РАЗМЫШЛЕНИЯ О ГЛАВНОМ

Митина Марина Ивановна

Мое призвание – учитель. Когда спрашивают: «Кем Вы работаете?», меня коробит от необходимости отвечать пустой фразой: «Учителем». Не потому, что это сейчас совершенно непрестижная профессия. Просто для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня «учитель» – это жизнь (смысл моей жизни). Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравится быть учителем.

Быть учителем я не собиралась. Я очень любила математику, русский, немецкий и английский  языки, в общем любила учиться. Однако талант, как говорится, в землю не зароешь. Видя мои природные способности к языкам (я была неоднократной победительницей школьных и районных  олимпиад), умение ладить с людьми, мне все пророчили судьбу «Быть тебе учителем». Дальнейшей ступенькой на пути познания  явились годы учебы на факультете иностранных языков Омского государственного педагогического университета по специальности  учитель английского и немецкого языков. Чему быть того не миновать и я стала учителем.

Я выбрала свой путь: вверх по лестнице жизни к её вершинам – Добру, Истине, Красоте. Когда начинала работать (17 лет назад), опыта работы с детьми не было. Но было главное: знание предмета  и желание работать.

Школа – моя стихия. В ней я чувствую себя, как рыба в воде, – легко и свободно. И весело! Скажешь что-нибудь ребенку – и сразу же видишь живую, непосредственную реакцию. Мне доставляет радость чужая радость, чужой успех! Радость человеческого общения, радость встречи.

Что делать? Что делать?»- не раз панически спрашиваю я себя, (Чернышевский, кстати, был не оригинален в этом вопросе).

Действительно, как сделать подачу знаний на уроке привлекательной для ребенка? С экранов телевизоров мы слышим призывы: «Даешь рейтинговую систему оценки знаний! Долой двойки и пятерки — пусть дети получают от 50 до 100 баллов!» Гордон и Соловьев с умным видом спорят о введении двенадцатилетнего образования… А дети как учились, так и продолжают: кто с ленцой, кто с энтузиазмом, кто с четкой целью (в соответствии с избранной будущей профессией), кто оттого, что «так мама сказала». А мы, учителя, ставим «двойки» энштейнам…

Второй по известности вопрос, поставленный А. Герценым, — Кто виноват? — по-видимому, так и останется риторическим: ученики недовольны учителями, родители бранят детей и учителей, учителя обвиняют правительство, правительство ищет «стрелочника»…

Семнадцать лет прошло в школе, а, если точнее в любви к предмету, в научно-методической работе, в олимпиадном движении, исследовательской деятельности, наконец, в дежурствах на дискотеках (трудовая повинность — ночь «выпускного вечера»). Где-то анализируя ошибки, где-то случайно, где-то по наитию «свыше» ( как желаете) сложились определенные привычки, навыки, особый язык общения с учащимися.

Да, за 17 лет работы с детьми я могу сказать, что я состоялась — и как учитель и как классный руководитель. За эти годы я создала собственную систему взаимодействия с учащимися. Главное ее правило – создать каждому ребенку ситуацию успеха, убедить каждого в том, что у него все получится. Что он способный и умный. И результат не замедлит сказаться. В благоприятном психологическом климате класса у учащихся, даже тех, кто не силен в  иностранных языках, формируется положительное отношение к учебе и предмету.

Считаю, что применение развивающих и информационных технологий обучения в сотрудничестве с ребенком позволяет решать задачи личностно-ориентированного подхода на этапе усвоения знаний, формирования интеллектуальных умений, необходимых для дальнейшей самостоятельной исследовательской и творческой работы.

В результате творческих поисков, практической работы у меня сложилась своя система обучения. В основе ее лежат методы коллективного и активного обучения, исследовательская деятельность, виды  познавательной учебной работы, которые в целом представляют мою педагогическую философию. Ядро этой философии – четкое планирование учебно-воспитательного процесса, подчинение поставленным целям его содержания и методов, контроль за достижением поставленной цели. Технология моей работы направлена на пласты развития обучающегося (зона ближайшего развития, саморазвития, актуального развития, самообразование, самодифференциация, рефлексия). И мой педагогический принцип – помочь ученику раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в учебной деятельности. В моей работе помогают мне пять шагов к активному обучению, пять методов:

Первый шаг – подготовка учащихся к обучению.

Второй шаг – исследование, где я разрешаю обучающимся делать самостоятельный выбор, где они работают совместными усилиями с другими учениками в процессе обучения, где на уроке царит доверие учителя к ученику, где каждый участник образовательного процесса имеет свое мнение, выслушивает ответы других и сравнивает их  со своими.

Третий шаг – это открытие самим учеником истины познания, общения.

Четвертый шаг – усвоение. Обучающийся должен понимать и применять на практике то, чему он научился, результатом чего является перемена в мышлении, в отношении к окружающему и в перемене поведения.

Пятый шаг – применение на практике. Нравственные ценности, этические нормы становятся насущной частью каждодневной жизни.

То, что люди делятся на «физиков» и «лириков», — давно известно. Один не усвоит формулы и не решит сложные задачи, зато запросто расскажет вам о Бородинском сражении или о любви Александра Сергеевича Пушкина к Анне Керн. Но я стараюсь  всегда учитывать индивидуальные особенности учащихся и в соответствии с этим подбирать для них характер работы на уроке.

Способность принять ребенка таким, какой он есть – первый шаг к пониманию его внутреннего мира и истинных мотивов его поступков.

Детям нужно тепло, осознание своей необходимости, и если ты даешь это, связь с ними становится многолетней. Если ученик хочет видеть в тебе не только школьного преподавателя, но и учителя жизни, то надо быть готовым и к этому служению. Иначе ты плохой учитель, вратарь – дырка, строитель не образа, а безобразной мумии. Продолжать отдавать себя детям хочется, когда в тебе звучат слова выпускника: «Спасибо за обретенный мною смысл жизни».

Есть притча о царе, который  мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный,  какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час — настоящий, тот,  который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.

Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня — мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье.

 

Я рада, что могу, как А.В. Суворов, воскликнуть: «Я счастлива тем, что повелевала счастьем». Только великий военачальник был счастлив, ведя полки к победе, я же ощущаю его, когда вижу великий смысл моего маленького служения сердцам и душам учеников.

Подводя итог, могу сказать, что педагогическое мастерство, преданность делу, глубокое знание предмета, любовь к детям, умение развивать в каждом из них лучшие качества – все это определяет мою педагогическую философию.

 Мудрец подобен водам родника.

Постигнуть мудрость — в жизни разобраться

И передать ее ученикам,

Чтобы плодов от их трудов дождаться.