Новый взгляд на педологию.

Аристова Виктория Валерьевна
Смотри на действие божие ибо кто может выпрямит то, что он сделал кривым.
                                                                                              Эклезиаст (Книга царя Соломона)
Я не только считаю, что мы можем подделать творение матери природы, но что она сама от нас этого ждёт.
                                                          Вилли Геллер
В этом году известной нам педологии исполняется 120 лет, но об её целях, которые не смогли установить сами педологи, известно очень мало. Так же ничего конкретного нельзя найти в интернет сети и книгах о критериях, по которым педологи судили о способностях ребенка. Были ли здесь использованы тесты или живое общение с объектом исследования никто точно не знает. Мало кому из молодого поколения известно, что существовали определённые принципы, на которые опиралась педология в своей работе, являющиеся в свою очередь весьма правильными. Полагают, что педолог 30-х годов был похож на школьного психолога настоящего времени, только не имел столько точек влияния на детей и их родителей, включая учителей. В процессе изучения материала по данной теме ко мне пришла идея проверить родословную данной науки. Если вы думаете, что сейчас я начну рассказывать об истории развития педологии в России и других странах, вы ошибаетесь. Данные, приведенные мною, являются исключительно моими выводами, с которыми каждый имеет право согласиться или не согласиться.
Педология распалась, не сказать, что на пике своего развития, но уже имея некоторый определённый блок знаний. Через годы появилась психология детского возраста, в чём-то дублирующая педологию. В центре системы стоял ребенок, как объект изучения, дающий почву для жизни многим других отраслям: педагогика, биология, медицина, психология, этика и другие. Идея о воспитании «идеального человека» стояла для опоры в центре науки педология. Данная наука предоставляла возможность опираться на способности, уже заложенные природой, но учитывала также социальную среду и, конечно же, наследственность. Не удивительно, что возврат идей педологии пришёл с прорастанием генетики, науке о закономерностях наследственности и изменчивости. Мы стали изучать механизмы эволюции, т.е. нерукотворную науку эволюции.
            Генетика спасает нас от многих заболеваний, что, конечно же, является положительным прорывом в области медицины. Скоро уже можно запрограммировать характер и интеллектуальные возможности своего ребенка, не говоря уже о цвете кожи, глаз и волос. Набирает обороты евгеника, хорошо замаскированная под генетику и геномику. Евгеника, на мой взгляд, во многом похожа на педологию – говоря об одно и том же, они просто используют разные методы. И не стоит сразу называть евгенику  программой Либенсборн, так как для её реализации Гитлер имел свои личные причины, о которых не сложно догадаться, подробно изучив его жизнь. Евгеника говорила о том же, о человеке, который должен быть идеальным: одаренным и здоровым, интеллектуально развитым, а самое главное, таким образом мечталось предупредить алкоголиков и социально не состоявшихся. Генетика поддаётся бифуркации: две сестры близняшки в истории человечества искали пути решения проблемы несовершенства человека. Педология была ближе всего к разрешению проблемы, избрав отправным пунктом ребенка, ибо с детства начинается становление личности.
            Не приятно слышать, что педология – это забытая наука, точнее даже псевдонаука. Оглянитесь вокруг: физически отсталые, смертельно больные, психически не нормальные, эмоционально не уравновешенные дети, порожденные развитой цивилизаций нуждаются в помощи, но, увы, мы имеем силу и знания, но не умеем ими пользоваться. Никто не задумывался, что давно пора запустить программу совершенствования человека, ведь вера, как основной регулятор духовного составляющего людей постепенно стареет. Педология погибла, и хороша ли она была или нет, не мне судить, ведь я не отдавал свои силы и идеи на благо её развития, не училась смотреть правде в глаза, что человек не совершенен. Из-за страха не совершенства, страха животного, который оправдывается теории Ч.Дарвина, человек стал называть программы совершенствования псевдонауками, которые не признаются разумом. А все ли можно объяснить научно? Я считаю, что нет. Пусть сегодня я не столько рассказала о педологии, сколько хотела, возможно, даже не то, что многие ожидали услышать, но я поделилась с вами тем, что родилось у меня после знакомства с понятием и историей педологии. Как учителя начальных классов мы имеем право запускать механизм совершенства в своих классах ища и развиваясь вместе с детьми.