Информационная технология тесно связана с информационными системами, которые являются для нас основной средой.    Таким образом, обобщая вышесказанное, можно предложить следующие определения информационной системы и технологии переработки информации средствами компьютерной техники.

    Информационные технологии - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явление. Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации, необходимой в процессе принятие решений задач из любой области.

Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг.
В настоящее время существует множество определений информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.

В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

В узком смысле - оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.

Критерии информационной культуры человека

  • умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
  • эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;
  • перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
  • вести индивидуальные информационно-поисковые системы;
  • адекватно отбирать и оценивать информацию;
  • способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями.

 Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.

Овладение информационной культурой - путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. 
  

  1. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Современное образование создало проблему информационной перегруженности учащихся и проблему ориентировки в избыточном количестве информации. Как быть? Что делать если перегруженные дети просто упускают часть информации, которую им не под силу усвоить?

Противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом заставляет современную педагогику отказаться от всестороннего развития личности и перейти к развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию›. Модернизация образования позволит выйти из кризиса.

Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий. Основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение.

Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий.

В своей деятельности использую следующие модели ИКТ:

Выступление с опорой на мультимедиапрезентацию;

Компьютерное тестирование;

Использование электронных сборников-тренажёров;

Работа с электронными энциклопедиями;

Работа с ЭОР

Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).

Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:

активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;

во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;

большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;

учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый, на экране план выступления.

Компьютерное тестирование.

Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой- системой для создания тестов (такую возможность даёт использование интерактивного аппаратно-программного комплекса).

Компьютерное тестирование (с использованием индивидуальных пультов тестирования) даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.

Опыт работы показывает эффективность применения электронных сборников-тренажёров.

Работа с электронными энциклопедиями.

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно, формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.

Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)

Данную работу на первом этапе можно проводить, отображая на экране всю последовательность операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности.

Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

  1. Использование ЭОР в процессе обучения.

 Еще недавно наличие АРМ (автоматизированного рабочего места педагога) в школьных кабинетах было редкостью. В настоящее время насущной необходимостью становится также наличие АРМ обучающегося. Современная образовательная среда может быть создана только в грамотном взаимодействии всех ее компонентов – собственно техники, ее программного обеспечения, электронных информационных ресурсов и педагогических технологий, позволяющих сделать процесс формирования предметных знаний, коммуникативной компетенции, общей информационной культуры более совершенным.

Помимо программного обеспечения на занятиях с использованием новых информационных технологий необходимы и электронные образовательное ресурсы – как из коллекций средств обучения, размещенных в Интернете, так и распространяемые на различных электронных носителях информации или сделанных учителем самостоятельно.

ЭОР, используемые в учебном процессе, подразделяют на следующие наиболее общие виды:

  • Практикум (учебная среда для самостоятельного конструирования; система учебного проектирования, имитационного моделирования);
  • Информационно-справочный источник;
  • Среда для проведения тестирования/создания вариативных тестов учителем;
  • Система поддержки освоения информационного пространства;
  • Дистанционный курс обучения;
  • Электронное издание общекультурного характера.

Современные требования к учебному процессу включают в себя организацию активной познавательной деятельности учащихся.Использование ЭОР позволяет максимально полно реализовать принцип «деятельностного подхода» в изучении различных предметов.

Реализуя учебные занятия с использованием новых информационных технологий, следует учитывать, что они требуют интенсивной работы и обязательного учета этого фактора при составлении расписания.

Урок на основе групповой работы

Данная форма урока возможна при условии, что в классе имеется столько компьютеров, сколько сформировано учебных групп. Этот вариант организации работы на уроке позволяет осуществлять цели развития самостоятельности и творческой активности учеников, формировать навыки работы в группе, сделать индивидуальную учебную траекторию частью общей работы.

В практике преподавания различных предметов часто используется изучение группами различного учебного материала, создание ими некоторого информационного сообщения (итога работы)  с последующей его презентацией и коллективным обсуждением. В этом случае целесообразно формировать группы, смешанные по уровням познавательных возможностей. В рамках каждой группы на этапе работы с материалом происходит распределение деятельности между ее членами в соответствии с возможностями и склонностями каждого. Группы должны быть небольшими (не более 5 человек); организационные вопросы (принципы деления групп, форма выдачи заданий, возможное распределение деятельности в группе) следует продумать заранее.

При этом достигается приобретение навыков социализации личности и коммуникативных навыков на основе следующих критериев:

  • готовность учащихся объединяться в различные учебные группы по случайному принципу, адаптироваться в процессе выполнения различных учебных задач;
  • умение распределить социальные и творческие роли в команде,  обязанности, выполняемые в процессе решения конкретной учебной задачи;
  • умение «слышать» другого, (задать уточняющий вопрос, сопоставить со своей точкой зрения, свою точку зрения с точкой зрения «другого», выйти на следующий уровень вопроса, – и тем самым выйти на следующий качественный уровень знаний;
  • умение выстраивать образовательную деятельность как многофункциональный диалог: в предметном и в коммуникативном контекстах, что является основой формирования комуникативной компетенции и общей информационной культуры.

Урок, построенный на основе индивидуальной работы ученика с ЭОР

Данный вариант урока идеально подходит для работы в разноуровневом классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика. Следует учесть, что этот вариант наиболее сложен для реализации, поскольку требует не только серьезной предварительной работы (подготовки заданий, оценки уровней их сложности, простраивания вариантов группового и индивидуального консультирования, формы подведения итогов занятия и фиксации индивидуальных учебных достижений учащихся.

На таком уроке каждый ученик работает с ЭОР самостоятельно (при наличии аудиозаписей – в наушниках). При этом учитель может выбрать для каждого ученика соответствующий индивидуальным познавательным возможностям уровень изучения материала (уровень сложности), т.е. определенную индивидуальную траекторию изучения материала.

Такой тип занятия может быть промежуточным при усвоении какой-либо развернутой темы или подведении итогов по разделу знаний. Следует учитывать также необходимость смены деятельности, чередования различных видов работы, поскольку ее однообразие приведет к потере активности восприятия и замедлит темпы усвоения информации.

Глава II. Практическое применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве  малокомплектной школы.

  2.1. Информационные коммуникационные технологии в образовании: формирование УУД у младших школьников с использованием ИКТ

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.В зарубежной психологии  такая переориентация нашла отражение в создании новых подходов - деятельностно-ориентированном учении и обучении; учении, ориентированном на решении задач (проблем), учении, ориентированном на процесс, т.е. на осознанное овладение самим процессом учения, входящими в его состав действиями, их последовательностью и связями между понятиями; учении в процессе решения задач, имеющим непосредственную связь с практическими ситуациями из реальной жизни;проектной работе.По сути, происходит переход - от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений;  от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных ситуаций реального жизни;  к  сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию учащихся в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у обучающихся общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.

Теоретико-методологической основой разработки Программы развития универсальных учебных действий  для предшкольного и начального общего образования в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  

Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В связи с этим были разработаны требования к  материально- техническому обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования, что позволило в полной мере использовать в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии.

Ключевое значение имеет учебное  и учебно-наглядное оборудование. Его состав призван обеспечить создание  учебной и предметно-деятельностной среды в условиях реализации ФГОС, содействующей обучению и развитию младших школьников.

Соответствующая учебная и предметно-деятельностная среда призвана обусловить достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ, способствуя:

–  переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работ, переносу акцента на аналитический компонент учебной деятельности;

–  формированию умений работы с различными видами информации и ее источниками;

 – формированию коммуникативной культуры учащихся.

В соответствии с Перечнем основными компонентами  учебного оборудования являются:

 – книгопечатная продукция;

 –  печатные пособия;

 – экранно-звуковые пособия, в том числе в цифровом виде, интерактивные доски;

 –  технические средства обучения (средства информационно-коммуникационных технологий);

– игры и игрушки;

–  учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

–  натуральные объекты.

В практике работы школ по обеспечению  образовательного процесса  средствами обучения допускается использование объектов, изготовленных самодеятельным способом  учителями, учащимися и их  родителями. К таким объектам могут быть отнесены  иллюстративные материалы, тесты, презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, макеты.

Таким образом,   информационные ресурсы реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечиватьобразовательную (учебную и внеучебную) деятельность обучающихся.

2.2. Использование ИКТ для развития творческой индивидуальности личности школьника в учебно-воспитательном процессе.

Компьютерная коммуникация как интегрирующее средство, обеспечивающее реализацию учебно-воспитательного процесса, создает условия, позволяющие использовать новые информационные технологии в процессе обучения, научиться квалифицированно, пользоваться новейшими техническими средствами и программными продуктами, приобрести навыки современных способов обработки информации.

Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем

сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги.

Если мы делаем это эффективно и необычно – значит,

нас по праву можно назвать творческими людьми.

Джеймс Алан Гарднер

Применение информационных коммуникационных технологий в процессе обучения, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.

Опыт работы заключается в создании собственной системы уроков, разработке системы их проведения, разработке дидактических, контролирующих материалов (в том числе и электронных) и методики их применения в учебном процессе. Все полученные навыки учащиеся применяют для создания проектов по различным предметам с использованием исследовательской деятельности. Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ – одна из главных задач учителя.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее. Использование ИКТ даёт возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся. Творческие работы представляются учащимися в разной форме, в зависимости от целей и содержания. Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, КТД.

Нельзя оставить без внимания творческую исследовательскую работу, начатую учениками в начальной школе по созданию альбомов-летописей семьи, защите семейного герба и составлению родословной. Над этим проектом учащиеся работают как в дополнительные часы к классно-урочной системе, так и дома, где помощь могут оказать родители. В такой деятельности прослеживается не только преемственность проекта, но и формирование нового подхода к нему – использование компьютерных технологий. В начальном  звене ученики для этой работы используют только работу в графическом редакторе Paint, приложении MS PowerPoint, сети Internet. Использование этого программного продукта делает исследовательскую деятельность более продуктивной и интересной.

Среди технологий, позволяющих осваивать учебный материал и включать в учебный процесс мотивационную сферу ученика, предпочтение отдается тем, которые являются главными составляющими интегральной технологии педагогического процесса.

Применение информационных технологий в учебном процессе позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками.

В своей работе учитель использует стандартный набор программного обеспечения, а также дополнительно программное обеспечение, позволяющее выполнить требования Стандарта (среда программирования – TurboPascal, различные графические редакторы, тестовую оболочку TestMaker и др.). Ученику Интернет предоставляет информационное поле для поиска материала. Учащиеся получают поисковые задания для подготовки уроков, а мультимедиа-проектор делает средства презентационной графики обязательным инструментом при подготовке выступления учащихся.

Структура интерактивного урока отличается от структуры обычного урока. В нее включаются элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. В рамках национального проекта «Образование» проводят уроки с помощью мультимедиа, а также уроки с выходом в сеть Интернет.

Технология (КТД) коллективного творческого дела по методике И.П.Иванова.

Коллективное совместное творчество превращает учеников класса в единомышленников, учит их совместному сосуществованию, создает на уроке атмосферу не конкуренции, а сотрудничества. Такая практическая деятельность является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка.

В процессе исследовательской деятельности ученики не получают знания в готовом виде, а «открывают» их самостоятельно. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Результативность использования этого метода проявляется в динамике развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, увеличении количества и повышении качества исследовательских работ учащихся.

В процессе преподавания основное внимание уделяется методике организации учебного процесса на основе проектного метода обучения с использованием ИКТ. Проектную форму учитель применяет на уроках, в кружках, на специальных курсах, в учебно-исследовательской и домашней работе. Стендовые проекты (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций с помощью средств MS Publisher):

Проект Грамота (диплом) победителю какого-либо конкурса или олимпиады.

Титульная страница любимой книги.

Афиша для кинотеатра о премьере фильма (спектакля).

Открытка или приглашение на праздник для своих друзей.

Интегрированные проекты (форма – групповая, использование мультимедиа средств, программно – технического комплекса ACTIVboard):

 «Животный и растительный мир».

 «Поздравительная открытка».

«Генеалогическое древо своей семьи».

Ребусы или кроссворды по любой теме.

Мультимедиа – технология представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности школьников и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, а также навыков визуально-образного мышления.

Использование мультимедиа позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Учащиеся применяют полученные знания на практике, вырабатывают такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность. В целях оптимального использования времени на уроке в своей работе я создаю авторские презентации и использую различные дидактические средства обучения и контроля учебной деятельности, фронтальные демонстрации уроков, специально созданные по различным темам;

индивидуальные демонстрации уроков, специально созданные по различным темам;

готовые демонстрации некоторых частей уроков с использованием CD-ROM;

видеоролики по различным темам;

практические работы, в виде раздаточных материалов;

практические работы в электронном виде;

тестовые электронные задания для промежуточной проверки знаний по различным темам;

контрольные тестовые электронные задания по различным темам.

Мультимедиа технология позволяет развить у учащихся навык самопрезентации и публичных выступлений: речевое мастерство и способы снятия эмоционального напряжения перед выступлением.

Главным признаком того, что использование таких технологий стремится решить задачи обучения школьников телекоммуникационным навыкам, может служить тот факт, что приобретенные навыки учащиеся применяют во внеклассной, общешкольной деятельности. Учащиеся принимают участие в создании презентации для проведения общешкольных («Первое сентября», «День учителя», «День матери», «Новогодний утренник», «День защитников отечества», «8 Марта») и классных мероприятий (традиционные праздники класса и школы). Помогают учителям в создании презентаций уроков.

Информационные коммуникационные технологии поддерживают широкий диапазон методических и организационно-педагогических нововведений: работу в группах сотрудничества, проектную работу, альтернативные методы оценки достижений учащихся т.д. Эти нововведения дают существенно более заметный эффект в развитии творческой индивидуальности личности школьника.

Глава III.  Практическое использование ИКТ в обучении младших школьников

3.1.Организация и база исследования.

Целью исследования  стало практически определить возможность и эффективность использования ИКТ для формирования УУД у младших школьников.

Объектом исследования являются сформированность УУД у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Предмет исследования: использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности для формирования УУД у младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и  методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Изучить особенности формирования УУД у младших школьников.
  3. Выявить уровень сформированности УУД у младших школьников.
  4. Составить проект серии уроков в соответствии с требованиями ФГОС НОО, а также итоговые тестовые задания.

Гипотеза исследования:   работа по формированию УУД  у младших школьников будет наиболее эффективной, если на уроках и во внеурочное время использовать ИКТ и предложенные рекомендации по их использованию.

Методы исследования: изучение теоретических источников (психолого-педагогической литературы), педагогическое наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, математическая обработка  результатов эксперимента.

 Исследование проводилось на базе МКОУ «Боровская СОШ», филиал «Зюзинская ООШ» Белозерского района Курганской области. В эксперименте приняли участие школьники (учащиеся третьегокласса) в количестве 7 человек.  

  Современные условия производства и повседневной жизни требуют от учащихся наличия базовых знаний и умений интегрированного характера, универсальных для разных видов деятельности, которые они должны уметь применять в различных условиях для решения жизненных задач. Как показывают исследования в области специальной психологии и педагогики, характерными особенностями детей   в процессе усвоения знаний являются: 1) неумение объединять знания, полученные при изучении различных учебных предметов; 2) трудности в практическом использовании изученного материала.

  Учитывая склонность детей к формальному усвоению предлагаемого материала, его сложность, важным направлением исследования является разработка содержания и методики обучения, способной обеспечить  развитие интеллектуально-практических умений самостоятельного использования знаний в решении жизненно-практических задач. Одним из путей решения задачи является использование на уроках информационно-коммуникационных технологий, что способствует более эффективному решению образовательных задач обучения.

     Обучение с учетом межпредметных связей обеспечивает усвоение целостных знаний, объективно отражающих реальные взаимосвязи объектов и явлений окружающего мира, формирование умений их переноса в новую ситуацию.

    Экспериментальное исследование посвящено разработке серии уроков по формированию УУД   с использованием ИКТ.

3.2.   Анализ результатов исследования.

Анализ проведенного контрольного исследования результатов   обучения показал, что применение  ИКТ на уроках и во внеурочное время, способствовало: осознанному усвоению знаний, их большей полноте, дифференцированности, прочности; формированию УУД.

     Таким образом, экспериментальное обучение показало, что формирование качественных УУД,  их использования в практической деятельности и новых жизненных ситуациях возможно осуществить с большим успехом, если использовать ИКТ.  Более высокий качественный уровень  знаний и интеллектуально-практических умений их применения, лучшаясформированностъ умений переноса также свидетельствуют о положительном к  влиянии подобного обучения на процессы восприятия, памяти, мышления, речи.

      Положительные результаты обучающего эксперимента подтвердили гипотезу исследования и позволили сделать вывод о значительных возможностях, имеющихся у учащихся   в  формировании УУД.

     Практическое использование результатов исследования будет способствовать совершенствованию процесса обучения  и повышению уровня готовности учеников к трудовому обучению, овладению профессией и социальной адаптации в целом.

3.3.  Деятельность учителя по формированию УУД у школьников с использованием ИКТ.

Информационная технология, по мнению Г.К. Селевко может быть реализована в трех вариантах:

  • как «проникающая» (использование компьютера при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);
  • как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);
  • Как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера).

Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель монотехнологическое обучение, т.е. самостоятельная учебная работа ребенка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы. Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

  • создание уроков с использованием ИТ;
  • творческая проектная работа учащихся;
  • дистанционное обучение, конкурсы;
  • библиотека, ресурсы Интернет;
  • элективные курсы;
  • социально – психологический мониторинг становления личности учащегося;
  • творческое взаимодействие с педагогами.

Содержание инновационной деятельности

Мною   было проведено анкетирование учащихся с целью определения мотива учебной деятельности, типа памяти, мышления.

Была проведена диагностика сформированности учебной деятельности классов, в которых я работаю.

По результатам диагностики учащиеся класса делятся на группы:

  • положительно относятся к учебе и хорошо владеют приемами учебной деятельности;
  • положительно относятся к учебе, но не владеют приемами учебной деятельности;
  • отрицательно относятся к учебе, но владеют приемами учебной деятельности;
  • отрицательно относятся к учебе и не владеют приемами учебной деятельности.

Деление на группы условно и в процессе обучения учащиеся перемещаются из группы в группу. Но к какой бы группе не был отнесен ученик целесообразность и эффективность работы на уроке с использованием компьютерных технологий очевидна (выборка из опросника) в таблице 1.

Таблица 1.

3 класс

4 класс

 1. Какой вид организации урока больше нравится ?

Обычный урок.

5%

2%

Урок с компьютерной поддержкой

85%

93%

 2. Какой вид работы предпочитаете?

Работать с учителем.

47%

38%

Работать в группе.

35%

17%

Самостоятельно работать с программой.

18%

45%

Как видно из представленной выборки, существенных различий в выборе вариантов ответа между классами нет.

Формы использования ИКТ

В процессе преподавания информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:

  • мультимедийные сценарии уроков;
  • проверка знаний на уроке;
  • внеурочная деятельность

Мультимедийные сценарии уроков Одно из преимуществ использования ИКТ является резкое увеличение времени самостоятельной работы. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы. Работа будет творческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых знаний.

Использование на уроках мультимедиа реализует такие принципы:

Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Принцип природосообразности. Использование материалов Интернет вызывает интерес учащихся старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.

Принцип доступности: данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

Принцип системности: использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

Принцип последовательности: как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

Практикую проведение таких уроков как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного.

Контроль знаний на уроке

В данном блоке реализуется принцип доступности, компьютер выступает в роли рабочего инструмента как средство подготовки и хранения заданий и тестов и оценивании знаний учащихся.

Тестирование с использованием компьютера.

Учитель заранее вводит в компьютеры тест и предлагает учащимся выполнить. Ученик работает самостоятельно в течение 5—10 минут. Объём и характер заданий позволяют выявить знания за 5—10 минут. Подобную работу на доске или в тетради учащийся способен выполнить в течение 15—20 минут.

На одно задание есть несколько вариантов ответов. При ошибочном ответе ученика появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибке появляется правильный ответ. Последовательность ошибочных действий ученика сопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. В итоге, учитель видит реальные знания, а у учащихся нет претензий к учителю за выставленную отметку.

Как же ИКТ могут помочь современному учителю в его работе?

Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта и опыта учителей нашей школы.

1. Учителя подбирают иллюстративный материала к уроку, оформляют стенды класса

2. Работают с ресурсами Интернет: подбирают дополнительный познавательный материал к урокам, знакомятся со сценариями праздников и внеклассных мероприятий.

3. Обмениваются опытом, наработками других педагогов школ

4. Оформляют классную документацию, отчеты.

5. Используют готовые обучающие (игровые, развивающие) программы.

6. Создают презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности урока.

Вот  примеры из опыта работы, подтверждающие эффективность использования компьютеров на всех стадиях педагогического процесса:

•        на этапе предъявления учебной информации учащимся:  

презентации

 «Круговорот воды в природе» 3 кл,

«Природное сообщество – луг» 4 кл

 « Как уберечь себя от болезней» - 2 класс

 «Музыкальные инструменты» - 2 класс

•        на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером :

 презентация «Путешествие по природным зонам России»

•        на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний ,навыков, умений  презентации

 « В царстве математики» 4 кл

  «Таблица умножения» 3 кл

«Повторение. Действия с многозначными числами» 4 кл

•        на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения (Программа «Наставник»)

•        на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации. (Программа «Наставник»)

Контроль знаний - это область, вокруг которой проходит много дискуссий. Многие педагоги и психологи пытаются аргументировано ответить на вопрос: может ли «бездушная» машина оценить знания учащихся? Однако, на практике общепризнано, что использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную, малоинтересную работу по проверке тестов, контрольных работ, что позволяет проводить контроль чаще и снизит фактор субъективности. Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества: учитывается разная скорость работы учащихся, задания дифференцируются по степени трудности; повышается объективность оценки; ученик видит детальную картину собственных недоработок; оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса. Приведу примеры тестовых заданий компьютерного типа, где например, предлагается ученику выбирать верный ответ из 3-5 предложенных. – Какие из данных слов являются существительными? 1)туман, 2)светлый,3) радость, 4) писать, 5) рисование

Если ученик справился с заданием без ошибок ПК приветствует ребенка: «Молодец, умница и ученик может перейти к следующему заданию. Если же ребенок допустил ошибку, ПК сообщит ему об этом : «Ты ошибся, подумай еще» и предложит повторить правило на данную тему.

 – Укажите, какой из приведенных фактов не является признаком глагола?

1) часть речи, которая изменяется по временам;

2) часть речи, которая изменяется по лицам и числам;

3) часть речи, которая изменяется по родам и падежам;

4) часть речи, которая в предложении обычно является сказуемым.

Из предложенных ответов ребенок выбирает верный и по гиперссылке переходит к следующему вопросу.

Компьютерная презентация позволяют наиболее полно и интересно проиллюстрировать содержание излагаемого материала, дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей своего  класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Проведение уроков в форме презентаций увеличивает объем информации для усвоения. Создание презентаций — творческий, интересный, хотя, трудоемкий процесс. Но, как показывает опыт, потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату. К урокам окружающего мира ученики моего класса сами готовят презентации по предложенным заранее  темам. Таким образом , они получают дополнительную информацию из разных источников. Компьютер дает прекрасную возможность для анимации, которая удерживает внимание. Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием. При закреплении ребята работают более активно, у них много впечатлений ,т.к. все смогли не только прочитать материал урока, но и увидеть его. Презентация может идти на протяжении всего урока, так называемым "пунктиром», а может занимать только его часть. На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка и т.д.

Мне кажется, что список возможностей программы Power Point для повышения эффективности уроков еще далеко не полон, и хочется надеяться, что возможности программы PowerPoint поможет учителям повысить эффективность уроков по различным предметам.

В соответствии с гигиеническими требованиями по использованию персональных компьютеров в начальной школе для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Для понижения зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации: оптимальная продолжительность непрерывного занятия за компьютером для учащихся I-IV классов должна быть не более 15 мин; с целью уменьшения зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности упражнения можно проводить в игровой форме. Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.  Уроки с применением компьютерных технологий не могут быть ежедневными еще потому, что при их подготовке и организации от учителя и ученика требуется гораздо больше интеллектуальных и моральных усилий, чем при подготовке обычного будничного урока. Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение. Это классные часы и мероприятия («День нравственности», «День Победы», «День космонавтики», «Урок мужества»), проектная деятельность учеников. Компьютер позволил уже в начальной школе ввести элементы проектной деятельности. Создание проектов позволяет не только получить навыки работы в программе, но и служит развитию познавательных интересов, творческих и интеллектуальных качеств личности ребенка, воспитанию эстетических вкусов.  Ребятами, занимающимся в кружке «Занимательная информатика» созданы проекты: «Экологический журнал», «Красная книга природы зауролья»,  «Рисуем в Point» Отношение родителей к урокам с применением компьютерных технологий самое положительное. Заходят в класс, с уважением, интересом - а ведь это впечатление им передали сами дети.

Качественные показатели эффективности работы

Продуманный выбор приоритетных направлений деятельности, квалифицированное планирование учебного процесса, ориентированное на цели и задачи обучения, применение ИКТ, повышение квалификации путем прохождения проблемных и постоянно действующих курсов, участие в работе семинаров, а также самообразование позволяют мне добиваться стабильных результатов в обучении учащихся математике. Уровень эффективности обучения и качества обученности можно проследить в динамике трех последних лет. (Таблица 2)

Таблица 2.

Уровень обученности и качество знаний учащихся на начало года и первое полугодие.

начало года

первое полугодие

2 кл

4 кл

2 кл

4 кл

Уровень обученности (%)

100%

100%

100%

100%

Качество знаний (ср. %)

45%

70 %

60%

75%

В качестве ожидаемых результатов проекта, можно выделить следующие:

  • формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности;
  • повышение мотивации к обучению учащихся;
  • овладение компьютерной грамотности учащимися, повышение уровня компьютерной грамотности у учителя;
  • организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся;
  • создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе.
  • развитие пространственного мышления, познавательных способностей учащихся;
  • эстетическая привлекательность уроков.

Заключение

Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.

Из выше сказанного следует, что знания усваиваются учеником благодаря его собственной деятельности, организуемой и управляемой так, чтобы ученик имел перед собою реальные ориентиры, позволяющие ему совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя.

Последнее десятилетие уходящего века поставило школу в ситуацию необходимости введения существенных изменений в систему обучения и воспитания учащихся. Эти изменения должна обеспечить реформа школы, которая продиктована модернизацией образования, компьютеризацией школ. Я думаю, что применение информационно-коммуникационных технологий на уроках   в какой-то степени способствуют решению этой проблемы.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( утверждён приказом Минобрнауки России 06.10.2009, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009, рег.№ 17785).
  2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова.-М.: Просвещение, 2008- 151 с.
  3. Бетенькова, Н.М.Конкурс грамотеев: дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы: книга для учителя/Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин.-М.:Просвещение, 1995. – 126 с.
  4. Волина, В.В. Русский язык: Учимся играя./В.В.Волина. – Екатеринбург: АРГО, 1996.- 425 с.
  5. Дмитриева, О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс/ О.И.Дмитриева.-М.: ВАКО, 2013.- 384 с.- (в помощь школьному учителю)
  6. Канакина, В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 2013.-159 с., ил. – (Школа России)
  7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.; под ред.Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.- М.: Просвещение,2009.-215с.-(стандарты второго поколения)
  8. ЭОР.Тренажёр «Словарные слова» http://www.proshkolu.ru/user/Olgas28/file/1587151/
  9. ЭОР. Тренажёр «Родственные слова»http://pedsovet.su/load/238-1-0-34192
  10. Физкультминутка http://pedsovet.su/load/244-1-0-34315

Приложение

Проект учебного занятия по предмету «Русский язык» 3 класс  

Автор проекта:

Гришокова Ульяна Николаевна

Зюзинская ООШ, филиал МКОУ Боровская СОШ

Пояснительная записка.

Данный  проект составлен  на основе ФГОС НОО, примерной программы по предмету «Русский язык», а также  авторской программы «Русский язык» В.П. КанакинаВ.Г.Горецкий  (образовательная программа «Школа России»)

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Цель проекта: разработка серии уроков в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Задачи проекта:

1. Изучить требования к современному уроку.

2. Познакомиться с современными технологиями при проектировании урока.

3. Спроектировать серию уроков в соответствии с ФГОС НОО.

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Цель: формирование определения «корень  слова».

Задачи: 1. Сформировать знания определения «корень слова» и умение определять корень в однокоренных словах.

              2. Развивать умение классифицировать по данному основанию.

             3. Воспитывать любовь к языку, к природе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы организации: групповые, индивидуальные, фронтальные

Методы обучения:

метод стимулирования и мотивации

словесно-наглядный

проблемно- поисковый

самостоятельная работа

практический

интерактивный (в группах)

метод самоконтроля

Технология: обучение в сотрудничестве

Оборудование:  

В.П.Канакина В.Г. Горецкий. Русский язык .Учеб.для 3 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2013

Компьютер, проектор, экран

Презентация

Карточки

Конверт с письмом

Листочки с вопросами

Планируемые результаты урока:

1.  знать определение «корень слова»; образовывать однокоренные слова

2. составлять описательный текст по картине

3. правильно согласовывать действия в группе

4. формулировать  самому себе простые правила поведения в природе

5. определять цель учебной деятельности с помощью учителя